Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение ребёнка занять себя, придумать игру, спланировать ход событий в игре, на его неспособность выполнить простейшую просьбу. Самое элементарное задание вызывает затруднение, начатое дело не доводит до конца.
Приходиться с сожалением констатировать – самостоятельность не сформирована.
Можно ли её целенаправленно формировать?
На первый взгляд картина ясна. В определённый момент жизни у ребёнка возникает стойкое желание выполнить какие-то действия, самостоятельно к этому он стремится всеми силами.
Очень важно пример и поддержка взрослого, а не опекунство. Уровень самостоятельности зависит от содержания, конкретной деятельности (предметной, мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других людей.
Мы легко на примере своей группы можем сравнить действия двух детей и выявить уровень самостоятельности.
Например: дано задание один рассчитывает на поддержку (помощь), другой сосредоточен на задании, сам решает, как его исполнить.
Ребёнок опирается на собственные знания, умения и навыки, которые у него уже получены.
Самостоятельность у дошкольника проявляется через игру в предметной деятельности. У школьника –
в учебно-интеллектуальной, у взрослого – в трудовой. Следовательно, любая деятельность будет содержательной только тогда, когда совершающий её человек обладает самостоятельным умением ставить цель, уметь разрабатывать путь достижения и критерием будет положительное выполнение задания (задачи).
У ребёнка это длительный и сложный процесс. Осуществляется этот процесс путём присвоения ребёнком способов общепринятых действий с предметами. Как это происходит? На предметах не написано, как с ними действовать.
Таким посредником становится взрослый (родители, педагоги). Здесь не должно быть ошибки, делать не за ребёнка, а быть примером, помощником, наблюдателем.
Сначала объяснение показ, наблюдение, а далее ребёнок сам объясняет и выполняет самостоятельно поставленную задачу. Следовательно, безудержное подражание взрослому и привлечение его к своим играм очень важный в жизни ребёнка этап. И важно, чтобы взрослый научил ребёнка проектировать свою деятельность на своём примере.
Этот этап тяжёл для, родителей. Низкий педагогический уровень родителей, не знание развития физических и психических процессов на различном этапе жизни ребёнка приводит к снижению самостоятельную деятельность, а потом к нежелательным результатам в школьном возрасте.
Часто от родителей слышно: «Что ты возишься, давай я сама быстро одену тебя». «Я сама соберу игрушки, иди спать».
«У меня кончилось терпение тебе объяснять» и т.д.
Ребёнок желает самостоятельно совершить определённые действия. «Я сам» это сигнал о появлении первого компонента – инициативного намерения самостоятельной постановки цели.
Важно научить:
а) Умение ставить перед собой цель;
б) Умение реализовать её специально подобранными и логически организованными действиями;
в) Умение соотнести полученный в деятельности результат с исходным намерением.
Когда ребёнок ориентируется в своих действиях не на специфичность их исполнения, а на получения с их помощью заранее представляемого результата, а потом проверяет, насколько результат похож на замысел, это означает, что он самостоятельно проектирует свою деятельность.
Я опиралась на теоретический материал. Каким же образом мы решаем задачу развития самостоятельности в нашей группе?
Что сделано и что планируется сделать?
Мы ставим цель. Дети должны старшего дошкольного возраста уметь планировать свою деятельность, ставить цель, видеть и делать выводы конечного результата.
Мы разделили нашу группу на отдельные центры, все пособия, игрушки, игры, книги лежат в доступной для ребёнка форме, что позволяет детям планировать свою деятельность по собственному желанию.
Налажен тесный контакт с родителями, они с большим желанием принимают рекомендации, советы, рассказывают о результатах проведённой совместной деятельности с ребёнком дома.
Интересен тот факт по проведённой работе, что дети сначала не могли найти себе нужную игру, проводили простейшие манипуляции с предметами. Многие центры оставались без внимания детей. Дети любят рисовать, лепить, но они не подходили к центру изобразительной науки. С-р. игры привлекали внимание, но нет определённой организации предметы разбросали, нет планирования и сюжета (развит) в игре.
