СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Политическое многообразие современного мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен алгоритм организации исследовательской работы на уроках обществознания, нацеленных на изучение политической жизни современного общества

Просмотр содержимого документа
«"Политическое многообразие современного мира"»

1. ФИО педагога, класс: Капустина Лариса Вячеславовна, 11 класс

2. Курс: Обществознание

3. Тема: «Политическое многообразие современного мира»

4. Ожидаемый продукт: Резолюция, включающая в себя правила и закономерности.

Пример:

Ученическая конференция «Политическое многообразие»: Резолюция 1.

Многообразие мира необходимо сохранять, ибо оно обеспечивает его развитие и процветание.

Цель Резолюции: распространение информации полученной в ходе исследовательской работы для более осмысленного восприятия особенностей современного мира.

Конференция,

Подчеркивает: Современный мир принимает ценности демократии, рождённой на Западе, но от этого его многообразие не исчезает, а принимает новые формы. Многообразие прослеживается во всех политических формах, способах, методах, механизмах, структурах и т.д.

Напоминает: Факторов, способствующих выбору государством федерального устройства не два (территория и этнический состав), их больше, например, стремление государства к интеграции, или желание предотвратить процессы централизации, доказательством тому является пример Германии - она федерация, при этом не многонациональное государство, Франция - многонациональное, но унитарное государство.

Констатирует: все федерации имеют двухпалатные парламенты. Все страны, не зависимо от устройства и размера территории имеют административное деление. Смена формы правления, политического режима, или формы государственного устройства неминуемо приведет к многочисленным изменениям в политической системе страны»

5. Планируемые результаты:

Метапредметные: ученики самостоятельно собирают копилку, используют ее в играх, в ходе которых выполняют логические операции и приемы, выдвигают гипотезы, классифицируют; с в ходе совместной работы структурируют копилку; работая в группе, устанавливают закономерности и правила, фиксируют их в форме совместно выработанной резолюции; создают индивидуальный или групповой творческий продукт - футурологический прогноз.

Предметные: полученные закономерности дадут возможность учащимся осмыслить роль многообразия в современном мире, получить глубокие знания по

6. Структура учебного исследования

6.1.Постановка проблемы.

Цель: в ходе исследовательской работы выявить суть и особенности политического многообразия современного мира, сделать прогноз возможных изменений в политической карте мира.

Способствовать развитию поисковых умений, развитию таких мыслительных операций как анализ, синтез, обобщение.

Проблемная ситуация: Мы живем в эпоху глобального наступление Запада на Восток, одним из последствий которого является стиранием форм многообразия мира. Так ли это? Учитель: Главными причинами многообразия ученые считают географическую и историческую среды. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли всю хозяйственную деятельность человека. Естественная среда обитания влияла даже на политическое устройство. Но современный человек живет в условиях НТР, и природно-климатические условия уже не мешают человеку выстраивать траекторию своего развития на основе личностного выбора. И многообразие постепенно стирается. Мы все пьем кока-колу, едим ход-доги, ходим в кинотеатры «Иллюзион». Западная цивилизация наступает и постепенно подчиняет себе Восток. Возможно, я не права. Предлагаю Вам провести поисково-исследовательскую работу, которая поможет нам взглянуть на современный мир не под углом зрения обывателя, а ученого-исследователя. Что позволит сделать достаточно обоснованные выводы о некоторых политических процессах или явлениях, имеющих место в современном мире.

6.2.Создание копилки.

Опережающее задание, направленное на создание копилки дается на уроке, предшествующем уроку по теме «Многообразие современного мира».

Учитель: для осуществления исследовательской работы нам необходимо создать копилку под названием «Политическая карта мира». Итак, к следующему уроку каждый из вас должен найти и представить на одном листе формата А4 информацию об одной из стран мира, с помощью которой можно представить ее особенности, совершая экскурс по политической карте мира. А на другом листе напишите название страны, эта заготовка будет необходима нам при проведении игр с копилкой. Давайте разделимся на три блока стран: 1-й ряд подготовит информацию о странах Европы, 2-й ряд о странах Азии, 3-й о странах Африки. И договоримся, что Россия достанется учителю.

6.3.Игры с копилкой.

Фрагмент урока по теме «Многообразие современного мира».

