СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Появление неравенства и знати

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

1. Обработка металлов.

2.Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4.Появление неравенство и знати.

 

Новые понятия: мотыга, плуг, неравенство.

Просмотр содержимого документа
«Появление неравенства и знати»

Появление неравенства и знати

Проверка домашнего задания:

1. Когда возникло земледелие?

2. Что было раньше: появление «людей разумных» (т. е. таких людей, как

Мы с вами) или возникновение земледелия? Насколько раньше?

(«люди разумные» появились на 30 тыс. лет раньше»).

3. Вспомним особенности первобытного земледелия. Он пишет на доске, а ученики в тетрадях:

Три главных орудия труда земледельцев

Какие слова надо вписать под номерами 1, 2, 3. Вписав слова «каменный топор», «мотыга», «серп», (откройте рисунок с. 20).

4. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? Какое занятие лучше обеспечивало людей пищей: земледелие или собирательство? скотоводство или охота?



План:

1. Обработка металлов.

2.Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4.Появление неравенство и знати.


Новые понятия: мотыга, плуг, неравенство.


Изучение нового материала:


1. Развитие ремесел.

Откройте § 5, п. 1; ри­сунки «Ручное изготовление глиняного сосуда», «Гончарный круг», с. 24

Примерно 9 тыс. лет назад, люди заметили, что некоторые «камни» имеют необычный желтовато-красны и цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что это за «камни»? И «камни» ли это? Учитель объ­ясняет, что странными «камнями» были красноватые куски самородной ме­ди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились вы­плавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например топор, Последнюю мысль иллюстрирует рассмотрение рисунка «Отливка топора» (с. 25).

Громко прочитать (§ 5, п. 1), со слов: «Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии поят новое ремесло...»1

? Подумайте, обладают ли медные орудия преимуществами пе­ред каменными. Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок твердого камня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные мололи древних топоров -каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один и) помощников ученою взял в руки медный топор, другой помощник — каменный. По часам засекли время — и... опыт начался. Оба «дровосека» стремились как можно быстрее повалить сосну, однако каменным топором это удалось сделать только пятнадцать минут, а медным -за пять! Опыт повторяли много раз, и ученый сделал вывод о безусловном превосходстве медного орудия над каменным.

Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть — это также облегчает обработку дерева.

Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся мед­ное острие затачивали заново, а выщербленный каменный нож или обломившийся каменный наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нуж­но, никуда более не годился. А кусок меди, принявший не ту форму, можно переплавить или перековать заново. Из меди дела­ли мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Наряду с медными орудиями люди продолжали широко использовать орудия из камня — полностью заменить камень медь не могла.

2. Изобретение плуга.

Об изобретении упряжного пахотного ору­дия путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии мы прочитаем (§ 5, п. 2).

Огромные преимущества вспахивания земли плугом по сравнению с рыхлением се мотыгой доказывает опыт, поставленный уже знакомым нам российским ученым С. А. Семеновым. Пол его руководством изготовили модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно .было обработать участок земли одного и того же размера. В плуг впрягли лошадь. Один из помощников ученого повел лошадь за узду, непрерывно понукая ее. Другой, напрягая все силы, нажимал на рукоятки плуга. Пахоте мешали корни и трава, которые опутывали плуг, поэтому «пахарь время от времени останавливался и очищал плуг ногой. Несмотря на помехи, оказалось, что обработать поле с помощью плуга и лошади можно в пятьдесят раз быстрее, чем мотыгой.

3. У каждой семьи свое хозяйство.(Распад родовых общин)

Пахота на быках, применение медных орудий привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно возросла. Вместе с тем исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Принадлежавшее общине стадо было поделено между семьями. Землю также поделили на участки, которые перешли в пользование семей.

Подумайте вот над чем. Семьи получили примерно одинаковые участки земли, плуги, мотыги, рабочий скот. Проходит время — и неизбежно одни семьи становятся богаче, а другие — беднее. Почему это происходит? Все люди разные — одни прилежные, работящие, другие с ленцой, под любым предлогом отлынивают от работы. Бывает и так, что какую-то семью постигало несчастье, например отец и старший сын погибли на охоте в лапах медведя, остались женщины и дети, которым пришлось работать на поле, ухаживать за скотом. Или такая беда: дикие звери вы­топтали чей-то участок, засеянный пшеницей... Причины могли быть разные, но результат один — возникло имущественное нера­венство: это означает, что одна семья владела многими головами скота, орудиями труда, изделиями из металла, большим запасом зер­на, которого могло хватить и на семена, и на еду до нового урожая. А другая семья нуждалась в самом необходимом...

Раньше других стали зажиточными семьи старейшин. Как это произошло? Старейшины, обладавшие большим опытом и умом, продолжали пользоваться уважением остальных общинников. Они разрешали споры между ними, руководили совместными работа­ми но осушению болот, расчистке леса под пашню, выкапыванию пруда, из которого брали воду для полива. В благодарность за это общинники дарили старейшинам скот и зерно, отдавали им наибо­лее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племе­ни собирались вместе, чтобы самого храброго и мужественного выбрать военным предводителем - вождем племени. Во главе со своим вождем вооруженные мужчины нападали на соседнее пле­мя. Если они побеждали, то угоняли скот и пленников, которых обращали в рабство, забирали зерно, оружие и орудия труда, изделия из меди, золота и серебра. У побежденных отбирали пло­дородные земли, которые делили между собой. Большая часть земель и остальной добычи доставалась вождю племени, его дру­зьям и соратникам.

Вождей племен и старейшин называли знатными людьми. Знат­ный означает «знаменитый». Вожди и старейшины добивались того, чтобы уважение к ним распространилось бы на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Знатные гордились прежде всего своими «знаменитыми» предками. Они верили, что в их жилах течет кровь иная, чем у ос­тальных людей; верили в то, что знать по одному рождению имеет право на почет, уважение и власть в племени.

Так возникло неравенство между людьми. Дети, внуки и прав­нуки старейшин и племенных вождей превращались в знатных и богатых людей. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а дру­гие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.


По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

Возникновение неравенства

Бедные и богатые

Знатные и незнатные


Домашнее задание: § 5. Вопросы 1—4.



3