СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пояснительная записка школьному музею"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Пояснительная записка школьному музею"  

 

Просмотр содержимого документа
«"Пояснительная записка школьному музею"»



















Программа работы

школьного музея







Разработчик:

Е.А.Муравлева.- учитель истории









Пояснительная записка.

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы школы. В последнее время у молодого поколения снизился интерес к истории нашей Родины, её культурным достижениям и корням, событиям военных лет. Именно поэтому наш школьный музей состоит из четырёх композиций:

  1. «Никто не забыт, ничто не забыто».

  2. Историческое прошлое станицы..

  3. История школы.

  4. Сельский быт.

В основе программы лежат приобретённые сведения (результат поисковых отрядов) по истории родной станицы и школы.. Содержание и структура программы обеспечивает развитие поисковых умений, краеведческих познаний, творческих способностей и, конечно, патриотического воспитания учащихся.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия.

Цель: - Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания учащихся;

- использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности;

- организация культурно – просветительной, методической, информационной деятельности среди учащихся и жителей села.

Принципы построения программы:

- принцип личностно – ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самоопределения, саморазвития, самореализации личности учащегося;

- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказании помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому и настоящему своего Отечества, родного края, школы.

Программа рассчитана на 5 лет обучения и опирается на знания по различным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, ИЗО).

Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала; заинтересованность учителя и ребят.

Ожидаемые результаты реализации программы

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

- достижения обучающихся на районных научно-практических конференциях;

-поисковая работа в классах по заданиям Совета музея;

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появления новых разделов;

- интерес учащихся к проведению различного рода экскурсий, познавательных игр, праздников – участие в них;

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

  • собеседование с учащимися;

  • методики сочинений;

  • наблюдения;

  • тестирования;

  • анкетирования.

Учебно-тематический план для учащихся 1 – 6 классов

Тема

Новые понятия

Форма проведения занятия и его содержание

Мы пришли в музей

История, музей, экспонат, экспозиция, экскурсовод

Обзорная экскурсия, знакомство с памяткой экскурсовода, пробные экскурсии

Гости из прошлого

Память, инвентарная книга

Беседа на тему: «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната. Творческая работа «Описание экспоната»

Документальные свидетели жизни человека

Документ, гражданин

Беседа на тему: «Документ. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации». Сам. работа на тему: «Что может рассказать обо мне мой дневник?»

О чём рассказала реликвия

Реликвия и патриотизм

На примере подлинного документа (военного билета участника ВОВ, его наград) рассказ о судьбе человека, его боевом пути.

Сам. работа: «Интервью ближайших родственников о семейных реликвиях»

Школа, в которой я учусь

Малая Родина, Отечество

Экскурсия: «Страницы истории школы». Беседа: «Наша школа сегодня». Практическое занятие «Знакомство с тетрадями выпускников, учебниками, дневниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-годов 20 века». Сам. работа: «Рассказ о ближайших родственниках-бывших выпускниках школы»

Моя родословная

Родословие, род, генеалогическое древо

Беседа: «История страны – история семьи». Практ. работа «Составление родословной». Сам. работа «Родословная моей семьи, рассказ о судьбе одного из родственников»

Моя семья

Сопереживание, уважение к старшим

Беседа «Семья, её роль в жизни человека». Практ. Работа «Портрет моей семьи». Сам. работа - мини-сочинение «Моя семья»

Наша станица


Экскурсии в историко-краеведческий музей г. Новопавловска, выставочный зал.

Краеведческие викторины

Праздник со слезами на глазах


Встреча с ветеранами ВОВ, практ. работа: «Составление текста поздравительной открытки. Письма ветерану, возложение цветов». Создание стендаПодсчет проживавших ветеранов на территории станицы к 80-летию Великой Отчествнной войны.





Учебно-тематический план для учащихся 7 – 11 классов



Тема

Ключевые и новые понятия

Форма проведения занятия и его содержание

Страницы истории

Патриотизм, гражданский долг

Музейный урок на тему: «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, края, школы.

Край мой СТАВРОПОЛЬСКИЙ.


Самостоятельная подготовка к викторине по материалам музея, краеведческой литературы. Автобусная экскурсия по историческим местам родного края.

Науки – помощницы истории

Археология, геральдика, нумизматика

Беседа: «Значение исторических наук в познании прошлого». Экскурсия по району.краю..

«Погиб, исполняя свой долг»

Отчизна, долг, мужество, патриот

Урок нравственности по материалам комнаты воинской Славы из раздела «Чеченская война» (приглашаются сотрудники военкомата, военнослужащие, участники контртеррористических операций в Чеченской Республике)

Отзовись, фотография

Школьная дружба, память, профессия, трудовой героизм

Музейный урок по разделу: «История школы», с приглашением бывших выпускников школы, которые рассказывают ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников.

Поисково-краеведческая работа


«Трудовые династии», «Знаменитые люди села», «Судьбы, опалённые войной», акция «Бабушкин сундук».

Краеведческая научно-практическая

Историография, научное исследование, библиографический указатель

Программа научно-практической конференции (см. выше)

Поклонимся великим тем годам

Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство

Урок нравственности на тему: «История края в годы Великой Отечественной войны». Встреча с ветеранами, экскурсии, возложение цветов к обелискам воинов.