СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезные ископаемые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Полезные ископаемые»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ручьёвская средняя общеобразовательная школа»

Раздольненского района Республики Крым











КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС







Учитель: Петренко Татьяна Васильевна
















УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС

Дата: 09.12.2022г.

Учитель: Петренко Татьяна Васильевна

Тема: «Наши подземные богатства»

Тип урока: урок открытия нового знания (практическая работа-опыты)

Цель урока: узнать свойства полезных ископаемых

Задачи урока:

Образовательные: изучение свойств полезных ископаемых опытным путём; формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при работе в парах и группах, уверенность в своих возможностях.

Оборудование и наглядные пособия: учебник , презентация учителя, образцы полезных ископаемых, микроскопы, ручные лупы, стаканчики с водой, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых.

Планируемые результаты

Предметные:

исследовать в группах свойства полезных ископаемых;

уметь характеризовать свойства полезных ископаемых;

знать об использовании человеком полезных ископаемых.

Метапредметные:

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица).

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив .

Коммуникативные : умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.


ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

– Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели.

Один вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вопрос такой. Что самое ценное на земле? Как вы думаете?(ответы детей).Всё верно.

- А вот какой ответ дал известный учёный Аль Беруни.

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему. Само же оно не приходит»

- Ребята, так что надо делать, чтобы получить знания? (стремиться к ним)

«Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!»

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Без каких природных богатств не может существовать человек? (Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

  1. Разольешь меня ты в море,
    Принесу я много горя.
    При хорошем обращении,
    Дам я людям облегчение:
    Всем машинам пищу дам,
    Чтобы помогали вам.
    Для ремонта- лаки, краски
    И пластмассу, как из сказки. (Нефть)

  2. Ее из моря добывают.
    И хорошо ее все знают,
    Ведь если в пище ее нет,
    Невкусным станет твой обед.
    И сохранить она поможет
    Грибы, огурчик, рыбу тоже.
    На кухне ты ее найдешь,
    В хозяйстве с ней не пропадешь. (Соль)

  3. К вам меня послало море,
    Чтобы вы не знали горя,
    Чтоб везде, где только б смог,
    В жизни людям я помог.
    Побелю вам потолки,
    Дам зубные порошки,
    Мелом в школе появлюсь
    И на стройке пригожусь. (Известняк)

  4. Что за странный камень это?
    Непонятного он цвета.
    Он из зёрен состоит,
    Называется: (Гранит)

  5. Он черный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несёт в дома тепло,
    От него в домах светло,
    Помогает плавить сталь,
    Делать краски и эмаль. (Уголь)

 Молодцы! Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые).

А почему полезные? (значит нужные и необходимые)

А почему ископаемые? (значит их нужно доставать и извлекать)

-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

«Наши подземные богатства»

Какую  цель вы поставите на урок?

 (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами…)

Как вы думаете, какие вопросы  мы можем сегодня обсудить на уроке?

-Какие бывают полезные ископаемые?

-Какие свойства имеют полезные ископаемые?

-Где они применяются?

III. Изучение нового материала.

1.Верите ли вы, что…

У вас на парте лежат листочки с таблицей. В первой строчке вы видите номера вопросов, а под ними на 2 строчке вы будете ставить «+» - если вы верите или «-» - если не верите.

1

2

3

4

5

6

7

8

9



















Верите ли вы, что

  1. Верите ли вы, что природный газ извлекают из-под земли?

  2. Верите ли вы, что гранит используют, как топливо?

  3. Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

  4. Верите ли вы, что геологи – это люди, которые добывают полезные ископаемые?

  5. Верите ли вы, что нефть добывают на поверхности земли?

  6. Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

  7. Верите ли вы, что места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

  8. Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

  9. Верите ли вы, что Крым богат полезными ископаемыми?

А сейчас отложите эти листочки, а в конце урока мы вернёмся к ним и проверим ваши знания. (1+, 2-, 3+,4 -,5 -,6 +, 7+, 8+,9 +)

2. - Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт и другие полезные ископаемые.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Они встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

3.Вопросы по данной теме: Давайте посмотрим на физическую карту нашей страны.

