СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Покрытосеменные, или цветковые растения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их классификацией, жизненными формами и значениями в жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Покрытосеменные, или цветковые растения»

Симоненкова О. Н., учитель биологии

МОУ СШ № 2 п. Селижарово


Урок биологии. 7класс

Тема урока «Покрытосеменные, или цветковые растения»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения покрытосеменных, их классификацией, жизненными формами и значениями в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле.

2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;

Развивающие задачи:

1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;

2. Развивать память, речь, умение выделять главное; обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы.

3. Развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

2. Продолжить формирование основ экологической культуры.

3.Отрабатывать умение работать самостоятельно и в малых группах.

4.Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда.

Тип урока: комбинированный, урок-презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме.

Оборудование: презентация, дерево, плоды, цветы, листья, карточки.

Место проведения: кабинет биологии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

–Здравствуйте ребята!

– Я очень рада вас видеть. Ребята улыбнитесь пожалуйста соседу, желаю всем плодотворной работы на уроке. Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Вначале это небольшое растение с несколькими листочками. Постепенно на нем появляются все новые ветви, увеличивается толщина ствола». Вот и наша задача вырастить на сегодняшнем уроке дерево знаний.

2. Проверка знаний.

- С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

-ответы детей

–Замечательно, на прошлом уроке мы с вами подружились с голосеменными растениями. Попробуем, применить свои знания в очень интересном задании и вспомним ранее изученный материал.

1. Логическая цепочка. В течении последнего времени, мы с вами говорили о систематики растений, на доске вы видите название отделов растений с которыми мы уже знакомы, необходимо восстановить последовательность изучения каждого отдела, составив логическую цепочку.

ВОДОРОСЛИ –МОХОВИДНЫЕ-ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ – ГОЛОСЕМЕННЫЕ (слайд2)

2. Лишнее слово. В каждом пункте по 5 слов , 1 из них лишнее, необходимо выбрать его, и соответственно объяснить почему.

*РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ, МХИ, ЖИВОТНЫЕ, БАКТЕРИИ(слайд3)

*ЕЛЬ, СОСНА, ЛАМИНАРИЯ, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ПИХТА ( слайд 4)

*КОРЕНЬ, ЛИСТЬЯ, РИЗОИДЫ, СТЕБЕЛЬ , СЕМЕНА ( слайд 5)

3. Какие утверждения верны (Да-нет ) ( слайд6)

Графический диктант раздать листочки с


Да-


Нет-

  1. Процесс оплодотворения у голосеменных, как и у мхов, возможен только в присутствии воды.

  2. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.

  3. Сосна, ель, пихта — это хвойные растения.

  4. Сосна — раздельнополое растение.

  5. Все голосеменные растения имеют цветок и плод.

  6. Сердцевину некоторых хвойных растений используют в пищу.

  7. Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал.


Ответ:


Взаимопроверка, выставление оценок


3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства растений не они.

Ребята сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений. И для того, что бы вы смогли сами догадаться, о какой группе растений мы будем говорить обратите внимание на слайд 7

- Ответы детей

–Попробуйте, сформулировать тему сегодняшнего урока

-Ответы детей

–Совершенно верно, позвольте, записать ее на доске, а вы ребята запишите в тетрадях.( Слайд 8)

Тема урока « Покрытосеменные , или цветковые растения»

Как вы думаете, о чем говорит такое название?

Ответы

Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена

– А каких целей мы с вами достигнем?

познакомимся с особенностями строения покрытосеменных, их значением в природе и жизни человека. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;

(слайд 9)

4. Изучение нового материала.

-Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ.

Где же они распространены. (слайд 10)

• В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой по численности видов (около 300 тыс. видов)

• Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.

• Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают мхи, а также тайги, где господствуют голосеменные.

Работа в парах (слайд 11)

определить отличительные черты покрытосеменных и голосеменных растений.

определить общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.

Признаки

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные

Органы:

А) стебель



Б) корень



В) листья)



Семена



Цветок



Плод



На слайде пустая таблица, затем с ответами.( слайд 12)

(Слайд13)

-Покрытосеменные составляют наиболее совершенную и самую многочисленную группу высших растений, включающую примерно 250 тыс. видов, распространенных по всему земному шару, особенно во влажных тропиках.

Важнейший признак покрытосеменных — наличие цветка —приспособленного для размножения.

Для цветковых растений характерно двойное оплодотворение

Семена заключены в плод (отсюда и название «покрытосеменные») и надежно защищены от неблагоприятных условий внешней среды. Кроме того, благодаря уникальности плода их распространение обеспечивают птицы, млекопитающие, насекомые, а также ветер, вода .

Яркая окраска цветков, душистый аромат, съедобная пыльца и нектар — свойства, присущие растениям.

Покрытосеменные растения развились на земном шаре позднее голосеменных, папоротникообразных и других растений и являются наиболее приспособленными к современным условиям существования.

Минутка отдыха

« Музыка цветов» слайды цветов разной окраски (слайд 14)

-Тело покрытосеменных устроен чрезвычайно разнообразно и представлен различными жизненными формами; деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, лианы, одно- и многолетние травы.

-А сейчас мы переносимся в маленькую лабораторию. ( слайд 15)

Вспоминаем правила работы в группе.

У каждого из вас на столе есть карточка с заданием, используя материал учебника, и наглядное пособие, ответьте на вопросы. Вам необходимо работать в команде, кто-то ищет информацию из учебника, кто-то разглядывает пособие, распределите обязанности, не забудьте, вам необходимо будет защитить свои исследования.

На всю работу вам 4- 5 минут. Итак, приступаем к работе.

1 группа « Жизненная форма: Деревья, кустарники, кустарнички, травы»

- что такое жизненная форма растений?

- охарактеризовать и привести примеры: деревьев, кустарников, кустарничков, трав.

2 группа « Классификация по продолжительности жизни»

- что такое продолжительность жизни?

- охарактеризовать и привести примеры: однолетних, двулетних и многолетних.

3 группа « Значение покрытосеменных»

- охарактеризовать значение покрытосеменных в природе.

- охарактеризовать значение покрытосеменных в жизни человека.


Защита своих открытий. Запись в тетрадь

Слайд 16,17, 18

5. Закрепление слайд 19

6. Домашнее задание Запишите, пожалуйста, домашнее задание

П. 18, записи в тетради, раб. тетрадь. Слайд 20

7.Рефлексия.слайд 21


Хоть хвалиться неприлично,
Но должна я Вам сказать,
Что Вы можете отлично 
и УЧИТЬСЯ и ИГРАТЬ!

Слайд 22

Спасибо за урок!!!
























Приложение.

Карточка для индивидуальной работы и для работы в паре

ФИ ученика ____________________________________________


1 . Графический диктант


__________________________________________________________________


2. Сравнить отделы Голосеменные и Покрытосеменные учебник п.18 п.1

( при наличие органа у данного отдела, ставим +)










Признаки

Отдел Голосеменные

Отдел Покрытосеменные

Органы:

А) стебель



Б) корень



В) листья)



Семена



Цветок



Плод








ГРУППА № 1

Внешний облик растений, который возникает в результате произрастания в определенных условиях и носит приспособительный характер, принято называть жизненной формой растения. Жизненная форма — показатель разнообразных путей приспособления растений к одним и тем же условиям. . Различают следующие жизненные формы растений:


Деревья имеют хорошо выраженный одревесневший главный ствол, растущий вертикальна интенсивнее остальных побегов и сохраняющийся в течение всей жизни растения от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч лет. Примеры: дуб, яблоня, клен и др. возраст более 500 лет


Кустарники— главный ствол отсутствует или слабо выражен, ветвление начинается почти у самой земли, поэтому образуется несколько тонких стволиков. Длительность жизни кустарника достигает нескольких сотен лет, но каждый стволик живет 10 — 40 лет. (барбарис, кизильник, ирга, шиповник, смородина).


Кустарнички характеризуются таким же способом ветвления, что и кустарники, но они более низкорослы и имеют меньшую продолжительность жизни стволиков — 5 — 10 лет. Широко распространены в тундрах, горах, на сфагновых болотах, под пологом хвойных таежных лесов (черника, брусника, голубика, клюква, вереск, водяника).


Травянистые растения характеризуются тем, что стебли их не одревесневают и надземные части, как правило, отмирают к концу вегетационного периода.( одуванчик, репейник, крапива)


ГРУППА 2

Классификация по продолжительности жизни

По продолжительности жизни (время от начала прорастания семян до естественного отмирания растений) растения подразделяют на однолетние, двулетние и многолетние.

Однолетние культуры - цветут и плодоносят один раз в жизни. К ним относятся растения редис, укроп, салат, пекинская и цветная капуста, горчица, чабер.

Двулетние культуры плодоносят на втором году жизни. В первый год жизни они образуют продуктивные органы: корнеплод, кочан, луковицу. Органы отложения запасных веществ и их почки вступают в период глубокого покоя, что обеспечивает сохранение жизни во время зимы. На второй год отрастание возобновляется за счет использования запасных веществ. Растение быстро восстанавливает корневую систему, образует стебли, цветет и образует семена. Это морковь, свекла

Многолетние культуры - . характеризуются многократным плодоношением. Осенью у них отмирает вся надземная часть,а корни и корневища, в которых сосредоточены запасы пищи, сохраняются. Каждый год весной эти растения возобновляют свой рост. К плодоношению переходят не раньше второго года жизни. В первый и последующий годы жизни многолетние растения образуют органы отложения запасных веществ (корневища, луковицы), которые к наступлению зимы вступают в покой. Надземные органы и часть корней к этому времени отмирают.( хрен, щавель, репейник, клевер и др)



ГРУППА №3

Значение Покрытосеменных растений в природе и жизни человека

Значение растений в природе:
1. Растения - первое звено в трофической цепи (продуценты). Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа минеральных и органических веществ.
3. Влияние на климат.
4. Взаимосвязанная эволюция с другими организмами.
5. Санитарная роль как поглотителей загрязняющих веществ.

Значение растений в практической деятельности человека:
1. Пищевые и кормовые растения.
2. Лекарственные растения.
3. Технические: прядильные, дубильные, эфирномасличные каучуконосные, красящие.
4. Дающие древесину.
5. Декоративные.

Значение цветковых в жизни природе и человека трудно переоценить

имеются плодовые (яблоня груша апельсин и лимон) и ягодные клюква, земляника, персик.

 Люцерна, клевер и другие растения – ценный корм для домашних животных.

Из гевеи получают натуральный каучук.

Роза, астра, ромашка, сирень, кактус и многие другие используются как декоративные растения.

Важное значение имеют листопадные и вечнозелёные леса, покрывающие около 25 % суши.  

С лечебной целью используют корни, листья, траву и сок разных цветковых растений.

В научной медицине, например, листья подорожника применяют как ранозаживляющее, противовоспалительное, кровоостанавливающее и противоаллергическое средство.

Некоторые растения используются в производстве косметики. Большинство цветковых растений применяют для декоративного оформления