СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе :
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, планируемые результаты обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе :
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 06.10.2009 года).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
примерной программы по литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под реакцией В.Я. Коровиной (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.П. Полухина, В.И. Коровин, И.С. Збарский), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
учебного плана МБОУ СОШ №8 х. Чернышёв;
федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, планируемые результаты обучения.
НРиЭ (этнокультурный) особенности – 10 % по приказу МО и Н РА.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности обучающихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Основным индикатором достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).
адаптированное обучение: программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы в целом доступна учащимся с ОВЗ. Однако усвоение ряда тем требует предварительного формирования практических речевых умений, уточнения и расширения словарного запаса и работы с текстом художественного произведения, постижения авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Задачей обучения является развитие у ученика с ОВЗ интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыка чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления его эстетического воспитания. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2009 г.) предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений
определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентированной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Основные виды устных и письменных работ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны:
Знать/понимать
содержание изученных литературных произведений,
основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения,
работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
оценивать характеры героев, их поступки;
заучивать наизусть и выразительно читать,
выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
писать сочинения на литературную тему,
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
Использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
уметь ориентироваться в окружающем мире,
уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;
овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Любимые книги | Беседа. | Беседа, комментированное чтение, работа с учебником, работа в парах сильный-слабый с дидактическим материалом; работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос) | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению
| Тест, вопросы и задания | Сочинение –рассуждение по восточному высказыванию | |
2 | Устное народное творчество. Предания. | Беседа. | Сообщения, пересказ, характеристика героев, сравнительный анализ, работа с репродукциями; составление конспекта в парах сильный-слабый по теме «Специфика происхождения, форм бытования фольклора и литературы», составление тезисного плана устного сообщения | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и многообразии природы, народов, культур и религий | Чтение, вопросы | Вопросы и задания учебника | |
3 | Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа . | Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств | Характеристика героя, составление плана, беседа, групповая практическая работа. Выразительное чтение, устное или письменное рецензирование, составление тезисного плана. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Выразительное чтение | Задания учебника |
|
4
| Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | Урок внеклассного чтения. |
|
| Выразительное чтение | Задания учебника |
|
5 | Карело-финский эпос «Калевала» | Внекл. чтение |
|
| Выразительное чтение | Вопросы и задания учебника |
|
6 | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов. | Комбинированный урок | Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: переносный смысл пословиц и поговорок; значение пословиц и поговорок в жизни народа; общность тем пословиц и поговорок разных народов; гуманистический пафос пословиц и поговорок. Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи | Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания. | Задание 3 |
|
7-8 | Древнерусская литература. Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». | Рассказ учителя. Эвристическая беседа Работа над выразительным чтением.. | Беседа, сообщение, чтение и анализ, запись, самостоятельная работа, работа в парах сильный-слабый (устные и письменные ответы на вопросы), практическая работа (анализ текста «Поучения…» с использованием цитирования) | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать текст жития, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | Выразительное чтение | Вопросы и задания учебника | |
9 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских»». | Комментированное чтение | Работа в парах сильный-слабый по теме «Отражение исторических событий и вымысел в «Повести…», самостоятельная работа, выразительное чтение, рецензирование ответов, чтения |
| Вопросы учебника | Подготовка к письменной работе по произведениям фольклора |
|
10-11 | Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» или ПРОЕКТ «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | Урок – обобщение. | Работа с теоретическим литературоведческим материалом по теме урока, составление тезисного плана статьи, пересказ отрывков, коллективная практическая работа (характеристика героев) | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Сочинение-рассуждение | Чтение статьи о М.В. Ломоносове |
|
12 | Произведения русских писателей 18 века. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | Лекция. Практикум анализа стихотворения. | Самостоятельная работа, работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения), практическая групповая работа, работа с учебником, чтение отрывков из произведений. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | | | |
13 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | Обучение устному рассказу и выразительному чтению. |
|
|
|
|
|
14-15 | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением. | Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя, работа в парах сильный-слабый (устное рецензирование выразительного чтения), групповая работа по тексту стихотворения | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | | | |
16 | Произведения Русских писателей 19 века. А. С. Пушкин.. Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы | Лекция | Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения, конкурс выразительного чтения, работа со словарём; групповая работа по тексту поэмы, практическая работа | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
17 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. |
|
|
|
|
|
18 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник | Лекция. Беседа по иллюстрациям. | Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа, практическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге»; лабораторная работа в парах сильный-слабый (Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие баллада) | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | | | |
19 | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | Эвристическая беседа. | Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | | | |
20 | А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель» | Слово учителя. Эвристическая беседа. Беседа по иллюстрациям. | Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, подбор цитат | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля | | | |
21 | Анализ эпизода повести «Станционный смотритель» | Диспут. Слово учителя. Рассказ по картине. |
|
|
|
|
|
22 | Анализ эпизода. Самсон Вырин у Минского. |
|
|
|
|
|
|
23-24 | М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу. | Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | | |
25 | Проблема долга и чести в поэме М, Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». | Эвристическая беседа | Выступление подготовленного учащегося, комментированное чтение, работа с теоретическим литературоведческим материалом, работа по карточкам, работа в парах (иллюстрирование понятие опричнина примерами из «Песни…»), самостоятельная практическая работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | | |
26 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. | Практикум анализа стихотворения. | Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений, практическая работа «Анализ стихотворений», работа в парах (подбор цитатных примеров для аргументации в рассуждении), самостоятельное составление тезисного плана рассуждения. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деятельности | | | |
27 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Урок выразительного чтения. | Практикум анализ стихотворения. |
|
|
|
|
|
28 | Рассказ Ю.Яковлева «Багульник» | Урок внеклассного чтения | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию |
|
|
|
29 | Н. В. Гоголь. Страницы жизни. |
| Выступления подготовленных учащихся, словарная работа, работа в парах (поиск в тексте незнакомых слов и определение значений с помощью словаря), лабораторная работа (составление лексических и историко-литературных комментариев) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков самодиагностики исследовательской деятельности | | | |
30 | История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | Эвристическая беседа | Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтении е | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
31 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья. | Лекция. | Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтении е | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
32 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести. | Эвристическая беседа. Составление плана характеристики |
|
|
|
|
|
33 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести. | Эвристическая беседа. | Комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтении е | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
34 | Трагедия Тараса Бульбы | Диспут |
|
|
|
|
|
35 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | Слово учителя. Эвристическая беседа. |
|
|
|
|
|
36-37
| Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя». | Урок развития речи. | Составление характеристики героев с опорой на текст, составление тезисного плана для пересказа, самостоятельная работа(письменный ответ на проблемный вопрос) | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
38 В/ч | Внеклассное чтение. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» | Урок внеклассного чтения | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа. Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
|
|
|
39-40К | Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Контрольная работа. | Урок контроля |
|
|
|
|
|
41 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | Рассказ учителя. | Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново, аналитическая беседа; самостоятельная работа с литературоведческими терминами, работа в парах, выразительное чтение, рецензирование | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
42 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
|
|
|
|
|
|
43 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа. | Практикум анализа эпизода. |
|
|
|
|
|
44 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | Эвристическая беседа | Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задачи
|
|
|
|
45 | Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | Обучение выразительному чтению |
|
|
|
|
|
46 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | Рассказ учителя. | Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составление письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения) | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
47 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Практикум анализа эпизода | Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа; составление письменного ответа на проблемный вопрос, работав парах (составление тезисного плана для рассуждения) | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
