Поиск личностных ресурсов в ситуации эмоционального выгорания
Педагог-психолог: Добрый день коллеги! Сегодня с вами поговорим об эмоциональном выгорании. Разберемся, правильно ли мы понимаем это понятие, и будем искать свои личностные ресурсы для преодоления выгорания.
Для начала давайте выполним с вами небольшое упражнение «Часы».
На листке схематично изображены часы – будильник. Вам следует дорисовать их, придать картинке законченный вид. Если вам покажется это необходимым, то можете нарисовать не только детали часов, но и фон, воссоздать обстановку.
Педагоги выполняют задание
Сейчас посмотрим, что у нас вышло.
Обратите внимание на ту деталь, с которой вы начали свой рисунок.
Если в первую очередь вы нарисовали СТРЕЛКИ ЧАСОВ, то это означает, что вопрос об энергии для вас сейчас чрезвычайно важен.
Если первым делом вы проставили ЦИФРЫ НА ЦИФЕРБЛАТЕ, то это значит, что вы в настоящее время ведете суматошную жизнь и вам хочется покоя, упорядоченности и размеренности, вам остро не хватает этого.
Если в первую очередь вы ОБВЕЛИ ЧАСЫ или ПОДСТАВКУ, то это говорит о вашем желании сменить обстановку, что-то изменить в своей жизни.
Остановимся подробнее на СТРЕЛКАХ БУДИЛЬНИКА.
Не важно, сколько времени на ваших часах, важно, куда смотрят стрелки, вверх или вниз.
Если СТРЕЛКИ ЧАСОВ НАПРАВЛЕНЫ ВВЕРХ, то это значит, что с вашей жизненной энергией все в порядке, вы полны сил и бодры.
Если же СТРЕЛКИ СМОТРЯТ ВНИЗ, то это говорит о том, что ваши жизненные силы на исходе.
Хуже всего, когда на часах ПОЛОВИНА ШЕСТОГО ИЛИ СЕДЬМОГО, это говорит о крайнем упадке сил.
Чем ЯРЧЕ ВЫДЕЛЯЕТЕ СТРЕЛКИ, тем больше энергии вам требуется для нормального существования. Для того чтобы понять, каким образом вы можете «подзарядиться», обратите внимание на остальные детали вашего рисунка.
Если вы ЧЕТКО ОБОЗНАЧИЛИ ЦИФРЫ. ЯРКО ВЫДЕЛИВ ИХ НА ЦИФЕРБЛАТЕ, то это говорит о том, что для «подзарядки» вам просто нужно как следует отдохнуть, куда-нибудь съездить, переменить обстановку, получить новые впечатления.
Если вы ЯРКО ОБОЗНАЧИЛИ КНОПКУ ЗВОНКА НА БУДИЛЬНИКЕ, то это значит, что вы нуждаетесь в смене деятельности, вам просто неинтересно заниматься тем делом, которым вы занимаетесь в настоящее время. Для «подзарядки» вам достаточно найти работу по душе.
Если вы РЕЗКО ВЫДЕЛИЛИ КОРПУС БУДИЛЬНИКА, то это говорит о том, что вы обычно «подзаряжаетесь» в обществе, во время общения с другими людьми.
Если при этом вы тщательно вырисовали ФОН, то можно предположить, что вы энергетический вампир.
Если вы уделили особое внимание ПОДСТАВКЕ, то это значит, что вы можете «подзарядиться» на природе, вам стоит поехать в лес, на реку, на дачу и пару дней отдохнуть от городской суеты, это пойдет вам на пользу.
Молодцы, хорошо поработали.
Синдром эмоционального выгорания/профессионального выгорания – это состояние, эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
Психологическое здоровье – совокупность профессиональных характеристик личности специалиста, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.
Критерии психологического здоровья педагога:
Принятие себя, своих недостатков и достоинств, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей в профессиональной деятельности.
Принятие коллег и учеников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности.
Хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свое эмоциональное состояние, мотивы поведения, последствия поступков.
Стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы, в трудовой ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.
Факторы, приводящие к нарушению психологического здоровья педагога:
1.Внешние факторы:
-интенсивное общение
- негативная организация и планирование труда
- режим постоянного внешнего и внутреннего контроля
- конфликтность в системе «руководитель-подчиненный», «коллега-коллега»
- психологически сложный контингент лиц в общении.
2. Внутренние факторы:
-склонность к сдерживанию эмоций
- интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности
- слабая мотивационная отдача в профессиональной деятельности
- нравственные дефекты и дезориентация личности педагога
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.