В ходе беседы с родителями было выявлено, что у детей есть карандаши, нет красок или наоборот. А пластилин, это вообще забытый вариант.
Дети впервые ножницы держат в детском саду, ограничиваются пазлами и кубиками. С/р игры посудой, куклами машинами.
На первом собрании были даны рекомендации родителям, как нужно организовать уголок игры дома, что нужно иметь для развития ребёнка, включая и самостоятельную деятельность, умение организовать свою игру с определённым результатом.
В ходе беседы мы опирались на тот факт, что очень важно, чтобы взрослые чувствовали в игре. Были участниками и наблюдателями за тем, как ребёнок планирует и развивает игру.
Мы постоянно обращаем внимание (детей) родителей на то, что очень важно повторить дома то, что было в детском саду на занятиях и во время игр.
И уже видны определённые результаты у тех, кто беспокоится и старается принимать активное участие в жизни своего ребёнка.
В свою работу мы внедряем «лего - педагогику», т.е. используем работу с конструктором лего. Лего обладает рядом характеристик, обладающий большим диапазоном возможностей. На ряду с развитием психических процессов, оно развивает самостоятельность и творческую способность.
Дети любят играть конструктором , но научится самостоятельно, это им сложно. Требуется целенаправленное руководство игрой взрослого (педагога, родителя). Ребёнок творит сам себе игрушку и её обыгрывает. Другими словами, ребёнок придумывает, какая будет у него игрушка, конструирует её и придумывает сюжет для игры, а затем обыгрывает её по своему сюжету.
Мы разработали план на год, где учитывается обязательная работа с родителями. Были приобретены конструкторы и предложено родителям, купить такие же домой.
То, чему мы учим в группе, предлагаем детям сделать дома для мамы и папы. То, что ребёнок усвоил в саду, он видел пример педагога, дома он делает по памяти самостоятельно, экспертом в этой работе становится родитель. Мы заранее направляем родителей, чем мы занимались и каков должен быть результат дома. У кого из детей были трудности, направляем на помощь родителей дома. Родители с интересом выполняют свою работу наблюдателя и, если ребёнок не очень справляется, оказывают помощь и обыгрывают.
Трудно говорить о результатах на начальном этапе всей работы. Но есть положительное в том, что родители говорят, ребёнок стал собранней, самостоятельней. Мы видим на примере группы, дети уже умеют организовать с-р игру, развивают сюжет, пользуются всеми зонами в группе, планируют свою деятельность. Пусть, пока очень просто. Появился навык игры в настольные, дидактические, пытаются самостоятельно их проводить, что позволяет быть воспитанным, наблюдать и планировать дальнейшую работу. Свободно играют в лего, что позволяет нам проследить за тем, какой навык получил ребёнок, что легко, а что из пройденного повисло в воздухе. И на ряду с этим тесный контакт с родителями, они должны видеть развитие своего ребёнка.
Итак, подведём итог:
Самостоятельность во всех видах деятельности ребёнка – это многокомпонентное психическое образование, включает в себя:
а) Способность ставить цель, задачу
б) Способность удерживать в памяти конечную цель,
действия и организовывать свои действия в русле её
достижения
в) Способность соотносить полученный результат с исходным намерением.
Бережное отношение взрослого к инициативе ребёнка и помогать осуществить заданное или задуманное.
Развивать целесообразные действия, ведущие к достижению поставленной цели. Родители должны присматривать за играми детей и направлять их действия.
Способность ребёнка к оценке своих действий. Завершающий в целом процесс самостоятельности. Однако, требуется особое внимание при всей работе со стороны взрослого, ребёнок, не добившись необходимого результата, бурно переживает своё неумение. Он страдает почти физически, когда его достижение не соответствует замыслу. Поддержите его, вселите уверенность в успехе и порадуйтесь за него – он стал совсем самостоятельным.