Актуализация опорных знаний 2 мин. | Подвести детей к теме урока. Заинтересовать детей темой урока, настроить на эмоциональное восприятие материала учебного занятия. | Расшифруем тему урока. (Слайд 1) Звучит «Органная прелюдия» соль минор И. С. Баха Величественный, могучий клавишный духовой инструмент, соревноваться с которым трудно даже большому составу симфонического оркестра. Музыка, которую мы услышали, называется «Органная прелюдия» соль минор (светлая, прозрачная, лирическая) Для какого композитора орган был любимым инструментом, и он владел им в совершенстве? А какому народу принадлежит этот великий композитор? Как бы вы определили тему нашего урока? Тема урока: «Полифония в музыке и живописи» | Читают слова, составляют слово «полифония», называют композитора - Бах. Орган. В церкви, концерте. Для Баха. Немецкому. Музыка Баха. С изучения биографии и знакомства с музыкой Баха. Узнаем, что такое полифония. Установим взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. | Коллективная форма работы. Беседа. |
Основная часть Слушание музыки И.С. Бах «Прелюдия» соль минор, «Прелюдия и фуга» до мажор из «ХТК», «Токката и фуга» ре минор. 20 мин. | Слушать музыку, проявлять интерес к ней; Поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска; Научить анализировать, сравнивать произведения | Да, сегодня на уроке мы узнаем о жизни и творчестве И.С. Баха и познакомимся с понятиями, характерными для музыки Баха. Мы будем говорить о полифонии не только в музыке, но и в живописи. Мы отправляемся с вами в путешествие по Германии. А именно в город Эйзенах, где родился великий немецкий композитор ХVIII в И.С. Бах в семье городского музыканта. (Слайд 4) Я думаю, мало найдётся таких людей, которые не слышали бы об этом гениальном композиторе. Видеофрагмент биографии И.С. Баха (Сл. 5) Вы познакомились с биографией Баха. В какую эпоху жил композитор? Что необычного было в его музыке? Музыка Баха многоголосна, в этом многоголосии нет главного голоса - мелодии, здесь все голоса мелодически равноправны. Такое многоголосие называют полифонией. (Слайд 6) К середине 18 века полифония постепенно уходит и уступает новому складу – гомофонии, где есть главный голос - мелодия. Предлагаю познакомиться с новой музыкальной формой - фугой, которая является вершиной полифонической музыки. (Слайд 7) Иоганн Себастьян Бах говорил, что каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. Если одному голосу нечего сказать, он некоторое время должен помолчать. Пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Никто не должен вмешиваться в середину разговора или говорить без смысла и надобности. Фуга - «бег», «движение» - это произведение, основанное на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией. Окунемся в ту эпоху и познакомимся со строением фуги в одном из самых известных произведений Баха «Токката и фуга ре минор» Просмотр видеоматерила. Отрывок из фильма «Бах» (слайд 8) Сначала звучит токката – это как бы вступление к фуге. Начальные возгласы токкаты ассоциируются и с голосом Бога и с раскатами грома. («Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - Евангелие от Иоганна). Эти возгласы проходят последовательно от верхнего до самого низкого регистров, рисуя, тем самым, огромное пространство (Вселенная). В токкате можно условно отметить вступление и три последующих импровизационных построения. Фуга по материалу очень напоминает токкату и звучит как её естественное продолжение. В теме фуги обращает на себя внимание скрытое многоголосие. Физминутка. А теперь рассмотрим картину художника и композитора Микалоюса Константиноса Чюрлениса «Фуга». (Слайд 9) В картине, как и в большинстве музыкальных фуг четко различимы три части. Центральный образ «Фуги» Чюрлениса – это ель. В нижней части, в экспозиции она доминирует (большой размер, более темный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они бледнее, менее значимы. Они расположены на нескольких уровнях, и их чередование напоминает мелодическое движение темы в фуге. Линии и колорит картины создают впечатление ритма и гармонии в музыке. Сравним фугу Чюрлениса с Фугой до – мажор Баха Слушание «Прелюдии и фуги» до мажор. (Слайд 11) | Бах жил и сочинял в эпоху барокко. Он писал в старинной манере. Его считали несовременным. Знакома, мы слышим её в заставке к передаче «Человек и закон». Музыка токкаты производит впечатление могучей силы. Она захватывает с первых же звуков вступления. Величественная, торжественная, уносящаяся от земной суеты ввысь, ясная и спокойная. Наша душа стремится к возвышенному, чистому, божественному Елки располагаются на разных уровнях, повторяются, линии напоминают мелодию, как в фуге. Учащиеся слушают, рассматривают и сравнивают графическое изображение. Фуги Баха с линией, ритмом картины Чюрлениса. Приходят к выводу, что на картине звучит музыка. | Словесный метод; беседа-диалог; словесные пояснения; слуховая наглядность- музыкальное произведение в «неживом» исполнении; практический метод. |
Музыкально-ритмическая деятельность (физминутка, танцевальные движения) 2 мин. | Снять физическое напряжение у учащихся | Сейчас мы с вами отвлечемся, снимем усталость и восстановим силы с помощью физминутки. Выполнять ее будем под веселую, зажигательную музыку. Будьте внимательны, не задевайте друг друга, движения повторяйте за мной (исполнение). Молодцы, вы хорошо справились с физминуткой. | Дети выполняют движения под музыку за педагогом. | Метод эмоц-ой драматургии, выразительное исполнение, практический метод. Наглядный метод. |
Разучивание песни Авторы, название. «Весенняя песня» И.С. Баха 10 мин. | Разучивание песни. Разбор поэтического текста. Освоение мелодии и куплета. Закрепление разученной песни. | Кроме музыки духовной, Бах сочинял много вокальной светской музыки. Сегодня мы с вами прослушаем и начнем разучивать одну из песен. Прослушивание Весенней песни Баха. План работы над песней: Распевание на материале песни на гласный звук «о» на фразе «Щедрым потоком живительный свет» Разучивание по фразам. Следить за дыханием. Работа над песней будет продолжена на последующих уроках. | Песня о весне, светлая, жизнерадостная. Мелодия тянет ввысь. | Фонетический метод. Наглядно-практический метод. Концентрический метод. Метод мысленного (внутреннего) пения. Метод показа и подражания. Метод перспективы и ретроспективы Пение с музыкальным сопровождением |
Рефлексия | Подвести итог урока через рефлексию | Сегодня мы стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Мне хочется, чтобы, рассматривая этот портрет, вы поняли, какой это был человек, в какое время он родился, жил и творил. И почему Л.В. Бетховен о нём сказал: «Не ручей, а море ему имя»? Были ли реализованы цели, поставленные нами в начале урока? Обобщение темы (тест) На этом урок окончен. До встречи на следующем уроке! | Фамилия Бах в переводе обозначает «ручей», а поскольку композитор очень много сделал в музыке, написал множество замечательных произведений, которые востребованы и в наше время, поэтому ему имя «море». Ответы детей. | Метод обобщения (подведение итогов) |