СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поход на лесную поляну

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель – формирование у школьников целостного биологического  мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Предполагаемые результаты:

- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные биологические  знания, ориентированные на практику;

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Просмотр содержимого документа
«урок - путешествие»

Внеклассное мероприятие по биологии в 5 классе

Учитель химии и биологии – Шерстобитова Аполлинария Ивановна

Тема: «Поход на лесную поляну»

Цель – формирование у школьников целостного биологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Предполагаемые результаты:

Образовательные:

- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные биологические знания, ориентированные на практику;

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность;

- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

Педагогические:

- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления.

- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:

- формирование биологических понятий

- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

школьников экологической направленности;

- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой

- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

Цель:

  • расширить ваши знания о природе;

Задачи

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;

  • воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;

  • развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.

- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать рисунки, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.



Форма проведения: поход

Ход мероприятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Кто из вас любит путешествовать?

Как можно путешествовать? (на самолёте, на поезде, на автомобиле….

Пешком..)

А путешествие – пешком, как называется?? (экскурсия, поход)

А когда вы ходили в поход? Хотели бы сходить в поход?

Тогда я вас приглашаю в воображаемый

поход на лесную поляну.

Кого мы по пути можем встретить? ( растения, животные …грибы, бактерии….

Мы можем встретиться с лесными жителями.

Достаточно ли - хорошо мы их знаем?

Хорошо ли им жить на лесной поляне? Может быть им нужна ваша помощь?

С какой целью мы пойдём в поход?

Цель – Лучше изучить жителей лесной поляны , оказать им практическую помощь, подружиться с ними.

Сенека младший, один из мудрецов сказал:

«Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

Ваши знания и способности вам сегодня будут необходимы.

Правила в походе.

1. Принимают участие три отряда, каждый из которых возглавляет командир (учащийся)

2. Работа в группе

Ребята, счастливого пути! Звучит музыка, шум леса, пение птиц.

«Собери мусор»

Что виднеется впереди? (Свалка мусора за Шляпниками) Что вы предлагаете делать? (очистить дорогу ?? от мусора) Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы если соглашаетесь, то хлопаете, если – нет, то топаете.

Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)


Ребята, давайте вместе сформулируем правила поведения в природе с частицей «НЕ»

Задание 1

Например: НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей


1 отряд –

Сформулировать и записать 3 правила поведения в природе с животными.


2 отряд –

Сформулировать и записать 3 правила поведения в природе с растениями.


3 отряд –

Сформулировать и записать 3 правила поведения в природе во время экскурсии или пикника.

Результаты оформляются на доске.

Памятка:

  • НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

  • НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

  • НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.

  • НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

  • НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

  • НЕ разоряй птичьи гнёзда.

  • НЕ разоряй муравейники.

  • НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  • НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

  • В лесу старайся ходить по тропинкам

Молодцы! Мы знаем правила, давайте будем соблюдать их.

Ребята. Я предлагаю вам угадать, кто встретился на лесной поляне? Какие процессы могут там происходить?

Задание 2 «Привет! Будем знакомы»

Назвать биологические понятия

  1. Это живые организмы, в клетках которых нет ядра __( прокариоты)

  2. Это живые организмы, в клетках которых есть ядро __( эукариоты)

  3. Организмы, способные образовывать органические вещества из нерганических ___(автотрофы)



  1. Организмы, которые питаются готовыми органическими вещества ми _(гетеротрофы)

  2. Сожительство двух организмов, полезное обоим. _(Симбиоз.)

  3. Это симбиотический «организм» состоящий из гриба и водоросли называется _ (Лишайник)

  4. Процесс образования органических веществ из неорганических в зеленых частях растения на свету. (Фотосинтез.)

  5. Плесень, из которой впервые получили лекарство – антибиотики (Пеницилл.)