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- В каких состояниях бывают полезные ископаемые?

- Назовите полезное ископаемое, которое находится в жидком состоянии? (нефть, минеральные воды)

- Какие полезные ископаемые находятся в твердом состоянии? (уголь, торф, руды, металлы)

- Какие полезные ископаемые находятся в газообразном состоянии? (природный газ)

- Как добывают полезные ископаемые?

- Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи).

- Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. В нашу лабораторию привезли образцы полезных ископаемых названия которых вы видите на доске. Соотнеси условный знак и название ископаемого.

( Нефть, природный газ, торф, каменный уголь, железная руда, бурый уголь, золото, известняк)

IV. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Тихо все ребята встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо , тихо все садись.


V. Практическая работа.

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны определить его свойства и как его используют .

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в микроскоп или лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет. (опустите в стакан с водой и помешайте)

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

Перед тем как приступить к выполнению задания, давайте с вами вспомним правила работы в группе.


Приступаем к выполнению задания. Я желаю Вам успеха!


Определите название полезного ископаемого


В каком состоянии находится

(Твёрдое, жидкое или газообразное)


Однородное вещество или смесь веществ


Цвет


Плотное или пористое


Раскалывается с трудом или легко


Тяжелее или легче воды


Растворимое или нерастворимое


Где и как используют


1 группа – уголь (Люба)

2 группа – торф (Вика)

3 группа – камень –ракушечник (Аня)

4 группа – гранит ( Марк)

Сейчас слушаем внимательно своих товарищей и делаем вывод при помощи Синквейна.

VI. Составление «Синквейна»

Уголь

черный, твёрдый

горит, греет, блестит

уголь дает тепло людям

польза.

Гранит

прочный, зернистый

полируется, строит, не горит

украшает набережные

красота

Торф

лёгкий, не прочный

горит, крошится, перерабатывается

используют в сельском хозяйстве

удобрение

Ракушечник

желтый, пористый

добывают, строят,

не горит

используют в строительстве

известняк




VII. Полезные ископаемые нашего края

– Ребята, давайте посмотрим какие полезные ископаемые добываются в нашем крае?

  1. Крым — это уникальное место богатое полезными ископаемыми. В Крыму есть почти все. Хотя сотни лет назад главным богатством Крыма считался не климат и пейзажи, а полезные ископаемые.

  2. Во времена Крымского ханства одним из главных предметов экспорта была жирная и мылкая бентонитовая глина, которую использовали вместо мыла и шампуня.

  3. Уникальным ресурсом Крыма являются лечебные грязи.

  4. Самым старейшим природным ископаемым в Крыму был Мшанковый известняк.

  5. Отдельную веху в истории полуострова занимает «белое золото» — соль.

  6. Так же есть розовая крымская морская соль Озеро Крыма – одно из четырех мест на планете, где добывают этот уникальный минерал.

  7. Есть в Крыму и золото, и самоцветы, и уголь, и нефть, но этих богатств не много.

  8. Камень ракушечник. Он представляет собой скопление фрагментов раковин и древних моллюсков.

Давайте с вами вернемся к нашим листочкам, на которых мы ставили плюсики и проверим еще раз. Те, у кого нет ошибок и все совпало, поставьте себе «5», у кого 1-2 ошибки –«4» у кого 3-4 ошибки «3».

VIII. Работа с тестами. Обобщение.

Подведем итог нашей работы и выполним небольшой тест.


1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые


Поменялись листочками и проверяем: 1-В, 2-А, 3- Б, 4-А, 5-Б, 6-В

Поставьте, пожалуйста оценки «5»- если все верно, «4»- если одна-две ошибки, «3»- если три-четыре ошибки.

IX. Домашнее задание

Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом.

Все остальные стр. 119 задание для домашней работы на выбор.

X. Рефлексия

Оцените себя заполнив лист самооценки.

Лесенка успеха

5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого.

- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

XI . Оценивание

Спасибо за работу. Молодцы!








Скачать

© 2023, 337 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя