Пояснительная записка
Рабочая Программа по физике 7 класса составлена на основе учебного плана МБОУ «Сарагашская сош» на 2016 – 2017 уч. год и ООП основного среднего образования.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Целями реализации данной программы по физике является:
создание необходимых условий для обучающихся во время учебного процесса для овладения следующими умениями: проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать результаты наблюдений; использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц и графиков; выявлять эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Данная программа по физике для 7-х классов основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования, представляющего собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г., в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п. 7), программой развития МБОУ «Сарагашская сош»
Обоснованностью выбора Примерной программы для разработки Рабочей программы является то, что эта программа содержит темы, содержание которых дидактически переработаны и адаптированы к возрасту и уровню математической подготовки учащихся, их жизненному опыту и способности восприятия.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7 классе на ступени основного общего образования отводится не менее 68ч из расчета 2 ч в неделю.
При составлении Рабочей программы на раздел «Введение» мною отведено 3 урока, а на «Первоначальные представления о строении вещества» – 5уроков. Так же из разделов «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и «Работа и мощность. Энергия» 2 часа выделено на Итоговое повторение курса физики 7 класса, которые могут быть использованы как резервные часы. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Формы организации общеобразовательного процесса: лекционная, семинарская, частично-поисковая, групповая, самостоятельная, лабораторный практикум.
Технологии обучения. В курс физики 7 класса входят следующие разделы:
Введение.
Первоначальные сведения о строении вещества.
Взаимодействие тел.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Работа и мощность.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: первоначальные сведения о строении вещества, взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, механическая работа и мощность, закон Паскаля, закон Архимеда, работа гидравлического пресса. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, Г.Гука, Б.Паскаля, Э.Торричелли, Архимеда.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классно-урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
· Применение мультимедийного материала.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
- использование методов научного познания, таких как: наблюдение, измерение, эксперимент;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории;
- овладение алгоритмическими способами решения задач.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения учебных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками самоконтроля;
- умение предвидеть результаты своей деятельности.
Формы промежуточной аттестации и контроля знаний:
- проверочная работа;
- физический диктант;
- самостоятельная работа;
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- тематический тест;
- зачет.
Планируемый уровень подготовки учащихся 7 класса к концу года
Учащиеся должны знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие. Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия. Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
Учащиеся должны уметь:
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
выражать результаты измерений и расчётов единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно – методического комплекта:
- Учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: «А.В. Пёрышкин, Физика-7». – М., Дрофа, 2007.
- «Поурочные разработки по физике 7 класс под редакцией В.А.Волкова, С.Е.Полянского, издательство «Вако», Москва, 2010 г.
- Задачник Лукашик
Содержание рабочей программы
темы | Демонстрации, опыты и лабораторные работы | Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
Введение (4 ч) | наблюдение физических явлений свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры; измерение расстояний. Лабораторная работа №1 | - иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. - должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин; - уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр). |
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) | диффузия в жидкостях и газах, модель хаотичного движения молекул в газе, сцепление твердых тел; модели строения кристаллических тел, выращивание кристаллов поваренной соли и сахара; демонстрация расширения твердого тела при нагревании. Лабораторная работа №2 | - иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами; - знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях; - уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества. |
Взаимодействие тел 21 ч) - механическое движение (6 ч) Контрольная работа №1. - инерция, взаимодействие тел, масса тела, плотность вещества (6 ч) Контрольная работа №2 - сила, виды сил в природе (9 ч) Урок - зачет | равномерное прямолинейное движение, измерение скорости равномерного движения; явление инерции, взаимодействие тел, сравнение масс двух тел по их взаимодействиям, зависимость массы вещества от его плотности, измерение массы тел и их плотностей. Лабораторные работы №3,№4, №5 деформация тел под действием силы, сложение сил, направленных вдоль одной прямой, сила трения, сила упругости, сила тяжести, измерение силы с помощью динамометра. Лабораторная работа №6 | - знать физические явления и их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила); - знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела). - уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных весах, силу – динамометром, объем тела – с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч) - давление, единицы давления, способы уменьшения и увеличения давления (3 ч) Контрольная работа №3 - давление жидкости и газа, закон Паскаля (5 ч) - вес воздуха, атмосферное давление (3 ч) Контрольная работа №4 - сила Архимеда, плавание тел (12 ч) Урок - зачет | давление, производящее телом на плоскость, способы уменьшения и увеличения давления; давление, производимое жидкостью и газом, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды; опыт Торричелли, барометр – анероид, гидравлический пресс; определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, выяснение условий плавания тела в жидкости. Лабораторная работа №7, №8 | - знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление); фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы). - уметь применять основные положения молекулярно – кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса. |
Работа и мощность (15 ч) - механическая работа, мощность (3 ч) - простые механизмы, рычаг, блок, КПД механизма (8 ч) - потенциальная и кинетическая энергия, превращение одного вида энергии в другой (4 ч) Контрольная работа №5 | совершенная и несовершенная работа; рычаги, блоки, выяснение условия равновесия рычага, определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; Лабораторная работа №9, №10 переход одного вида энергии в другой. | - знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия); - знать формулировки законов и формул (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма); - уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости. |
Учебно – тематический план
| | |
1 | Введение | 4 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 |
3 | Взаимодействие тел | 21 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 |
5 | Работа мощность | 15 |
| Резервное время | 2 |
| Итого | 70 |
Контрольные и лабораторные работы, зачеты
Контрольная работа №1 «Механическое движение»
Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел, масса тела, плотность вещества»
Контрольная работа №3 «Давление»
Контрольная работа №4 « Закон Паскаля, атмосферное давление»
Контрольная работа №5 «Работа, мощность, энергия»
Зачет «Силы»
Зачет «Сила Архимеда»
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»;
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы»;
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага»;
Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
В результате изучения физики ученик 7 класса должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество.
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия, работа и мощность.
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Литература и средства обучения
Учебник Физика 7 класс для общеобразовательных учреждений. – 10-е издание, дополненное - А.В.Перышкин – Москва «Дрофа» 2006.
Поурочные разработки по физике 7 класс – 2-е издание, переработанное и дополненное – В.А.Волков, С.Е.Полянский – Москва «Вако» 2010
Программы и примерное поурочное планирование Физика 7–11 классы –Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский – Москва «Мнемозина» 2010
Сборник задач по физике 7–9 – В.И.Лукашик – Москва 2004
Контрольные работы по физике для основной школы (7-9 классы) – И.М.Гельфгат, И.Ю.ненашав, М.А.Петракова – Москва «Илекса» 2011
Тесты по физике 7–9 классы – В.А.Волков – Москва «Вако» 2010
Решение задач по физике Справочник школьника – Научная разработка и составление И.Г.Власовой при участии А.А.Витебской – Москва Филологическое общество «Слово» 1997
Пояснительная записка
Рабочая Программа по физике 8 класса составлена на основе учебного плана МБОУ «Сарагашская сош» на 2016 – 2017 уч. год и ООП основного среднего образования.
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Программа соответствует учебнику Физика 8 класс для общеобразовательных учреждений. – 12-е издание, стереотипное - А.В.Перышкин – Москва «Дрофа» 2009.
Целями реализации данной программы по физике является:
создание необходимых условий для обучающихся во время учебного процесса для овладения умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств , для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Данная программа по физике для 8-х классов основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования, представляющего собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г., в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п. 7), программой развития МБОУ «Сарагашская сош».
Обоснованностью выбора Примерной программы для разработки Рабочей программы является то, что эта программа содержит темы, содержание которых дидактически переработаны и адаптированы к возрасту и уровню математической подготовки учащихся, их жизненному опыту и способности восприятия.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе на ступени основного общего образования отводится не менее 68ч из расчета 2 ч в неделю.
Из раздела «Изменение агрегатных состояний вещества» 2 урока добавлено мною в раздел «Электрические явления», а из раздела «Световые явления» 1 час добавлен в «Электрические явления» и еще 1 урок оставлен для Итогового повторения. Считаю, что такое распределение часов наиболее эффективно для данного класса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электрические и электромагнитные явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Формы организации общеобразовательного процесса: лекционная, семинарская, частично-поисковая, групповая, самостоятельная.
Технологии обучения. В курс физики 8 класса входят следующие разделы:
Тепловые явления.
Электрические явления.
Электромагнитные явления.
Световые явления.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: внутренняя энергия, агрегатные состояния вещества, количество теплоты, электризация, электрический ток, сила тока, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, магнитное поле, свет, построение изображения с помощью линз. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Ома, А.Ампера, А.Вольт.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классно-урочная система
· Лабораторные и практические занятия.
· Решение экспериментальных задач.
· Применение мультимедийного материала.
Ключевые компетенции и механизмы их формирования:
- умение развернуто обосновывать суждения, формулировать умозаключения, приводить доказательства;
- использование элементов причинно-следственного анализа и логического мышления;
- поиск нужной информации по заданному вопросу в источниках различного типа и извлечение ее из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, схема);
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- формулирование полученных в ходе учебно-исследовательской деятельности результатов;
- владение основными видами публичных выступлений (дискуссия, высказывание, монолог).