  6. Все живые организмы состоят из (клеток)

Задание 3

«Зарядка для ума» Убери лишнее

Животные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Растения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Грибы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бактерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9



  1. - прокариоты

  2. - эукариоты

  3. – автотрофы

  4. - гетеротрофы

  5. - Симбиоз.

  6. - Лишайник

  7. - Фотосинтез

  8. Пеницилл

  9. Клетка

Молодцы, умственная зарядка прошла хорошо.

Задание 4 Ребята, что происходит с природой с приходом весны.

Природа с приходом весны оживает. Пришла пора подснежников – первых цветов весны. Как в народе называют эти первые цветы?

Весенние первоцветы

Какие вы знаете первоцветы нашей местности?

На Руси считали, что первоцветы – это первые цветы лета. Один из самых красивых и ярких первоцветов – это, конечно, прострел (сон-трава). К сожалению, сейчас этих красивых – белых, розовых, фиолетовых – цветов осталось так мало, что многие из нас их не видели. Они уничтожаются

Мать-и-мачеха, хохлатки, кандыки, медуница, крокусы

(Сообщение учащихся)

Славянская легенда о ландыше (сообщение ученика).

Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, гуляя поздно по лесу, увидела она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была свидетельницей, как из ее глаз катились чистые девичьи слезы, и, упав на землю, превращались в нежные ландыши.

А вот легенда о подснежнике (сообщение ученика).

Его латинское название «галантус» («гала» - молоко, «антус» - цветок). Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, поверила в счастье, отсюда и происходит символ подснежника – надежда.

А вот греческая легенда о первоцвете, который называется Адонис весенний (сообщение ученика). В семье пастухов родился мальчик Адонис. Он вырос красивым и стройным. Его полюбила сама богиня любви и красоты Афродита. Она предупредила, что Адонису нельзя охотиться на свирепых зверей. Но однажды Адонис погнался за кабаном, забыв о предупреждении Афродиты. Нагнав кабана, он метнул охотничий нож, и в следующее мгновенье кабан набросился на юношу. Долго искала Афродита своего любимого, а когда нашла, он был уже мертв. И пожелала тогда богиня, чтобы каждую весну покрывалась земля прекрасными желтыми цветами.

Задание 5

«Загадочный цветок»



Алгоритм действий

1. Рассмотрите …….



Игровое поле

2. Расшифруйте этот загадочный цветок.

3.У вас должно получиться кодовое слово.

4.Цена каждой буквы – это правильный ответ на вопрос

5. Какое отношение оно имеет к походу




Какое кодовое слово получилось? ЗЕМЛЯ

    1. Назовите самую большую птицу на земле (страус).

Чем знаменательно 22 апреля? День рождения Земли

Что же это за праздник - День Земли? И зачем он? Итак, немного истории.

В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную общность и взаимную зависимость друг от друга».

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным Днем Земли – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды.

Именно в этот день в 1970 году более 20 миллионов американцев отмечали День Земли. Сознание этих людей разбудила трагедия, которая произошла в 1969 году – возле курортного городка Санта – Барбара из скважины разлились миллионы тонн нефти. Смертоносная плёнка нефти, убивающая всё живое, накрыла огромные пространства пляжа и океанских вод. Люди решили посвятить один день в году защите нашей бедствующей ПЛАНЕТЫ.

Задание 5

«Украсим планету»

Смоделировать лесную поляну и украсить Землю.

Оборудование: листы бумаги формата А4, скрепки, пластилин, цветная бумага

КРИТЕРИИ

ПАРАМЕТРЫ

ПОКАЗАТЕЛИ

  1. Творческий подход

Дизайн, необычность


  1. Логичность выполнения задания

Использование раздаточного материала


3.Творческая защита модели

Творческий подход

Защита с творческим подходом

ВСЕГО

_____баллов





Лесная поляна

Время выполнения (минут)


МаксимальныйБалл


Групповая работа

Всего

1.







2.







3.







4.







5.








Общий итог






Подведение итога. Рефлексия.