Стадии эмоционального выгорания:
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции, появляется отстранённость от членов семьи. Возникает состояние тревожности. Возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»
Возникают недоразумения с коллегами и обучающимися. Специалист в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о коллегах. Постепенно проявляется неприязнь субъектов – вначале – это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Притупляются представления о ценности жизни, эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Эмоциональное выгорание отражается на нашем физическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Для борьбы с выгоранием нам поможем наша саморегуляция. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мыслительных образов управления мышечным тонусом и дыханием.
Упражнение «Стратегии самопомощи»
Подумайте и запишите ответы на вопрос «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям
Первый список может выглядеть так | Второй список может выглядеть так |
1.играю со своими детьми | 1.играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье |
2.работаю в саду | 2.работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы |
3.встречаюсь с друзьями | 3.встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д. |
Упреждение «Лифт»
Представить, что входите в лифт. Нажимаете кнопку для спуска вниз. По мере прохождения каждого этажа, вы больше и больше расслабляетесь. Когда вы расслабитесь выйдите из лифта с ощущением покоя и свежести.
Упражнение «Ладошки».
Энергично потереть ладони, пока не появится ощущение интенсивного тепла.
Упражнение «Кулачки».
Быстро сжать и расслабить кулаки. Не менее 10 раз.
Вот мы с вами рассмотрели основные моменты эмоционального выгорания. А сейчас приступим к практической части нашей встречи. У каждого из вас на столе есть лист А4 и А3, карандаши и фломастеры. Выберите, на каком листе вы будете рисовать.
Символом нашей работы будет огонь. Я вам даю две минутки чтобы в подумали над своим эмоциональным стоянием, чтобы вы могли подышать, упокоить свое дыхание, можно закрыть глаза.
Мы с вами будем рисовать пламя огня, пламя свечи, пламя костра. Каждый выбирает для себя то, что ему ближе. На рисунке через изображение огня, мы с вами изобразим наше эмоциональное напряжение, выгорание, истощение. Что внутри вас настолько выжигает, что вы теряете ресурс, что вы находитесь в стрессе, что вы чувствуете себя раздражительными и усталыми, и теряется ваша работоспособность.
Педагоги рисуют
Посмотрите внимательно, вы действительно завершили свой рисунок? Есть ли какие-то моменты которые вы ходите дорисовать, исправить?
Педагоги дорисовывают
Теперь начнем разбираться, что же внутри нас происходит. Огонь, это та стихия которая выжигает всё вокруг, это то, что ни щадит ничего на своем пути. Там где прошел огонь, не остается жизни.
Разделим рисунок пополам. Правая часть, это часть где огонь разрушил все. Выберите цвет карандаша, который ближе по цвету огня и раскрасьте им всю правую сторону.
Педагоги раскрашивают
Теперь возьмите фломастер, ручку темного оттенка и выпишите конкретные слова на вопрос «Что же этот огонь выжег в вашей жизни?», «Как эмоциональное выгорание сказалось на вашей жизни?» (бессонница, ухудшились отношения с родными и окружающими, апатия, тревога, беспокойство и т.д.)
Педагоги пишут
Теперь будем искать личностные ресурсы, которые помогут нам, справится с выгоранием. Огонь хорошо тушится водой, предлагаю левую часть раскрасить в оттенки воды и спокойствия.
Педагоги раскрашивают
Теперь возьмите фломастер, ручку светлого оттенка и выпишите конкретные действия, эмоции, предметы, которые помогут вам избавиться от стресса, напряжения, тревоги и эмоционального выгорания (отдых, море, смена работы, кофе, общение с друзьями и т.д.)
Педагоги пишут
Теперь давайте обсудим. Предлагаю кому-нибудь выйти со свои рисунком и рассказать нам, как эмоциональное выгорание сказалось на вас и какие у вас есть ресурсы, чтобы справится с ним, какой у вас план действий.
Педагог выходит
Вопросы к выступающему: Что уже пробывали? Чего не хватает в этом списке? Какие вам нужно сделать шаги, чтобы начать выполнять свой план в действие? Что из этого списка, вы уже выполняете на постоянной основе? А что хотелось бы включить в свою жизнь?
Спасибо.
Коллеги, на левой стороне ваши копинг-стратегии, ваш план действий чтобы вы могли стабилизировать ваше эмоциональное состояние.
Этот рисунок вы можете взять с собой. Можете разделить этот рисунок и правую часть его отрезать, разорвать, разрисовать, сжечь, выбросить или сделать из нее самолетик и пусть в воздух.