СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Показательная функция

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Показательная функция»

Урок «Показательная функция, её свойства и график»

Конспект урока

Учебник: Мордкович А.Г. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащ. общеобр. уч. (базовый и углублённый уровни). – М.: Мнемозина, 2014. — 307 с., § 11.

Тема урока: «Показательная функция, её свойства и график».

Тип урока: урок-практикум.

Учебная задача урока: отработать решение различных видов задач по теме «Показательная функция, её свойства и график».

Диагностируемые цели:

В результате урока ученик:

Знает:

- определение показательной функции, ее свойства и вид графика;

- подходы к решению показательных уравнений вида , и неравенств вида , .

Умеет:

- строить график показательной функции и исследовать ее на свойства;

- решать простейшие показательные уравнения и неравенства.

Понимает:

- что вид графика показательной функции зависит от степени в показателе;

- как решать простейшие показательные уравнения вида и неравенства вида .

Учебные действия, формируемые на уроке:

  • Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика

  • Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение;

  • Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.

Форма работы: фронтальная, групповая.

Средства обучения: традиционные, презентация.

Структура урока:

  1. Мотивационно-ориентировочная часть (5 мин.)

  2. Операционно-познавательная часть (38 мин.)

  3. Рефлексивно-оценочная часть (2 мин.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся

Задание 1: Какие из представленных функций являются показательными?

А)

Б)

В)

Г)

Задание 2: Возрастает или убывает показательная функция и почему?

А)

Б)


Задание 3: Какова область определения функции

Задание 4: Каково множество значений функции y=3x?

Задание 5: Из предложенных графиков функций выберите график функции:

1)

2) .

Задание 6: Решить уравнение (неравенство):

А)

Б)

В)

Решение: Б), Г).







Решение:

А) Убывает, т.к. основание степени 0

Б) Возрастает, т.к. основание степени 31.

Решение: множество всех действительных чисел.

Решение: у0 - множество всех положительных чисел.

Ответ: 1) 4, 2) 3.


































Решение:

А)

Б)

В)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация.

Итак, на предыдущих уроках вы изучили теорию по теме «Показательная функция, её свойства и график» и рассмотрели решение основных задач по теме

  1. Постановка цели урока.

Поэтому сегодня на уроке вы должны отработать решение основных задач по теме «Показательная функция, её свойства и график»

2. Операционно-познавательная часть.

Групповая работа (по 4 человека).

Примерное содержание карточки для групп:

Задание 1: Сравнить m и n если:

А)

Б)

Задание 2: Найдите область определения функции:

А)

Б)






Задание 3: Найдите область значений функции





Задание 4: Найдите наибольшее и наименьшее значения указанной функции на заданном промежутке:

А)

Б)

B)




















Задание 5: Построить графики функций и исследовать функции на свойства:

А)

Б)













































































































Задание 6: Решите уравнение (неравенство):

А)

Б)

В)

Г)



Решение:

А) mn; т.к. 2,31

Б) mn; 0

Решение:

А)

Б)

,

Т.к. , то

Решение:

, при

Т.к. , то

Решение:

А) Т.к. функция возрастает (a1), – возрастает, то функция – возрастает. Значит:

– наименьшее значение функции на .

– наибольшее значение функции на .

Б) Т.к. функция убывает (0a

– наибольшее значение функции на .

- наименьшее значение функции на .

В) Т.к. , то возрастает, но – убывает, то функция - убывает. Значит:

- наименьшее значение функции на .

- наибольшее значение функции на .

Решение:

А) Преобразуем выражение, задающее функцию:

Исходная показательная функция

Сжимаем вдоль оси Оу вдвое:

Растягиваем вдоль оси Ох вдвое:

Отображаем от оси Ох:

Отображаем от оси Оу:

Сдвигаем вдоль оси Оу на 8 единиц вверх:

1)

2)

3) Убывает на

4) Непрерывна

Б) Исходная показательная функция:

Оставляем часть графика при и отображаем от оси Оy:

Сдвигаем вдоль оси Оу на 3 единицы вниз:

1)

2)

3) Убывает на возрастает

4) Непрерывна

Решение:

А)

Б)

В)

Г)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов.

-Какова была цель урока?



-Достигнута ли она?

-Как мы её достигли? Какие задачи решали?


- Отработать решение основных задач по теме «Показательная функция, её свойства и график»

- Да

- Решали задачи на сравнение чисел, нахождение области определения функции, области значений функции, находили наименьшее и наибольшее значение функции на промежутке, строили и исследовали график показательной функции, решали показательные уравнения и неравенства

  1. Постановка домашнего задания.

Домашнее задание:

№11.36 а, б.

Найдите наибольшее и наименьшее значения указанной функции на заданном промежутке.























№11.43 б, г.

Найдите область определения функции.





№11.50 а, б.

Построить графики функций.

А) Т.к. возрастает (a1) и - возрастает, то функция - возрастает. Значит:

– наименьшее значение функции на .

– наибольшее значение функции на .

Б) Т.к. – убывает (0a - возрастает, то функция - убывает. Значит:

– наибольшее значение функции на .

- наименьшее значение функции на .

Б)

Г)

А) Исходная показательная функция:

Сдвигаем вдоль оси Ох на 1 единицу вправо:

Сдвигаем вдоль оси Оу на 3 единицы вверх:

Б) Исходная показательная функция:

Сдвигаем вдоль оси Ох на 2 единицы влево:

Сдвигаем вдоль оси Оу на 4 единицы вверх:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!