Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Конституцией РФ; с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12.2012 г. № 273 –ФЗ; с Федеральным базисным учебным планом и Примерным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»; с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, и Примерной программы по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. П. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
№ п/п | Наименование темы, основное содержание |
1. | Обучение письму (134часов) из них: Добукварный период (17 часов) Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо длинных и коротких наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Строчная и заглавная буквы А.а; О,о; И,и; ы; У,у. |
2. | Букварный период (82 часА) Строчные и заглавные буквы Н, н; С,с; К, к; Т,т; Л,л; Р,р; В,в; Е, е; П, п; М,м; З, з; Б, б; Д, д; Я,я; Г,г; Ч,ч; ь; Ш,ш; Ж, ж; Ё,ё; Й,й; Х,х; Ю,ю; Ц,ц; Э,э; Щ,щ; Ф,ф; ь и ъ. Повторение и закрепление изученного. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Резерв учебного времени на букварный период 10 часов. |
3. | Послебукварный период (18 часов) Уроки письма в послебукварный период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. |
| Итого: 134часов |
№ п/п | Наименование темы, основное содержание |
1. | Наша речь (2 ч.) Язык и речь. Их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление): слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя. Наблюдение над особенностями устной и письменной речи, введение понятий «устная речь», «письменная речь». |
2. | Текст, предложение, диалог (3 ч.) Членение речи на предложения. Общее представление о тексте и предложении как единицах речи. Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме. Составление предложений. Запись предложений после их предварительного анализа. Текст устный и письменный. Общее представление о признаках текста, теме текста. Подбор заголовка к тексту. Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Составление устного текста (рассказа, сказки) по рисунку, серии рисунков, по теме и запись одного или нескольких предложений из составленного текста. |
3. 4. 5. | Слова, слова, слова (5 ч.) Роль слов в речи. Слова — названия предметов, признаков и действий предметов (общее представление), слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делал? что сделал? и др. Тематические группы слов. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, синонимов и антонимов, омонимов (без терминологии). Вежливые слова: слова благодарности, слова приветствия, слова прощания. Знакомство со словарями учебника. (Работа над текстом, предложением, словом является стержневой и проводится в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.) |
Слово и слог. Ударение. (7 ч.) Различие слова и слога как минимальной произносительной единицы. Наблюдение над слоговой структурой различных слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Упражнение в выделении в слове слогов и составлении слов из слогов. Ударение (общее представление). Словообразующая и смыслоразличительная функция ударения. Графическое обозначение ударения в слове. Ударные и безударные слоги. Упражнение в выделении ударного слога в произносимом и написанном словах. Работа над правильным орфоэпическим произношением слов алфавит, звонить, красивее, магазин, строчная (буква), повторить, щавель и др. Знакомство с орфоэпическим словарем в учебнике |
Звуки и буквы (30 ч) из них: Звуки и буквы. (2 ч.) Воспроизведение знаний о звуках и буквах, полученных учащимися в период обучения грамоте. Обозначение звуков буквами. Различие звуков и букв. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных записей слов. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. |
Алфавит или азбука. (2ч.) Общее представление об алфавите. Названия букв. Общепринятый порядок букв русского алфавита. Значение алфавита. Упражнения на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите, на умение располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях русского языка и словарях учебника. |
Гласные звуки и буквы. (2ч.) Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков в слове. Распознавание гласных звуков по их признакам. Слогообразующая роль гласных звуков. Упражнение в произношении гласных звуков. Определение «работы» гласных букв в слове. Звук [э] и буква э. |
Ударные и безударные гласные. (4 ч.) Ударные и безударные гласные в слове. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах слов. Общее представление о правиле обозначения буквой гласного звука в словах. Особенности проверочных и проверяемых слов. Упражнение в обозначении гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Знакомство с орфографическим словарем русского языка и орфографическим словарем учебника. |
Согласные звуки и буквы. (3 ч.) Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Распознавание согласных звуков по их признакам. Упражнение в произношении согласных звуков и в правильном назывании букв, обозначающих согласные звуки. Двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах: класс, суббота, касса, ванна, Алла и др. Звук [й’] и буква «и краткое». |
Твердые и мягкие согласные звуки. (3 ч.) Особенности произношения твердых и мягких согласных звуков. Парные твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме. Роль букв е, ё, и, ю, я в слове. Наблюдение над словами, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв (маяк, юла). Мягкий знак. (2 ч.) Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение на письме мягкости согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным. Упражнение в правописании слов с мягким знаком. Звуко-буквенный анализ слов типа конь, письмо. |
Глухие и звонкие согласные звуки. (5 ч.) Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков. Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки. Буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Общее представление о правиле обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Особенности проверочных и проверяемых слов. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. |
Шипящие согласные звуки (1 ч.) Особенности произношения шипящих согласных звуков. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Упражнение в распознавании и правильном произношении шипящих согласных звуков в слове. |
Буквосочетания чк, чн (4 ч.) Слова с буквосочетаниями чк, чн, нч. Упражнение в правописании часто употребляемых слов с буквосочетаниями чк, чн, нч. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу Ознакомление с правилом написания ударных гласных после шипящих в буквосочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с данными буквосочетаниями. |
Заглавная буква в словах. (2 ч.) Ознакомление с правилами написания слов с заглавной буквы (имена, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, площадей). Упражнение в правописании имен собственных. Знакомство с формами обращения к собеседнику. Повторение изученного. (1ч.) |
Итого: 48 ЧАСОВ Итого обучение грамоте и русский язык: 165 часов. |
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка, как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
различать гласные и согласные звуки и буквы;
правильно называть твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, ю, я) и мягким знаком;
различать звонкие и глухие согласные звуки;
определять место ударения в слове, выделять ударный слог;
производить устный звуковой анализ слов типа шар, сон, лиса, усы: вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;
вычленять слова из предложений;
правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на определенную тему или по рисунку;
приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
Сфера учебных действий | Выпускник научится ( у ученика будут сформированы) | Выпускник получит возможность научиться (возможность для формирования) |
Личностные универсальные учебные действия | – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. |
Регулятивные универсальные учебные действия | – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану | -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
Познавательные универсальные учебные действия | – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | - делать предварительный отбор источников информации. - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
Работа с текстом | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Поиск информации и понимание прочитанного | • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде схемы; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. | • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; |
Преобразование и интерпретация информации | • пересказывать текст; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; | • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос |
Работа с текстом: оценка информации | • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
Наименование содержательной линии | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); | |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | - | - |
Обработка и поиск информации | • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, | • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете; критически относиться к информации и к выбору источника информации. |
Создание, представление и передача сообщений | • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией | - |
Планирование деятельности, управление и организация | • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий. | - |