-Ребята, у вас на столах лежат бумажные фигурки человека. Каждый из вас возьмите фигурку и напишите на ней качества Человека- достойного жителя планеты Земля. Поселите своего Человека на нашу голубую планету.

(дети прикрепляют человечков на плакат с изображением планеты).

  1. Давайте, люди,

Дружить друг с другом

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

2 -Ученик:

Как парус с морем,

Трава с дождями.

Как дружит солнце со всеми нами.

3 -Ученик:

Давайте, люди

Любить планету

Во Вселенной

Похожей нет.

4 -Ученик:

Во всей Вселенной

На всех одна,


Что будет делать

Без нас она?

5 -Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой



Привал 4 «Лесные жалобы»

Жалоба №1

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то! Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (Жаба)

Жалоба №2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы не друзья человека, и не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы родились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (Летучая мышь)

Жалоба № 3

Я – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что я такой храбрый. Просто я плохо вижу и больше надеюсь на свой нюх. Зато у меня есть колючая защита. Кто я узнайте?

(Ежь)

Жалоба №4

Меня называют непоседливым зверьком. Я постоянно в движении: быстро спускаюсь с ели на землю, тотчас взлетаю по стволу обратно или перепрыгиваю с ветки на ветку. Ах, как я устала! (Белка)



Источники информации
  • http://ddd-gazeta.ru/content/view/292/0/ - информация о колоколе мира
  • http://www.risk.ru/i/post/4/4139.jpg - информация о Мортоне Стенли
  • http://piastra.narod.ru/_KAT1/st117.htm - стихотворение «Люди – гости на планете Земля»
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер.- М., Рус. яз., 1990











Просмотр содержимого документа
«приложения»

Правила поведения в природе



Задание 1

1 отряд –

Сформулировать и записать 3 правила поведения в природе с животными.

«НЕ»

«НЕ»

«НЕ»


2 отряд –

Сформулировать и записать 3 правила поведения в природе с растениями.

«НЕ»

«НЕ»

«НЕ»



3 отряд –

Сформулировать и записать 3 правила поведения в природе во время экскурсии или пикника.

«НЕ»

«НЕ»

«НЕ»



Задание 2

Записать и назвать биологические понятия

1

  1. Это живые организмы, в клетках которых нет ядра …

  2. Это живые организмы, в клетках которых есть ядро….

  3. Организмы, способные образовывать органические вещества из нерганических….

№2



  1. Организмы, которые питаются готовыми органическимивеществами ….

  2. Хлоропласты содержат …..

  3. Это симбиотический «организм» состоящий из гриба и водоросли…..



№3

  1. Процесс образования органических веществ из неорганических в зеленых частях растения на свету….

  2. Плесень, из которой впервые получили лекарство – антибиотики ….

3.Все живые организмы состоят из ……

Задание 3 «Зарядка для ума» Убери лишнее

Животные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Растения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Грибы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бактерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9



  1. - прокариоты

  2. - эукариоты

  3. – автотрофы

  4. - гетеротрофы

  5. – Хлоропласты

  6. - Лишайник

  7. - Фотосинтез

  8. Пеницилл

  9. – Клетка

Задание 3

«Зарядка для ума» Убери лишнее

Животные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Растения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Грибы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бактерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9



  1. - прокариоты

  2. - эукариоты

  3. – автотрофы

  4. - гетеротрофы

  5. - Симбиоз.

  6. - Лишайник

  7. - Фотосинтез

  8. Пеницилл

  9. – Клетка

Задание 3

«Зарядка для ума» Убери лишнее

Животные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Растения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Грибы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Бактерии

1

2

3

4

5

6

7

8

9



  1. - прокариоты

  2. - эукариоты

  3. – автотрофы

  4. - гетеротрофы

  5. - Симбиоз.