Учитель: Современный мир весьма многообразен. Его образно можно представить как некий целый объект собранный их многочисленных пазлов. Давайте мы представим его многообразие, прикрепляя на доску листки, на которых каждый из вас напишет, ответ на вопрос « В чем многообразие современного мира?

Рисунок 1. Пример копилки «Многообразие современного мира».

Объявляю игру «Я возьму тебя с собой». Итак, я возьму вас с собой, если вы прикрепили ответы на поставленный вопрос, имеющие социальный оттенок. Моих спутников прошу поднять руки.

Я возьму с собой тех, кто представил политическое многообразие.

А вот теперь, перед вами на слайде появится политическая карта мира, и мы начнем экскурсию по ней. Все страны сегодня представляться не будут. Давайте ограничимся 6-ю странами. По 2 страны от каждого из трех континентов. На представление вам всего 1 минута. (Приложение 1)

Остальных прошу просто озвучить ту страну, информацией о которой вы владеете.

Учитель: Я объявляю игру «Незнайка». Сегодня роль ведущего «Незнайки» достается мне. Я буду объявлять всем собравшимся в классе то, что я не знаю из области интересующего нас знания. Вы, будете поднимать одну из трех лежащих на вашей парте карточек.

Я ТОЖЕ НЕ ЗНАЮ

Я ЗНАЮ

ТОЧНО НЕ ЗНАЮ, НО МОГУ ПРЕДПОЛОЖИТЬ



Подняв зеленую или красную карточку, вы должны быть готовы выступить. (Все предположения и незнакомые большей части учащихся понятия записываются на доске.)

Учитель:

  • Я не знаю, почему в одних странах высокая плотность населения, а в других низкая.

  • Я не знаю, в каком случае страну считают многонациональной.

  • Я не знаю чем отличается парламентская республика от президентской.

  • Я не знаю структуру парламента такой страны как….

  • Я не знаю, на какой ветви власти отражается специфика формы правления государства.

  • Я не знаю, влияет ли этнический состав населения на политическое устройство государства.

  • Я не знаю в чем суть федерализма.

  • Я не знаю что такое исламская демократия.

  • Я не знаю в чем суть унитаризма.

  • Я не знаю, почему одни страны выбирают унитарную форму устройства государства, а другие федеративную.

(Роль ведущего «Незнайки» можно передать учащимся).

Учитель: Давайте предположения заархивируем, они нам могут пригодиться в ходе дальнейшей работы. А область незнания мы будем постепенно ликвидировать.

(Комментарий: данная игра позволяет выявить уровень знаний учащихся по теме, выдвинуть гипотезы, которые могут быть впоследствии подтверждены или опровергнуты, определить признаки, на основе которых можно будет создать паспорт отдельных стран мира.)

Домашнее задание: создать глоссарий по теме «Политическая карта мира».

На уроках по темам «Политическая система», «Политические институты» учащиеся продолжают представлять страны. После представлений организуются игры с копилкой. (На данную работу на каждом уроке отводится 15-20 минут).

Игра «Я возьму тебя с собой»: Я возьму с собой тех, у кого в странах конституции были приняты в 20 веке и не пересматривались. Я возьму с собой представителей тех стран, чьи конституции были приняты в 20 веке, но пересматривались в 21 веке. Я возьму с собой тех, кто изучил страны, чьи конституции принимались в 21 веке.

Игра «Расселение». На левое крыло доски расселяются страны с конституционно-монархическим строем, по центру - парламентские республики, на правое крыло – президентские республики (на доске размещаются листки формата А4 с названием страны из копилки).

Учитель:- Каким странам не хватило на доске места?

Учащиеся: - Смешанным республикам.

Учитель: Смешанные республики - отзовитесь и назовитесь.

Игра «Да»-«Нет». Узнайте страну, задавая вопросы, на которые ведущий (учитель) может ответить только «Да» или «Нет».

Загадка:

Киплинг о ней написал нам немало,

Гнет иностранный с избытком познала.

Решает проблему сепаратизма,

Политики есть с настоящей харизмой.

Вариант хода игры:

Учащиеся: - Это страна Африки?

Учитель:- Нет

Ученики: -Это азиатское государство?

Учитель: Да.

Ученики: Это государство многонациональное?

Учитель: -Да.

Ученики: Это –федерация?

Учитель: -Да

Ученики: - Это Индия?

6.4.Задания на основе модели ЭИЗ

Создание картотеки.

Учитель: Для осуществления исследовательской работы нам необходимо создать картотеку. Для этого мы должны определиться, на основе каких имен признаков каждый из вас создаст паспорт своей страны.

Учащиеся предлагают имена признаков, вырабатывается общая модель паспорта страны с политической карты мира. Один из вариантов представлен в приложении 2.

В начале урока по теме «Демократия» в качестве повторения по теме «Политические институты» организуется работа с заданиями на основе модели ЭИЗ.

Учитель: Что характеризует форма правления государства?

Ученики: Форма правления государства характеризует способы организации высших органов власти и порядок распределения полномочий между ними.

Учитель: перед нами задача: создать паспорт форм правления государств. Какие имена признаков вы бы включили в паспорт исходя из известного вам определения?

Учащиеся: имена признаков, через которые можно было бы узнать способы организации того или иного высшего органа власти, например: правительства, законодательного собрания, судов, способ избрания президента, а так же имена признаков, с помощью которых можно было бы узнать как распределены полномочия между высшими органами власти. Например: полномочия президента, полномочия парламента и т. д.

Задание: Давайте все вместе воссоздадим модель паспорта «Форма правления России»

Элемент мира

Имя признака

Значение

Форма правления России

Название формы правления России

???

???

Всенародное голосование

???

президент координирует деятельность трех ветвей власти

???

Правительство формируется Президентом РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства. РФ, причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент назначает Председателя правительства. РФ и распускает Государственную Думу, и назначает новые выборы. Правительство РФ полностью подотчетно Президенту РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом РФ существующее правительство РФ слагает полномочия. Президент имеет право председательствовать на заседаниях П. РФ. Он принимает решение об отставке правительства. РФ как по просьбе последнего, так и по своей инициативе. Президент вправе назначить на должность и освободить от должности любого члена правительства .


Способ образования Российского парламента:

Федеральное Собрание:

Государственная Дума:




???


Образец заполнения паспорта «Форма правления России»

Элемент мира

Имя признака

Значение

Форма правления России

Название формы правления России

Смешанная республика (президентско -парламентская)

Способ избрания президента,

Всенародное голосование

Отношение президента к ветвям власти

Президент координирует деятельность трех ветвей власти

Способ образования правительства

Правительство формируется Президентом РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя правительства. РФ, причем в случае трехкратного отказа в согласии Президент назначает Председателя правительства. РФ и распускает Государственную Думу, и назначает новые выборы. Правительство РФ полностью подотчетно Президенту РФ. Перед каждым вновь избранным Президентом РФ существующее правительство РФ слагает полномочия. Президент имеет право председательствовать на заседаниях П. РФ. Он принимает решение об отставке правительства. РФ как по просьбе последнего, так и по своей инициативе. Президент вправе назначить на должность и освободить от должности любого члена правительства .


Способ образования Российского парламента:

Федеральное Собрание:








Государственная Дума:



Федеральный Совет: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума – всенародное голосование 1 раз в 5 лет.


Задание: выберите и выполните из набора то задание, которое имеет отношение к стране, которую вы представляете.

Элемент мира

Имя признака

Значение

???

Баланс распределения власти

Перевес полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом

Методы избрания главы государства

???

???

Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.

???

Разработка законодательства, контроль за правительством, финансовая власть.

Пример стран

???


Элемент мира

Имя признака

Значение

???

Организация баланса властей

Перевес полномочий в пользу президента. Сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

???

Внепарламентский метод, либо народом, либо коллегией выборщиков

Метод формирования правительства

???

???

Законодательная деятельность, однако орган власти лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента)

Пример стран

???



Элемент мира

Имя признака

Значение

???

Организация баланса властей

Ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства.

???

Всенародное голосование

Методы формирования правительства

???

???

Законотворчество, может отправить в отставку правительство; так же наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер–министру с указанием возможного преемника (Германия)

???

Финляндия, Румыния и др.



Элемент мира

Имя признака

Значение

???

Способ получения власти главой государства

По наследству.

???

Ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

???

Правительства как такового нет. Эта ветвь власти власть осуществляется главой государства. Министры назначаются и смещаются главой государства.

???

Законотворчество, право вотировать бюджет

???

Кувейт, ОАЭ, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко.


Элемент мира

Имя признака

Значение

???

Способ получения власти главой государства

По наследству.

???

