Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), с учётом примерной программы по учебному предмету «Технология», на основе ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 8», на основе программы «Технология» 5 – 8 классы по учебникам В.Д.Симоненко, авторы: Н.П.Литвиненко, О.А.Чельцова, Т.А.Подмаркова, изд-во «Учитель», 2014.
Программа основана на использовании метода проектов в технологическом образовании школьников, способствующем формированию у учащихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивающем творческое мышление, самостоятельность, инициативность и ответственность за принятые решения.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основным дидактическим средством обучения технологии является учебно-практическая деятельность. Программа предполагает широкое использование нетрадиционных форм уроков, которые позволяют решить задачу совмещения профориентационной работы с предметами обучения за счёт получения обучающимися профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, помогают активизировать и углубить познавательную деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Рабочая программа составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
В основной школе изучение предмета «Технология» является обязательным в 5-8 классах. В 5 классе – 70 часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Цель курса: В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ.
Задачи курса:
ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;
приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
освоение умений действовать автономно: планировать, организовывать и защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;
ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;
развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;
подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и её пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
разработку плана продвижения продукта;
проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Личностные результаты:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
Выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
Развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;
Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
Самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты:
Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на алгоритмы;
Определение организационных и материально-технических условий для выбора способа решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
Виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
Ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
Владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
Владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
Планирование технологического процесса и процесса труда;
Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
Проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
Проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
Соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
Обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
Выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
Документирование результатов труда и проектной деятельности;
Расчет себестоимости продукта труда;
Примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
Оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
Выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
Выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
Согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
Осознание ответственности за качество результатов труда;
Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени» материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
Моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
Разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
Рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
Формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
Выбор знаковых систем и средств дня кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
Разработка вариантов рекламных образов;
Потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание программы
Введение (2 ч.) Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Творческие проектные работы (4ч.) Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этаны выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требовании к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический (основной) этан: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организации рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Аналитический этап: окончательный контроль, готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.
Оформление интерьера (6ч.) Интерьер жилого дома. Понятие об интерьере. Требование к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (эона столовой). Варианты планировки кухни: линейная, параллельная, угловая, П-образная. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Проектирование кухни на компьютере. Разработка плана размещения мебели в кухне.
Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс (20ч.) Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из древесины. Графическое изображение изделия и его разметка на заготовке. Древесина и древесные материалы для изготовления изделий. Операции и приёмы пиления древесины при изготовлении изделий. Операции и приёмы строгания древесины при изготовлении изделий. Операции и приёмы сверления отверстий в древесине. Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем. Отделка изделий из древесины: выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование. Оборудование рабочего места учащегося и планирование работ по созданию изделий из металлов, проволоки и пластмасс. Операции и приёмы ручной обработки металлических листов, проволоки и пластмасс. Изготовление изделий из жести соединением фальцевым швом и заклёпками. Изготовление творческого проекта «Подставка под горячее».
Создание изделий из текстильных материалов (22ч.) Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных волоков. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна. Конструирование швейных изделий. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Швейная машина. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Приёмы работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Технология изготовления швейных изделий. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятие о стежке, строчке, шве. Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания - ручное обмётывание; временное соединение деталей- смётывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание (с открытым и закрытым срамами ). Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания - машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей - стачивание; постоянное закрепление подогнутого края - застрачивание (с открытым и закрытым срезами}. Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО: приутюживание, разутюживание, заутюживание.
![]()
Кулинария (14 ч.) Общие правила безопасных приёмов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах. Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета. Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии. Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах. Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ. Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Составление меню из малокалорийных продуктов. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Технология заваривания, подача чая, Виды кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Блюда из овощей и фруктов. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, клетчатки, воды. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланшированис, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из вареных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Приготовление и оформление блюд из сырых и вареных овощей и фруктов. Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, «в мешочек», вкрутую. Приспособления для взбивания. Подача вареных яиц. Технология приготовления омлета. Подача готовых блюд. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку. Меню завтрака. Попятите о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Салфеточный этикет. Разработка мню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.
Итоговое повторение (2ч.)