Сафронова Наталья Анатольевна педагог – психолог
МКОУ Чулымский лицей
Полезно и …
Очень важно педагогам-психологам образовательного учреждения помочь своим коллегам, педагогам-предметникам, осознать, что обучение и воспитание личности ребенка теснейшим образом связано с проблемами их собственной личности. Для этого используются в работе индивидуальные консультации, приобщение их к психологическим знаниям, просвещение о закономерностях психического развития и условиях, способствующих этому. Сегодня мне хотелось бы остановиться на одной, довольно интересной и эффективной форме такой помощи.
В МКОУ Чулымский лицей с целью оказания помощи обучающимся в адаптации к новым условиям обучения был введен День пятиклассника в рамках Недели психологии. Так думали мы, психологи, апробируя новую форму. На самом деле оказалось, что это помощь и учителям-предметникам.
Анализируя потенциальные «критические точки» дезадаптации пятиклассников к новой ступени обучения, обнаружен фактор: личность учителя. Учителя-предметники сложнее и длительнее перестраиваются на обучение детей, только что пришедших из начальной школы. Нередко в связи с этим педагоги переносят на обучающихся свои негативные эмоции и переживания.
В День пятиклассника, когда полностью меняется рабочий день лицеистов, задействованы все участники образовательного процесса. Выставка «Мир увлечений пятиклассников» знакомит всех с внутренним миром ребят через их презентации своих любимых занятий: портфолио достижений за годы обучения в начальной школе, фотоальбомы, разнообразные коллекции, творческие продукты и т.д. Убеждение психологами учителей-предметников посетить выставку приносит плоды: завязываются новые отношения, некоторые педагоги нередко здесь же на выставке делятся своими чувствами об открытии ребенка, высказывают просьбу пятикласснику научить их определенному навыку.
Важным оказывается процесс познания детей учителем, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
В этот день нет уроков математики, русского языка, природоведения, литературы и т.д. В этот день открываются видеосалоны, начинаются экскурсии, Большие игры, презентации и т.д. Посещенные уроки свидетельствуют о том, что в этот день удивляются не только пятиклассники, удивляются учителя своим возможностям так быстро вернуться от обучения старшеклассников к обучению детей, которым наиболее важна на данном этапе атмосфера соответствия психологическому возрасту. Не скрою, что в этот день можно услышать от детей: «А почему Анна Ивановна с нами не так себя ведет?». Дети чувствуют нашу психологическую некомпетентность, нелабильность, неумение найти себя в сюжетно-ролевой игре. Чувствуют, не теряют надежду и прощают.
Вторая половина Дня пятиклассника посвящена действию под названием «Неразлучные друзья - взрослые и дети», где собираются родители, пятиклассники, куда они приглашают сами тех учителей, кто им сегодня открылся, пустил в свой мир, подтвердил значимость мероприятия для ребят. А других учителей приглашают педагоги-психологи, чтобы они увидели детей разными, с их неуспехами за два месяца обучения и творческими порывами, если нужно высказать свою точку зрения о трудностях в школе, познакомить с классным коллективом, представить самим все нормы и правила поведения на новом этапе школьной жизни.
День пятиклассника заканчивается надписями на «Заборе мнений». По высказываниям детей определяем степень их психологического комфорта. Что же можно определить по высказыванию мамы пятиклассницы: «Спасибо! Я поняла, как теперь могу помочь дочери преодолеть страх на уроках русского языка. Она сегодня сама мне это подсказала»?
Закончился праздник… Погасли свечи. Но этот день останется в памяти пятиклассника, потому что «учитель взял его сердце». А дальше заботливо, бережно, совместно переживая подводные течения возраста, идти к главной цели – Личность ребенка. Вот так и связаны психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителей.