СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка курса Путь к грамотности

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка курса Путь к грамотности внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка курса Путь к грамотности»

Пояснительная записка курса «Путь к грамотности»

для обучающихся 2 класса

Рабочая программа курса «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Путь к грамотности» (Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).

Отличительные особенности курса.

1. В программе определены виды организации деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения учебного курса.

  1. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  2. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

  3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных и метапредметных результатов освоения программы положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.,
Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

В ходе решения проектных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа позволяет ребенку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться их достижения. Проводя работу над проектом, ребенок больше узнает о себе, о своих возможностях, сформирует компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную, а также сможет развить качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Организация проектной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие курса не является учебником: оно организует внеурочную деятельность так, что доступные возрастным особенностям младших школьников теоретические и практические исследования и умозаключения становятся достоянием каждого ребенка, его открытием, личным опытом и осознанным знанием.

Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Цели и основные задачи курса.

Цели:

*формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

*обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

*развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Основные задачи:

*развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

*развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

*развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

*формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;

*развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

*формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

*формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Общая характеристика курса.

Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

  • во 2 классе- лексика, фонетика;

  • в 3 классе-графика, морфология, морфемика, орфография;

  • в 4 классе- синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект.

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой. В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат - доклад на определенную тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) - изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема - цель - результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее: 1.Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.

2.Поставить задачи для достижения цели проекта.

3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на этапы). 4.Выбрать способы решения задач на каждом этапе. 5.Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема «Волшебная незабудка», на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта: тема - цель - задачи - гипотеза - информация - продукт -презентация.

Основываясь на личном жизненном опыте, сначала ученики объясняют, где слышали такие слова, затем они знакомятся с научным толкованием этих терминов и погружаются в исследовательскую деятельность.

Разработка каждого проекта, начинается с выбора темы из предложенных учителем вариантов и определения учащимися (по желанию) его вида: индивидуальный, групповой, коллективный.

По каждой теме совместно с учителем формулируются цели и задачи проекта.

Цель – это одно предложение-ответ на вопрос: «Зачем вы проводите исследование?». Обобщенно формулировка цели начинается со слов: «узнать» или «расследовать», «создать», «нарисовать», «сочинить».

Задачи – это действия, которые нужно проделать в определенном порядке для достижения цели. Формулируются задачи с использованием таких фраз, как: «собрать информацию», «провести исследование», «создать продукт».

Каждое занятие посвящается разработке конкретного проекта.

С помощью справочной литературы: словарей по русскому языку, энциклопедий, различных сборников, художественной литературы – учащиеся собирают информацию по теме исследования. Они проводят эксперименты и делают выводы. Для этого учащиеся систематически применяют различные методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, - на практике осознавая их особенности и назначение. Создание творческого или информационного продукта тоже происходит на занятиях и является обобщением их аналитического труда.

Для презентации проекта школьники составляют свое выступление по шаблону. В структуру проекта входит: введение, основная часть, заключение.

Содержание курса «Путь к грамотности» для 2-4 классов не требует от учащихся дополнительных знаний по русскому языку. Тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные лингвистические факты, способные дать простор воображению.


Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю. Данный курс включен в учебный план внеурочной деятельности, проводится во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознании желании служить Отечеству.

Результаты освоения курса.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметнымрезультат ом изучения курса во 2 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знако- во-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), ор-ганизовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.






клас с

метапредметные

предметные



регулятивные

познавательные

коммуникативные



2

обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во

внутреннем плане), контролировать и

обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Получат возможность научиться: определять отличия проектной деятельности от классно-урочной, выявлять с помощью умственных и практических действий отличия речи от языка, применять понятийный аппарат исторического знания и анализа для раскрытия сущности и значения возникновения языка, овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов, овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале, различать словари и определять их назначение расширять свой словарный запас за счет синонимов и антонимов анализировать и сравнивать справочную литературу, использовать полученную информацию в различных видах деятельности, производить исследование по транскрибированию текстов производить исследование звуков речи производить исследование проверяемых и


оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



непроверяемых сочетаний

планировать и реализовывать

исследовательскую деятельность на основе анализа гласных звуков, согласных звуков, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность при изучении орфограмм в корне слова определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-

ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно-

ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи, защищать проектную работу

3

обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане),

обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Получат возможность научиться: проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач, выполнять лингвистическое

иллюстрирование, выполнять индивидуальное задание по алгоритму, находить необходимую информацию, проводить исследование, исследовать и анализировать научно-популярный текст, составлять алгоритм выполнения творческого задания, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность, выполнять проект, применять алгоритм проведения грамматической игры, овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале, выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи, определять их роль, определять


контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



проблемные зоны в предметной, метапредметной и личностно ориентированной сферах деятельности, овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языков у различных народов, корректировать индивидуальный маршрут творческого саморазвития при консультативной помощи учителя, участвовать в коллективной деятельности, анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию, производить морфемный разбор слов, планировать и реализовывать

исследовательскую деятельность на основе анализа морфемного состава слова, различным способам запоминания информации применять алгоритм проведения грамматической игры, защищать проектную работу.

4

обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во

обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Получат возможность научиться: выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений, анализировать состав и структуру предложения, производить синтаксический разбор предложения, анализировать, сравнивать и использовать полученную информацию в различных видах деятельности, проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач, выделять в речи и на письме обращения, следовать нормам написания письма, планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа влияния изучения разделов русского языка на грамотность, анализа роли частей речи, способу объяснения правописания


внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



безударных окончаний глаголов, выполнять индивидуальное задание по

алгоритму,различным способам определения склонения имен существительных, объяснять назначение и роль падежей, находить и анализировать информацию в справочной литературе, различным способам объяснения правописания безударных окончаний имен существительных, поизводить морфологический разбор имен

существительных,характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного, писать резюме по шаблону, обобщать информацию и применять на практике знания, выразительно читать стихотворения о русском языке.

Содержание курса.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «волшебный цветок незабудка» (каждый лепесток которого – это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т.п.

Также предлагается использовать фонетические языковые задачки: Во 2 классе- фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Маша и Медведь»); В 3 классе- морфологические («Приключения Буратино» и др.);

В 4 классе- морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка» ), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»,), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино»).

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.

Разнообразны творческие продукты проектов: материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений».);

  • интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке», резюме «Каков я?».);

  • информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания» ).

Дежурный библиограф - это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа - заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других детей работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».

Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.

Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

Важной особенностью курса стала методика, получившая название «методика эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.

В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни.

В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.

После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений обучающихся. В ходе самоанализа происходит оценка обучающимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.

Учебно-тематический план курса «Путь к грамотности»

Раздел «Наш помощник — язык» (5 ч)

Тема 1. Чудо из чудес (1ч) Понятие проект. Этапы проекта в «Волшебной незабудке». Разработка пробного проекта «Любимый проект». Эксперимент и лингвистическое исследование. Язык как средство общения.

Тема 2. Язык и речь — одно и то же? (1ч) Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

Тема 3. Как возник язык? (1ч) Цель, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Язык — слово многозначное. Использование языка. Этимологический анализ как метод исследования. Научное задание «Мои первые слова».

Тема 4. Какие языки есть на свете? (1ч) Информация и продукт проекта. Географическая карта — источник информации. Самые рас-пространенные языки в мире. Языковые ветви: славянская, романская, германская.

Тема 5. Защита проекта (1ч) Этапы проекта. Результаты исследования «Наши первые слова». Школа в античном мире. Первый русский букварь. Разработка проекта «Деревенские школы». Решение кроссворда.

Раздел «Мир слов» (4 ч)

Тема 6. Для чего придуманы словари? (1ч) Для чего служит библиотека? Чем занимается библиотекарь, библиограф? Работа с толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями. Тема, цель и задачи проекта «Мир [ слов».

Тема 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы (1ч)

Симпозиум «Мир слов». Рождение и старение слов: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы.

Тема 8. Синонимы и антонимы (1 ч)

Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. Исследование стихотворного текста В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Тема 9. Защита проекта по лексике ( I ч) КВН «Мир слов». Разработка мини-проекта «Визитная карточка». Исследование текста «Рыцарь русскою слова» о выдающемся ученом В.И. Дале. Презентация рекламы толковою словаря. Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.

Раздел «Добрые звуки» (14 ч)

Тема 10. Поиграем со туками ( 1 ч) Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метол исследования. Этапы работы над проектом: формулирование пели и задач проекта. Анаграммы.

Тема 11. Транскритшн (I ч) Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированных текстов.

Тема 12. Слабые и сильные позиции звуков (1ч) Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра «Я знаю орфограмму». Исследование звучащей речи — текста детской песни.

Тема 13. Тайна фонемы (1ч)

Звуки-смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы - определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.

Тема 14. Фонемные и нефонемные прави,га (1ч) Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.

Тема 15. На сцене гласные! (1ч) Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт - ода о гласных.

Тема 16. «Опасные» согласные (1ч) Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт — конспект о звуках. Метаграммы.

Тема 17. Выходим на главное правило (1ч) Проверка безударных гласных и «сомнительных» согласных. Пиктограмма по песне о проверке орфограмм.

Тема 18. Фонетическая задачка «Колобок» (1ч) Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиями: «Растения», «Птицы», «Грибы». Творческий продукт - эскиз домиков для гласных и согласных звуков. Тема 19. Фонетическая задачка «Гуси-лебеди» (1ч)

Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Творческий продукт — «Ротонда для гласных» и «Небоскреб для согласных звуков».

Тема 20. Фонетическая задачка «Маша и Медведь» (1ч)

Фонетический анализ твѐрдых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ. Тема 21. Фонетическая задачка «Морозко» (1ч) Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

Тема 22. Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк» (1ч)

Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.

Тема 23. Защита проектов по фонетике (1ч)

Презентация творческих продуктов и защита проектов по фонетике.

Раздел «Живые буквы» (11ч)

Тема 24. Кто повелевает буквами? (1ч)

Виды проектов. Графика. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задач проекта.

Тема 25. Как человек научился писать?(1ч) История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Творческий продукт — иллюстрирование сказки.

Тема 26. Пиктография (1ч) Самый древний вид письменности - пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт - письмо другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы.

Тема 27. История письменности (1ч) Картинное письмо - пиктография. Иероглифы — идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт - конспект «История письменности».

Тема 28. Древнерусский алфавит (1 час) История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Информационный продукт - плакат «Древнерусский алфавит».

Тема 29. Самая молодая буква современного русского языка (1ч)

Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Державин Г.Р., Даль В.И., Толстой JI.H. Сказка о букве Ё.

Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы (1ч) Творческий продукт «Буква древнерусского алфавита в моем имени». Акростих.

Тема 31. Забавный алфавит (1ч) Алфавитный порядок букв. Эксперимент «На что похожи буквы?». Творческий продукт — плакат «Город из букв».

Тема 32. Каллиграфия (1ч) Каллиграфия — это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время. Тема 33. Защита проектов по графике (1ч) Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

Тема 34. Конкурс «Грамотеи» (1ч) Путешествие в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра «Самые умные». Фонетическая эстафета. Калейдоскоп графики.

Материально- техническое обеспечение.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по
предмету.

Технические средства обучения

  • Телевизор.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по предмету.

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.


  • Телевизор.

  • Аудиопроигрыватель.

  • Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофильмы по предмету.

  • Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

  • ЛИТЕРАТУРА .

  • Используемый учебно - методический комплекс

  1. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В.В. Бурцева. М., 2000.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

  • 3. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.

  • 4. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2014.

  • 5. Русский орфографический словарь / Отв. ред. В.В. Лопатин. ML, 1999.

  • 6. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: ACT: Астрель; Хранитель, 2007.

  • 7. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М.: ACT: Астрель, 2008.

  1. Рабочая программа «Путь к грамотности» (2-4 кл)(Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк). «ВАКО» 2014г

  2. Рабочая тетрадь «Проектная деятельность по русскому языку. 2 класс»(Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк). «ВАКО» 2014г

  • Справочная литература

  1. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. «ВЕСЬ» 2004 г.

  2. Орфографический словарь русского языка «Русский язык» 1974 г.

  3. Словарь синонимов русского языка «Апрель-АСТ» 2002 г

  4. Сборник проектных задач. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцовой «Просвещение»2012г

  5. Проектные задачи в начальной школе» Под редакцией А.Б. Воронцовой «Просвещение» 2011г

  6. Организация проектной деятельности младших школьников. М.В. Дубова «Баласс» 2012г

  • Тематическое планирование курса «Путь к грамотности» 2 класс.

    • Тема

    • Тип

    • Формирование УУД дата

    • занятия

    • Предметные

    • Метапредметные (УУД)

    • Личностные

    • Тип УУД

    • По плану

    • Факти чески

    • Наш помощник – язык (5ч)

    • 1.

    • Чудо из чудес

    • «Открытие » нового знания

    • Научиться определять отличия проектной деятельности от классно-урочной

    • Коммуникативные:

    • вступать в диалог, ар-

    • гументированно

    • высказывать свое мнение

    • в соответствии с задачами

    • и условиями ком-

    • муникации. Регулятивные: самостоятельно выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, проводить эксперимент

    • Формирование стартовой мотивации к изучению нового мате-риала

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, относящихся к проекту (проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация, исследование, продукт, презента-ция); способов проектирования -создание мини-проекта, исполнение роли библиографа, лингвиста. Разработка индивидуального проекта «Любимый портфель»

    • 2.

    • Язык и речь -одно и то же?

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться выявлять с помощью умственных и практических действий отличия речи от языка

    • Коммуникативные:

    • задавать вопросы, аргу-ментировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: планировать свои дейст-вия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать проектный способ познания,.методы исследования; искать информацию, сравнивать и экспериментировать

    • Формирование

    • роли языка как

    • основного

    • средства

    • человеческого

    • общения, своей

    • гражданской

    • идентичности,

    • толерантности

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы

    • исследования через эксперимент и поисковик. Разработка коллек-тивного проекта «Язык и речь»

    • 3.

    • Как возник язык?

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться применять понятийный аппарат исторического знания и анализа для раскрытия сущности и значения возникновения языка

    • Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

    • Регулятивные:

    • осознавать и удерживать учебную задачу, выдвигать версии решения проблемы.

    • Познавательные:

    • осуществлять выбор наи-более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ана-лизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

    • Формирование мотивации к осмыслению социально-нравственного опыта

    • предшествующ их поколений

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: цель, задачи, гипотеза, первобытные люди, мифы, легенды, лингвист через пантомиму и игру. Разработка коллективного проекта «Как возник язык?»

    • 4.

    • Какие языки есть на свете?

    • Комбини-рованный

    • Научиться овладевать целостными

    • Коммуникативные:

    • формировать навыки

    • Формирование осознанного

    • Формирование у учащихся умений

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • представлениями об историческом пути развития языков у различных народов

    • учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

    • Регулятивные:

    • сознательно

    • организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

    • Познавательные:

    • использовать

    • современные источники информации,

    • анализировать, сравнивать и группировать различные объекты, факты

    • выбора

    • наиболее

    • эффективного

    • способа

    • решения задач,

    • осмысление

    • культурного

    • многообразия

    • мира

    • построения и реализации новых знаний: информация, продукт, легенда, языковые ветви в работе с политической картой мира, тестом. Разработка группового проекта «Какие языки есть на свете?»

    • 5.

    • Защита проекта

    • Обобщение и раз ви ваю- щий контроль

    • Научиться овладевать целостным

    • представлением о проекте на языковом материале

    • Коммуникативные:

    • точно и грамотно вы-ражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству.

    • Регулятивные:

    • обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы.

    • Познавательные, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в

    • Формирование

    • самооценки,

    • развитие

    • творческих

    • способностей,

    • осознанного

    • выбора

    • наиболее

    • эффективного

    • Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов проекта: тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презента-ция - в игре, кроссворде, иссле-довании; при проверке «науч-ною» задания с использованием терминов: античный мир, академии,

    • различных формах

    • лицеи, гимназии; первый русский букварь,

    • арифметика, чтение, письмо

    • Мир слов (4 ч)

    • 6.

    • Для чего

    • придуманы

    • словари?

    • «Открытие » нового знания

    • Научиться различать словари и определять их назначение

    • Коммуникативные: формировать коммуника-тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую

    • информацию с помощью вопросов.

    • Регулятивные: выявлять и формулировать познавательную цель, искать и выделять не-обходимую информацию. Познавательные: работать с учебной и вне-школьной информацией, использовать совре-менные источники информации

    • Формирование

    • социальной

    • компетентност

    • и: поведения в

    • библиотеке,

    • умения

    • выбирать

    • необходимый

    • источник

    • информации

    • Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала при посещении библиотеки, зна-комство со справочной литера-турой: толковым, историческим, этимологическим, словообразо-вательным, орфографическим, фразеологическим словарями

    • 7.

    • Архаизмы,

    • неологизмы,

    • омонимы

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • Научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути развития языка, о появлении и старении слов

    • Коммуникативные:

    • формировать навыки эффективной работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), устанавливать рабочие отношения; развивать умение слушать и слышать.

    • Формирование познавательно го интереса, устойчивой мотивации к самостоятель-ной и коллек-тивной иссле-довательской деятельности

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: лексика, неологизмы, архаизмы, омонимы в ходе симпозиума; групповая работа в мозговом штурме

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Регулятивные:

    • формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий.

    • Познавательные:

    • выполнять творческие за-дания, не имеющие однозначного решения; сравнивать и классифицировать объекты по предложенным основаниям

    • 8.

    • С инонимы и антонимы

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться расширять свой словарный запас за счет синонимов и ан-тонимов

    • Коммуникативные:

    • слушать и слышать собе-седника, учитывать разные мнения и стре-миться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    • Регулятивные:

    • планировать свою деятельность, принимать решение в проблемной ситуации.

    • Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свое

    • Формирование

    • осознанного

    • выбора

    • наиболее

    • эффективного

    • способа

    • решения задач

    • Формирование у учащихся в ходе фупповой работы умений построения и реализации новых знаний: словарь синонимов и ан-тонимов, книжная и разговорная речь; парная работа в интеллектуальном тренинге

    • мнение

    • 9.

    • Защита проекта по лексике

    • Обобщение и

    • развиваю-щий контроль

    • Научиться анализировать и сравнивать справочную литературу, использовать полученную информацию в различных видах деятельности

    • Коммуникативные:

    • самостоятельно организо-вывать учебное сотрудничество в группе.

    • Регулятивные:

    • соотносить выполненное задание с образцом, составлять план последовательности действий.

    • Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

    • Формирование

    • самооценки,

    • развитие

    • творческих

    • способностей

    • Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации: презентация, реклама, визитная карточка,

    • исследование в форме КВН. Защита групповых проектов

    • Добрые звуки (14 ч)

    • 10.

    • Поиграем со звуками

    • «Открытие » нового знания

    • Научиться проектировать алгоритмы, решения исследовательской и творческой задачи

    • Коммуникативные:

    • задавать уточняющие во-просы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

    • Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и од-ноклассниками или самостоятельно.

    • Формирование познавательног о интереса, устойчивой мотивации к исследователь-ской деятельности

    • Как фор-Формирование у учащихся уме-мулировать построения и реализации цели и задачи новых знаний — понятий: фо нетика, темы проектов по фо-нетике, цели и задачи проекта, анаграммы; способов действий: эксперимент. Знакомство с тема-тикой проектов по фонетике

    • Познавательные:

    • объяснять языковые явле-ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

    • 11.

    • Транскрипция

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться производить исследование по транскрибированию тек-стов

    • Коммуникативные: формировать навыки са-мостоятельной работы с последующей само-проверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    • Познавательные:

    • объяснять языковые явле-ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова

    • Формиоование

    • навыков

    • анализа,

    • индивидуально

    • го и

    • коллективного

    • проектировани

    • я

    • Формирование деятельностных способностей при исследовании транскрибированны х текстов; систематизация знаний: план работы над проектом, распределение обязанностей в группе, тран-скрипция. Разработка группового проекта «Есть ли у звуков цвет?»

    • 12.

    • Слабые и сильные позиции звуков

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • Научиться производить исследование звуков речи

    • Коммуникативные:

    • формировать коммуника-тивные действия в-сотрудничестве, добывать необходимую информацию с помощью вопросов.

    • Регулятивные:

    • формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать после-

    • Формирование

    • навыков

    • анализа,

    • индивидуально

    • го и

    • коллективного

    • проектировани

    • я

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний - понятий: слабая и сильная позиция звуков (ме-тоды исследования: наблюдение и анализ

    • информации); способов действия:

    • ии и

    • практическ ое

    • применени е знаний)

    • довательность необходимых операций.

    • Познавательные:

    • строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изу-чаемой проблеме, делать выводы

    • игра «Я знаю орфо-грамму», анализ и исполнение песни «Вот что значит настоящий друг». Сбор информации к коллективному проекту «Добрые звуки»

    • 13.

    • Тайна фонемы

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться производить исследование звуков речи

    • Коммуникативные:

    • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, выстраивать алгоритм действий.

    • Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе (словарях, энциклопедиях и т. д.)

    • Формирование мотивации к по-

    • знавательной деятельности

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний — понятий: звуки-

    • смыслоразличители, фонема (метод исследования: наблюдение); способов действия: исследование, интеллектуальный тренинг. Сбор информации к коллективному проекту «Добрые звуки»

    • 14.

    • Фонемные и нефонемные правила

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • Научиться производить исследование проверяемых и непроверяемых сочетаний

    • Коммуникативные:

    • вступать в диалог, ар-гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком-муникации.

    • Регулятивные:

    • сознательно

    • Формирование

    • навыков

    • анализа,

    • индивидуально

    • го и

    • коллективного

    • проектировани

    • я

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: фонемные и нефонемные правила, ста-тистический метод

    • теоретичес кой

    • информац ии и

    • практическ ое

    • применени е знаний)

    • организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

    • Познавательные:

    • использовать различные методы исследования изучаемого материала

    • исследования, проверяемые и непроверяемые сочетания звуков в ходе исследования художественных текстов в группах. Создание информационного продукта

    • «Непроверяемые и проверяемые сочетания» к коллективному проекту «Добрые звуки»

    • 15.

    • На сиене гласные!

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа гласных звуков

    • Коммуникативные:

    • задавать уточняющие во-просы, обосновывать высказанное суждение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

    • Регулятивные:

    • прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    • Познавательные:

    • выдвигать гипотезы, осу-ществлять анализ объектов с выделением

    • Формирование

    • и развитие

    • творческих

    • способностей

    • через активные

    • формы

    • деятельности

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изученного материала: гипотеза (методы исследования: мозговой штурм, эксперимент, наблюдение); твор-ческий продукт - ода звукам. Разработка группового проекта «Секрет для гласных»

    • существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

    • 16.

