Урок «Показательная функция, её свойства и график»
Конспект урока
Учебник: Мордкович А.Г. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащ. общеобр. уч. (базовый и углублённый уровни). – М.: Мнемозина, 2014. — 307 с., § 11.
Тема урока: «Показательная функция, её свойства и график».
Тип урока: урок-практикум.
Учебная задача урока: отработать решение различных видов задач по теме «Показательная функция, её свойства и график».
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
Знает:
- определение показательной функции, ее свойства и вид графика;
- подходы к решению показательных уравнений вида , и неравенств вида , .
Умеет:
- строить график показательной функции и исследовать ее на свойства;
- решать простейшие показательные уравнения и неравенства.
Понимает:
- что вид графика показательной функции зависит от степени в показателе;
- как решать простейшие показательные уравнения вида и неравенства вида .
Учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение;
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочная часть (5 мин.)
Операционно-познавательная часть (38 мин.)
Рефлексивно-оценочная часть (2 мин.)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивационно-ориентировочная часть. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся |
Задание 1: Какие из представленных функций являются показательными? А) Б) В) Г) Задание 2: Возрастает или убывает показательная функция и почему? А) Б) Задание 3: Какова область определения функции Задание 4: Каково множество значений функции y=3x? Задание 5: Из предложенных графиков функций выберите график функции: 1) 2) . Задание 6: Решить уравнение (неравенство): А) Б) В) | Решение: Б), Г). Решение: А) Убывает, т.к. основание степени 0 Б) Возрастает, т.к. основание степени 31. Решение: множество всех действительных чисел. Решение: у0 - множество всех положительных чисел. Ответ: 1) 4, 2) 3. Решение: А) Б) В) |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация. |
Итак, на предыдущих уроках вы изучили теорию по теме «Показательная функция, её свойства и график» и рассмотрели решение основных задач по теме |
Постановка цели урока. Поэтому сегодня на уроке вы должны отработать решение основных задач по теме «Показательная функция, её свойства и график» |
2. Операционно-познавательная часть. |
Групповая работа (по 4 человека). Примерное содержание карточки для групп: Задание 1: Сравнить m и n если: А) Б) Задание 2: Найдите область определения функции: А) Б) Задание 3: Найдите область значений функции Задание 4: Найдите наибольшее и наименьшее значения указанной функции на заданном промежутке: А) Б) B) Задание 5: Построить графики функций и исследовать функции на свойства: А) Б) Задание 6: Решите уравнение (неравенство): А) Б) В) Г) | Решение: А) mn; т.к. 2,31 Б) mn; 0 Решение: А) Б) , Т.к. , то Решение: , при Т.к. , то Решение: А) Т.к. функция возрастает (a1), – возрастает, то функция – возрастает. Значит: – наименьшее значение функции на . – наибольшее значение функции на . Б) Т.к. функция убывает (0a – наибольшее значение функции на . - наименьшее значение функции на . В) Т.к. , то возрастает, но – убывает, то функция - убывает. Значит: - наименьшее значение функции на . - наибольшее значение функции на . Решение: А) Преобразуем выражение, задающее функцию: Исходная показательная функция Сжимаем вдоль оси Оу вдвое: Растягиваем вдоль оси Ох вдвое: Отображаем от оси Ох: Отображаем от оси Оу: Сдвигаем вдоль оси Оу на 8 единиц вверх: 1) 2) 3) Убывает на 4) Непрерывна Б) Исходная показательная функция: Оставляем часть графика при и отображаем от оси Оy: Сдвигаем вдоль оси Оу на 3 единицы вниз: 1) 2) 3) Убывает на возрастает 4) Непрерывна Решение: А) Б) В) Г) |
Рефлексивно-оценочный этап Подведение итогов. |
-Какова была цель урока? -Достигнута ли она? -Как мы её достигли? Какие задачи решали? | - Отработать решение основных задач по теме «Показательная функция, её свойства и график» - Да - Решали задачи на сравнение чисел, нахождение области определения функции, области значений функции, находили наименьшее и наибольшее значение функции на промежутке, строили и исследовали график показательной функции, решали показательные уравнения и неравенства |
Постановка домашнего задания. |
Домашнее задание: №11.36 а, б. Найдите наибольшее и наименьшее значения указанной функции на заданном промежутке. №11.43 б, г. Найдите область определения функции. №11.50 а, б. Построить графики функций. | А) Т.к. возрастает (a1) и - возрастает, то функция - возрастает. Значит: – наименьшее значение функции на . – наибольшее значение функции на . Б) Т.к. – убывает (0a - возрастает, то функция - убывает. Значит: – наибольшее значение функции на . - наименьшее значение функции на . Б) Г) А) Исходная показательная функция: Сдвигаем вдоль оси Ох на 1 единицу вправо: Сдвигаем вдоль оси Оу на 3 единицы вверх: Б) Исходная показательная функция: Сдвигаем вдоль оси Ох на 2 единицы влево: Сдвигаем вдоль оси Оу на 4 единицы вверх: |