48 | Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Эвристическая беседа. Составление плана. | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, устное рецензирование, лабораторная работа в группах (подбор цитатных примеров) | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | | | |
49 | М. Е. Салтыков-Щедрин . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | Урок-лекция. Эвристическая беседа | Знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей; работа со словарем литературоведческих терминов, работа в парах (составление таблицы «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста») | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | | | |
50 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | Эвристическая беседа |
|
|
|
|
|
51В/ч | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | Эвристическая беседа; пересказ эпизодов |
|
|
|
|
|
52К | Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Контрольная работа. | Урок контроля |
|
|
|
|
|
53 | Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести | Эвристическая беседа. | Словарная работа, комментированное чтение, беседа, работа с литературоведческими терминами, групповая лабораторная работа по тексту повести, самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, выразительное чтение. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
54 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения. | Беседа, обучение устному рассказу. |
|
|
|
|
|
55Р/р | Классное сочинение по повести «Детство». |
|
|
|
|
|
|
56 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Эвристическая беседа | Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа; индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая лабораторная работа (анализ, выразительное чтение, рецензирование) | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | | |
57 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | Эвристическая беседа |
|
|
|
|
|
58 | А. П. Чехов Биография писателя . «Хамелеон». Живая картина нравов. | Эвристическая беседа | Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения; работа в парах (устное рецензирование выразительного чтения рассказа) | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
59 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | Практикум Инсценировка рассказов |
|
|
|
|
|
60 | А. П. Чехов «Злоумышленник» | Эвристическая беседа | Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа; самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление литературного портрета писателя) | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь анализировать прозаический текст Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
|
|
61 | «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | Урок-концерт. | Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений, их анализ, работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции) | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя |
|
|
|
62 | Произведения русских писателей 20 века. М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов. | Комментированное чтение, беседа, групповая лабораторная работа по тексту повести, составление письменного ответа на проблемный вопрос | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: уметь ставить вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | | | |
63 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | Составление плана характеристики |
|
|
|
|
|
64 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | Беседа с элементами пересказа |
|
|
|
|
|
65Р\Р | Сочинение-характеристика литературного героя. |
|
|
|
|
|
|
66 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Урок внеклассного чтения. | Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, групповая работа (составление тезисного плана рассказов), выразительное чтение | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию | | | |
67 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Анализ художественной формы стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой, составление письменного ответа на проблемный вопрос, групповая работа | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в многообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | | | |
68 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | Эвристическая беседа. |
|
|
|
|
|
69 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче» | Эвристическая беседа | Групповое выполнение заданий, выразительное чтение, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного анализа), письменная творческая работа | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию
| | | |
70 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы. | Комментированное чтение, работа с лексикой, творческая работа, беседа, работа в парах (составление цитатного плана для пересказа) | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | | |
71В\ч | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». | Урок внеклассного чтения. | Групповое выполнение заданий, письменная творческая работа | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Личностные: адекватно оценивает свои достижения, осознаёт возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления
| | | |
72Р | Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Урок развития речи |
|
|
|
|
|
73 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» | Практикум | Групповая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах (составление устного (письменного) ответа на проблемный вопрос), выразительное чтение, рецензирование. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
74 | Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | Проектная деятельность Практикум анализа лирического произведения |
|
|
|
|
|
75 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет. | Урок-концерт | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, самостоятельная работа с литературоведческим материалом, рецензирование | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, Регулятивные: уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения Личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства | | | |
76 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | Эвристическая беседа | Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица, групповая работа (составление плана рассказа Ф.Абрамова), самостоятельная работа (составление письменного сообщения о писателе), групповая работа (выразительное чтение рассказа) | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | | | |
77 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. | Рассказ учителя. Беседа |
|
|
|
|
|
78 | Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Эвристическая беседа | Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, групповая практическая работа (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия портрет героя, речь героя)
| Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя | | | |
79 | Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | Урок развития речи |
|
|
|
|
|
80 | Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. | Ответы на проблемные вопросы | Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, рецензирование, работа в парах (письменный ответ на проблемный вопрос), коллективная работа (различные виды пересказов) | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (текст) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: определять меры усвоения изученного материала Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | | | |
81 | Д. С. Лихачев. «Земля родная» |
| Самостоятельная работа с литературоведческим материалом, работа в парах, составление тезисного плана для пересказа, выразительное чтение отрывков, устное рецензирование | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения в соотнесении с позицией автора текста Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
|
|
|
82 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | Урок-концерт | Чтение стихотворений, анализ, работа с лексикой и выразительными средствами, творческая работа, рецензирование, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений) | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию
|
|
|
|
83 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | Эвристическая беседа | Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом, работа в парах с теоретическим литературоведческим материалом, составление тезисного плана | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Личностные: формирование навыков самостоятельной работы по алгоритму выполнения задач | | | |
84 | Песни на слова русских поэтов 20 века | Урок внеклассного чтения | Работа с материалом учебника, работа в парах по теме «Песня как синтетический жанр искусства», устное рецензирование, выразительное чтение, групповая работа с литературоведческим материалом | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | | | |
85 | А.Хатков. «Смотрим на наши заводы, поля- радуемся» |
|
| | | Наизусть стихотворение «Река» | |
86 | Т. Керашев. О писателе. «Песня девушки». Тема, идея, основные образы романа |
|
| | | Прочитать отрывок романа Т. Керашева «Состязание с мечтой» (с.17-26) | |
87 | Ц. Теучеж. Стихотворения « В ногу с юными идти» |
|
| | | Выучить одно из стихотворений Ц. Теучежа по выбору | |
88 | С. Яхутль. О поэте. Стихотворение «Теберда» |
|
| | | Выразительное чтение стихотворения «Теберда» | |
89 | К. Жанэ. Рассказ «Тайна Ельмыза» |
|
| | | Ответить на вопросы учебника стр. | |
90 | Х. Андрухаев. О поэте и его подвиге. Стихотворения «Кавказ», «Сердце мое просит звонких песен» |
|
| | | Наизусть стихотворение «Кавказ» | |
91 | И. Машбаш. О писателе. «Тембот и Джамбулат». Отрывок из романа «Тропы из ночи» |
|
| | | Ответить на вопросы учебника стр.73 | |
92 | Х. Ашинов. «Бабушка Нысанор» |
|
| | | Ответить на вопросы учебника стр.78 | |
93 | П. Кошубаев. О писателе. «Дедушка» |
|
| | | Ответить на вопросы учебника стр.85 | |
94 | Н.Куек. О поэте. Стихотворения «Сонет», «Предку» |
|
| | | Наизусть стихотворение «Сонет» | |
95 | Р. Нехай. О поэте. Стихотворения «Адыгейские девушки», «Солнце» | Практикум. Слово учителя |
| | | Наизусть стихотворение «Солнце» | |
96 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Практикум. Слово учителя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
97 | Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность». | Эвристическая беседа. Слово учителя. | Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
| | | |
98 | Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | Анализ поэтических интонаций. | Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ, групповая работа (устный или письменный ответ на проблемный вопрос), работа в парах (анализ различных форм выражения авторской позиции), рецензирование | Познавательные: уметь узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя
| | | |
99-100 | Японские хокку. Особенности жанра. | Анализ хокку. | Выразительное чтение хокку, анализ их философского содержания, рецензирование, творческая работа, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы текста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач Личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи | | | |
101-102 | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | Семинар | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом. Групповая практическая работа (подбор цитат, иллюстрирующих понятия герой повествования, тема, идея). | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | | | |
103 | Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». | Урок внеклассного чтения | Знакомство с творчеством автора, работа с текстом, аналитическая беседа, творческая работа Художественный пересказ произведения, сопоставительный анализ | Познавательные: извлекает необходимую информацию из текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и второстепенную информацию Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану Коммуникативные: задает вопросы, слушает, отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признаёт общепринятые морально-этические нормы. |
|
|
|
104 | Итоговое тестирование | Урок контроля |
|
|
|
|
|
105 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. |
|
|
|
|
|
|