    • « Опасные» согласные

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятельность на основе анализа согласных звуков

    • Коммуникативные:

    • формировать коммуника-тивные действия, направленные на обобще-ние информации по данной теме.

    • Регулятивные:

    • прогнозировать результат деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    • Познавательные:

    • выдвигать гипотезы, осу-ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

    • Формирование

    • и развитие

    • творческих

    • способностей

    • через активные

    • формы

    • деятельности

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: гипотеза (методы исследования: мозговой штурм, эксперимент); творческий продукт — конспект. Разра-ботка группового проекта «А со-гласные согласны»

    • 17.

    • В ыходим на главное правило

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • Научиться планировать и реализовывать исследовательскую дея-тельность при изучении орфограмм в корне слова

    • Коммуникативные:

    • использовать мимику и жесты для решения языковой задачи.

    • Регулятивные:

    • прогнозировать результат

    • Формирование и развитие творческих способностей через активные формы

    • Формирование деятельностных способностей к обобщению теоретической информации в

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    • Познавательные:

    • осуществлять анализ объ-ектов с выделением существенных и несуще-ственных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

    • деятельности

    • творческом виде: презентация, пиктограмма песни. Разработка группового проекта «Что важнее, гласные или согласные?»

    • 18.

    • Фонетическая задачка «Колобок»

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться определять проблемные зоны в предметной,

    • метапредметной и личностно

    • ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

    • Коммуникативные:

    • осознавать свои учебные достижения, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, определять последова-тельность действий для достижения конечного результата.

    • Познавательные:

    • работать с учебной и вне-школьной информацией, использовать совре-менные источники информации

    • Формирование

    • устойчивой

    • мотивации к

    • са-

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • аналитической,

    • диагностическ

    • ой

    • деятельности

    • Формирование у учащихся

    • способности к рефлексии кор-рекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

    • (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фонетическая задачка, звуковая разминка,

    • поисковик, группо-вая работа. Изучаемые понятия: синонимы (метод исследования: анализ). Разработка группового проекта

    • «Домики для гласных и согласных»

    • 19.

    • Фонетическая задачка «Гуси-лебеди»

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и

    • Научиться определять проблемные зоны в предметной,

    • метапредметной и личностно

    • ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

    • Коммуникативные:

    • вступать в диалог, ар-гументированно высказывать свое мнение в соответствии с задачами и условиями ком-муникации.

    • Регулятивные:

    • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в coответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    • Познавательные:

    • осуществлять выбор наи-более эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ана-лизировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

    • Формирование

    • устойчивой

    • мотивации к

    • са-

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • аналитической,

    • диагностическ

    • ой

    • деятельности

    • Формирование у учащихся спо-собности к рефлексии коррекци-онно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

    • (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фо нетическая задачка, поисковик, творческий продукт — домики для гласных (ротонда) и согласных (небоскреб). Изучаемые понятия: антонимы, лента букв, технология работы (метод ис-следования: анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных»

    • 20.

    • Фонетическая задачка «Маша и Медведь»

    • Комбини-рованный (закреплен ие и

    • Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной и

    • Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и

    • Формирование устойчивой мотивации к са-

    • Формирование у учащихся способности к рефлексии кор-

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • личностно

    • ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

    • групповой работы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: использовать различные методы исследования изучаемого материала

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • аналитической,

    • диагностическ

    • ой

    • деятельности

    • рекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

    • (фиксирование соб-ственных затруднений в дея-тельности): план выступления на защите проекта (устный и письменный), критерии оценки, фонетическая задачка, творческий продукт (метод ис-следования: анализ). Разработка группового проекта «Домики для гласных и согласных»

    • 21.

    • Фонетическая задачка «Морозко»

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться определять проблемные зоны в предметной,

    • метапредметной и личностно

    • ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

    • Коммуникативные: формировать коммуника-тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую

    • информацию с помощью вопросов.

    • Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

    • Формирование

    • устойчивой

    • мотивации к

    • са-

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • аналитической,

    • диагностическ

    • ой

    • деятельности

    • Формирование у учащихся способности к рефлексии кор-рекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

    • (фиксирование собственных затруднений в деятельности):

    • Познавательные:

    • осваивать способы для ре-шения проблем творческого и поискового характера

    • требования к презентации проек-та, фонетическая задачка (метод исследования: анализ)

    • 22.

    • Фонетическая задачка «Иван-царевич и Серый Волк»

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углубление

    • теоретичес

    • кой

    • информаци

    • и и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться определять проблемные зоны в предметной,

    • метапредметной и личностно

    • ориентированной сферах деятельности при анализе звуков речи

    • Коммуникативные: формировать навыки са-мостоятельной работы с последующей само-проверкой. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные, строить рассуждения в форме связных простых умозаключений об изу-чаемой проблеме, делать выводы

    • Формирование

    • устойчивой

    • мотивации к

    • са-

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • аналитической,

    • диагностическ

    • ой

    • деятельности

    • Формирование у учащихся спо-собности к рефлексии коррекци- онно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

    • (фиксирование собственных затруднений в деятельности): фо-нетическая задачка, графический диктант, предзащита проекта (метод исследования: анализ)

    • 23.

    • Защита проектов по фонетике

    • Обобщение и

    • развиваю-щий контроль

    • Научиться защищать проектную работу

    • Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еше подлежит усвоению,

    • Формирование

    • рефлексивной

    • способности

    • оценивать

    • собственное

    • продвижение и

    • свой вклад в

    • результаты

    • общей

    • деятельности

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы

    • осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

    • работы, полученные результаты, выводы, презентация и защита проекта

    • Ж ивые буквы (11 ч)

    • 24.

    • К то повелевает буквами?

    • «Открытие » нового знания

    • Научиться проектировать алгоритмы решения исследовательской и творческой задач

    • Коммуникативные:

    • слушать и слышать друг друга, договариваться, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы. Регулятивные: ставить или принимать и со-хранять учебную задачу, действовать по плану, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

    • Познавательные:

    • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

    • Формирование положительно-го отношения к учению, к по-знавательной деятельности, желания при-обретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний - понятий: графика, тематика проектов по графике, цели и задачи проектов; способов действия: коллективное обсуждение, интеллектуальный тренинг. Знакомство с тематикой проектов по графике

    • классификации

    • 25.

    • Как человек

    • научился

    • писать?

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться выполнять

    • лингвистическое

    • иллюстрирование

    • Коммуникативные:

    • формулировать собст-венные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

    • Регулятивные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

    • Познавательные:

    • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, вы-воды; уметь использовать различные методы исследования изучаемого материала

    • Формирование познаватель-ного интереса, устойчивой мотивации к са-

    • мостоятельном у и

    • коллективном у

    • исследованию, аналитической деятельности

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний - понятий: первобытные люди, письменность, фразеологизмы, иллюстрация; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Возникновение письменности», творческий продукт на основе сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»

    • 26.

    • Пиктография

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • Научиться выполнять индивидуальное задание по алгоритму

    • Коммуникативные:

    • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

    • Регулятивные:

    • прогнозировать результат деятельности,

    • Формирование

    • устойчивой

    • мотивации к

    • са-

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний - понятий: первобытные люди, пиктография, пик-

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

    • Познавательные:

    • выдвигать гипотезы, осу-ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений

    • аналитической и творческой деятельности

    • тограмма,

    • рисуночное письмо, знаки, схемы; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Любимые детские песни в

    • пиктограммах», творческий продукт на основе детских песен

    • 27.

    • История письменности

    • Комбини-

    • рованный

    • («открытие

    • » нового

    • знания,

    • закреплени

    • е и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практическ

    • ое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться находить необходимую инфор-мацию

    • Коммуникативные:

    • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

    • Регулятивные:

    • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

    • Познавательные: искать нужную информацию в справочной литерату ре, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

    • Формирование

    • навыков ин-

    • дивидуального

    • и

    • коллективного

    • проектировани

    • я в ходе

    • составления

    • конспекта

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний — понятий: информационный поиск, графический конспект, картинное письмо, иероглифы, идеография, звуко-вое и слоговое письмо финикийцев, греческий и латинский алфавит, славянская азбука; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Возникновение письменности»; групповая работа:

    • информационный поиск в справочной литературе

    • 28.

    • Древнерусский алфавит

    • Комбини-

    • рованный

    • («открыти

    • е» нового

    • знания,

    • закреплен

    • ие и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практичес

    • кое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться проводить исследование

    • Коммуникативные: формировать коммуника-тивные действия в сотрудничестве, добывать необходимую

    • информацию с помощью вопросов.

    • Регулятивные: выявлять и формулировать по знавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, вы-воды; уметь использовать различные методы исследования изучаемого материала

    • Формирование

    • устойчивой

    • мотивации к

    • са-

    • мостоятельной

    • и

    • коллективной

    • аналитической

    • и творческой

    • деятельности

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний — понятий: алфавит и азбука, латиница и кириллица, современный алфавит; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Древнерусский алфавит», анализ научно-

    • популярного текста, информационный продукт - плакат

    • 29.

    • Самая молодая буква современного русского языка

    • Комбини-

    • рованный

    • («открыти

    • е» нового

    • знания,

    • закреплен

    • ие и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • Научиться исследовать и анализировать научно-популярный текст

    • Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Регулятивные: сознательно

    • организовывать и регулировать свою деятельность, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

    • Формирование познавательног о интереса, устойчивой мотивации ному и коллек-тивному исследованию

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний — понятий: гипотеза и аргументы; информация из справочников, энциклопедий, словарей о влиянии на русский алфавит: Петра I, Екатерины

    • практичес кое

    • применени е знаний)

    • Познавательные: искать нужную информацию в справочной литературе, выдвигать гипотезы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

    • Дашковой, Гавриила Державина, Николая Карамзина, Владимира Даля, Льва Толстого; способов действия: работа в группах. Сбор информации к коллективному проекту «Живые буквы»

    • 30.

    • Творческая мастерская:

    • древнерусские

    • буквы

    • Комбини-

    • рованный

    • (закреплен

    • ие и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практичес

    • кое

    • применени

    • е знаний)

    • Научиться составлять алгоритм выполнения творческого задания

    • Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Регулятивные: прогнозировать результат деятельности, самостоятельно анализировать условия достижения цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную, кон-тролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: работать с учебной и вне-школьной информацией, использовать совре-менные источники информации

    • Формирование

    • умения оцени-

    • вать

    • усваиваемое

    • содержание

    • исходя из

    • социальных и

    • личностных

    • ценностей,

    • обес-

    • печивающих

    • личностный

    • моральный

    • выбор

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний:

    • конфигурация букв древнерусского алфавита (метод ис-следования: сравнение); буква в древнерусском стиле, акростих; способов действия: поэтапная разработка индивидуального проекта «Буква древнерусского алфавита в моем имени», творческий продукт — поделка

    • 31.

    • Забавный алфавит

    • Комбини-рованный

    • Научиться составлять алгоритм выполнения

    • Коммуникативные: понимание значимости

    • Формирование устойчивой

    • Формирование деятельностных

    • (закреплен

    • ие и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии и

    • практичес

    • кое

    • применени

    • е знаний)

    • творческого задания

    • коллектива и своей ответственности перед ним.

    • Регулятивные: вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    • Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

    • мостоятельной и

    • коллективной аналитической и творческой

    • способностей к структурированию и систематизации знаний: алфавит в рифмованном порядке, схема-тический рисунок положения органов речи, ассоциация буквы; способов действия: поэтапная разработка группового проекта «Город из букв», эксперимент, творческий продукт — плакат

    • 32.

    • Каллиграфия

    • Комбини-

    • рованный

    • («открыти

    • е» нового

    • знания,

    • закреплен

    • ие и

    • углублени

    • е

    • теоретичес

    • кой

    • информац

    • ии

    • Научиться планировать и реализовывать исследовательскую деятель-

    • Коммуникативные: формировать навыки эффективной работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; устанавливать рабочие отношения; уметь слушать и слышать. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоционального и функционального состояния, сотрудничать в совместном решении задач и преодолении разногласий. Познавательные, работать

    • Формирование

    • устойчивой мо-

    • нию,

    • творческой

    • самоактуализа

    • ции

    • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний — понятий: методы исследования, синтез, каллигра-фия, каллиграф, буквицы, красная строка, иероглифы, узоры, вязь, шрифт, лигатуры; способов действия: поэтапная разработка группового

    • с учебной и внешкольной информацией,

    • использовать совре-менные источники информации

    • проекта

    • «Каллиграфия —

    • это

    • необыкновенное

    • искусство»,

    • предзащита

    • проекта

    • 33.

    • Защита проектов по графике

    • Обобщение и

    • развиваю-щий контроль

    • Научиться выполнять проект

    • Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Познавательные: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

    • Формирование

    • рефлексивной

    • способности

    • оценивать

    • собственное

    • продвижение и

    • свой вклад в

    • результаты

    • общей

    • деятельности

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы

    • исследования, акту-альность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; способов действия: защита групповых проектов, презентация творческих продуктов

    • 34.

    • Конкурс «Грамотеи»

    • Обобщение и

    • развиваю-щий контроль

    • Научиться применять ал-горитм проведения грамматической игры

    • речевых действий, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, состав-

    • Формирование

    • самооценки,

    • развитие

    • творческих

    • способностей

    • Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: символика фонетики и графики,

    • ляющих внутренний мир. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, осознавать свою способность к преодолению препят-ствий, к самокоррекции. ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования ответа

    • фонетическая эстафета, калейдо-скоп графики в ходе конкурсной игры «Путешествие в царства Фонетики и Графики»

    • 35.

    • Резервное занятие


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!