Формы промежуточной аттестации и контроля знаний:
- проверочная работа;
- физический диктант;
- самостоятельная работа;
- лабораторная работа;
- контрольная работа;
- тематический тест;
- зачет.
Планируемый уровень подготовки учащихся 7 класса к концу года
Учащиеся должны знать смысл понятий: температура конвекция, влажность воздуха, электрон, протон, нейтрон, электрическое поле, атом, магнитное поле, оптика, линза. Смысл физических величин: теплоемкость, удельная теплота, коэффициент полезного действия, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, работа электрического тока, мощность электрического тока, оптическая сила линзы. Смысл физических законов: сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца.
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно – методического комплекта:
- Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации под редакцией А.В.Перышкина, издательство «Дрофа», Москва, 2009 г.
- «Поурочные разработки по физике 8 класс под редакцией В.А.Волкова, 3-е издание переработанное и дополненное - Москва «Вако» 2009
Задачник Лукашик
Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Тепловые явления (13 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы №1, №2.
Зачет
Изменение агрегатных состояний вещества (12 часов)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Контрольная работа №1
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы №3, №4, №5, №6 , №7
Контрольные работы №2
Зачет
Электромагнитные явления (5 часов)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Лабораторные работы №8, №9
Контрольная работа №3
Световые явления (9 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Демонстрации.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Лабораторная работа №10.
Контрольная работа №4
Учебно – тематический план
№ п/п |
Название темы | Количество |
часов |
1 | Тепловые явления | 12 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 |
3 | Электрические явления | 27 |
4 | Электромагнитные явления | 7 |
5 | Световые явления | 9 |
| Итоговое повторение | 5 |
| Итого | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; закона сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, температуры, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Владеть методами научного познания.
1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
2. Измерять: температуру, силу (трения скольжения), расстояние, промежуток времени, период колебаний маятника.
3. Представлять результаты измерений температуры тела в разные моменты времени при теплообмене в виде таблиц, графиков.
4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов при испарении и плавлении вещества: испарение жидкости при любой температуре и ее охлаждение при испарении; постоянство температуры при плавлении кристаллических тел.
5. Применять полученные в опыте результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений: положение тела при его движении под действием силы; значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
Владеть основными понятиями и законами физики.
1. Формулировать физические законы и условия их применимости.
2. Описывать изменения и преобразования энергии при анализе движения тел при наличии трения, колебаний нитяного и пружинного маятников, плавления и испарения вещества.
3. Определять направление теплопередачи путем сравнения температур тел.
4. Вычислять:
- равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона;
- импульс тела, если известны скорость тела и его масса;
- расстояние, на которое распространяется звук при заданной скорости;
- кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;
- потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;
- энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел.
5. Объяснять реактивное движение.
Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).
1. Называть преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания.
2. Приводить примеры:
- зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчета;
- изменения скорости тел под действием силы,
- проявления закона сохранения импульса в природе и технике;
- колебательных и волновых движений в природе и технике;
- экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций;
- опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества.
3. Читать и пересказывать текст учебника. Выделять главную мысль в прочитанном тексте. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы. Конспектировать прочитанный текст.
4. Определять:
- промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
- характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
- период, амплитуду и частоту (по графикам колебаний).
5. Определять по графику зависимости:
- координату тела в данный момент времени;
- промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью;
- промежутки времени действия силы.
Литература и средства обучения
Учебник Физика 7 класс для общеобразовательных учреждений. – 10-е издание, дополненное - А.В.Перышкин – Москва «Дрофа» 2006.
Поурочные разработки по физике 7 класс – 2-е издание, переработанное и дополненное – В.А.Волков, С.Е.Полянский – Москва «Вако» 2010
Программы и примерное поурочное планирование Физика 7–11 классы –Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский – Москва «Мнемозина» 2010
Сборник задач по физике 7–9 – В.И.Лукашик – Москва 2004
Контрольные работы по физике для основной школы (7-9 классы) – И.М.Гельфгат, И.Ю.ненашав, М.А.Петракова – Москва «Илекса» 2011
Тесты по физике 7–9 классы – В.А.Волков – Москва «Вако» 2010
Решение задач по физике Справочник школьника – Научная разработка и составление И.Г.Власовой при участии А.А.Витебской – Москва Филологическое общество «Слово» 1997
Контрольные и лабораторные работы, зачеты
Контрольная работа №1 «Изменение агрегатных состояний вещества»
Контрольная работа №2 «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление»
Контрольная работа №3 «Электромагнитные явления»
Контрольная работа №4 «Световые явления»
Зачет «Тепловые явления»
Зачет «Электрические явления»
Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».
Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»;
Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».
Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»;
Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»;
Лабораторная работа №10 «»Получение изображения при помощи линзы.