  6. - Лишайник

  7. - Фотосинтез

  8. Пеницилл

  9. – Клетка

Просмотр содержимого презентации
«Путешествие на лесную поляну»

МБОУ «Шляпниковская СОШ» Тема – Путешествие на лесную поляну  Учитель химии и биологии Шерстобитова Аполлинария Ивановна  Электронная почта sher_pi@mail.ru

МБОУ «Шляпниковская СОШ»

Тема – Путешествие на лесную поляну

Учитель химии и биологии

Шерстобитова Аполлинария Ивановна

Электронная почта [email protected]

???

???

СОБЕРИ МУСОР

СОБЕРИ МУСОР

Правила поведения в природе НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных. НЕ сори . Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки. НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков

Правила поведения в природе

НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

НЕ сори . Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков

«Зарядка для ума» Убери лишнее   Животные 1 Растения 2 1 Грибы 3 2 1 Бактерии 4 1 3 2 5 2 3 4 6 3 5 4 7 6 5 4 8 5 7 6 8 6 7 8 7 8  1 - Прокариоты  2 - Эукариоты  3 - Автотрофы  4 - Гетеротрофы 5 - Приспособленность 6 - Фотосинтез  7 - Пеницилл 8 - Клетка

«Зарядка для ума» Убери лишнее

Животные

1

Растения

2

1

Грибы

3

2

1

Бактерии

4

1

3

2

5

2

3

4

6

3

5

4

7

6

5

4

8

5

7

6

8

6

7

8

7

8

1 - Прокариоты

2 - Эукариоты

3 - Автотрофы

4 - Гетеротрофы

5 - Приспособленность

6 - Фотосинтез

7 - Пеницилл

8 - Клетка

«Зарядка для ума» Убери лишнее   Животные Растения 2 Грибы Бактерии 2 4 1 2 3 5 5 4 3 6 5 4 8 5 8 7 6 8 8

«Зарядка для ума» Убери лишнее

Животные

Растения

2

Грибы

Бактерии

2

4

1

2

3

5

5

4

3

6

5

4

8

5

8

7

6

8

8

Первоцветы

Первоцветы

Гусиный  лук Сон-трава Ветреница Хохлатка

Гусиный

лук

Сон-трава

Ветреница

Хохлатка

Ветреница Ландыш Адонис весенний 9

Ветреница

Ландыш

Адонис весенний

9

Загадочный цветок 9

Загадочный цветок

9

Самая крупная птица - страус высота =2,5 м, вес = 100 кг,   скорость = 50 км/ч   9

Самая крупная птица - страус высота =2,5 м, вес = 100 кг,  скорость = 50 км/ч

9

Загадочный цветок М 9

Загадочный цветок

М

9

Самая маленькая птица колибри – величиной с шмеля   9

Самая маленькая птица колибри – величиной с шмеля

9

Загадочный цветок Я М 9

Загадочный цветок

Я

М

9

Небылица В этом вопросе допущена биологическая ошибка У всех животных есть дом:  у медведя - берлога,  у волка - нора,  у белки дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный 9

Небылица

В этом вопросе допущена биологическая ошибка

У всех животных есть дом:

  • у медведя - берлога,
  • у волка - нора,
  • у белки дупло,
  • у бобра - хатка,
  • только заяц бездомный

9

У волка - логово   9

У волка - логово

9

Загадочный цветок Е Я М 9

Загадочный цветок

Е

Я

М

9

В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей. 9

В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей.

9

Божья коровка 9

Божья коровка

9

Л Загадочный цветок Е Я М 9

Л

Загадочный цветок

Е

Я

М

9

Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.   9

Трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.

9

Л  З Я Е 22 апреля М 9

Л

З

Я

Е

22 апреля

М

9

22 апреля - 1994 года Всемирный День Земли это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. 9

22 апреля - 1994 года Всемирный День Земли это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды.

9

Здесь знает каждый, ты и я! Природу обижать нельзя. Так скажем дружно раз, два, три.  Земля – мы защитим тебя! 9

Здесь знает каждый,

ты и я!

Природу обижать нельзя.

Так скажем дружно

раз, два, три.

Земля – мы защитим тебя!

9

Берегите планету! 9

Берегите планету!

9