Ограничен не только формально-юридически, но и фактически. Играет представительскую или церемониальную роль.

???

Правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Глава государства формально назначает министров.

???

Законотворчество, номинирует министров, может инициировать снятие министров с должности вотумами недоверия.

???

Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония и др.


Образцы заполнения паспортов «Формы государственного устройства».

Элемент мира

Имя признака

Значение

Парламентская республика

Организация баланса властей

Перевес полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом

Метод избрания главы государства

Избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления.

Метод формирования правительства

Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.

Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Пример стран

Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.


Элемент мира

Имя признака

Значение

Президентская республика

Организация баланса властей

Перевес полномочий в пользу президента. Сосредоточение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

Метод избрания главы государства

Внепарламентский метод, либо народом, либо коллегией выборщиков

Метод формирования правительства

Внепарламентский метод. Правительство формирует президент

Полномочия парламента

Законодательная деятельность, однако орган власти лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента)

Пример стран

США



Элемент мира

Имя признака

Значение

Смешанная республика

Организация баланса властей

Ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства.

Методы избрания главы государства

Избирается народом

Методы формирования правительства

Президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Однако, правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства.

Полномочия парламента

Законотворчество, может отправить в отставку правительство; так же наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер–министру с указанием возможного преемника (Германия)

Пример стран

Финляндия, Румыния



Элемент мира

Имя признака

Значение


Способ получения власти главой государства

По наследству.

Особенности статуса главы государства

Ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

Методы формирования правительства

Правительства как такового нет. Исполнительная власть осуществляется главой государства. Министры назначаются и смещаются главой государства.

Полномочия парламента

Законотворчество, право вотировать бюджет

Пример стран

Кувейт, ОАЭ, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Иордания, Марокко.


Элемент мира

Имя признака

Значение

Конституционная республиканская монархия

Способ получения власти главой государства

По наследству.

Особенности статуса главы государства

Ограничен не только формально-юридически, но и фактически. Играет представительскую или церемониальную роль.

Методы формирования правительства

Правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним. Глава государства формально назначает министров.

Полномочия парламента

Законотворчество, номинирует министров, может инициировать снятие министров с должности вотумами недоверия.

Пример стран

Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Андорра, Япония и др.


6. 5.Исследования на копилке.

После объяснения нового материала и работы с глоссарием, учитель предлагает учащимся вспомнить выдвинутые ранее гипотезы. Гипотеза учителя: многообразие мира постепенно стирается, на политической карте мира появляется все больше государств, прозападного образца. Перечисляются гипотезы учащихся, например: Россия – федерация, потому что она большая и многонациональная страна. Все федерации мира - большие и многонациональные? Или есть другие факторы, способствующие развитию федерализма? Или: на каком аспекте политической карты мира может отразиться местоположение страны?

Найти ответы на эти и другие проблемные вопросы помогает копилка и картотека.

6.6.Получение закономерностей и правил.

Вариант полученных закономерностей и правил: Современный мир принимает ценности демократии, рождённой на Западе, но от этого его многообразие не исчезает, а принимает новые формы. Многообразие прослеживается во всех политических формах, способах, методах, механизмах, структурах и т.д.

Факторов, способствующих выбору государством федерального устройства не два (территория и этнический состав), их больше, например, стремление государства к интеграции, или желание предотвратить процессы централизации, доказательством тому является пример Германии - она федерация, при этом не многонациональное государство, Франция - многонациональное, но унитарное государство.

Закономерность: все федерации имеют двухпалатные парламенты. Все страны, не зависимо от устройства и размера территории имеют административное деление. Смена формы правления, политического режима, или формы государственного устройства неминуемо приведет к многочисленным изменениям в политической системе страны. Так как конституционные устои стран меняются, то политическая карта мира тоже меняется. И т.д.

Полученные закономерности и правила представляются на уроке-конференции.

Участники конференции: учащиеся класса, разделенные на группы, представляющие объединения стран. Например: 1-группа-Европейские государства; 2-я группа - страны Азии, 3-я группа - страны Африки (группы могут быть сформированы и по другим признакам, например, по численности проживаемого в стане населения: группа стран с малой численность населения, средней и большой, или по признаку: форма правления). В каждой группе должны быть: лидер и секретарь.

Цель конференции: обсудить и документально (в виде резолюции) оформить выведенные правила и закономерности. (Группам предоставляется шаблон резолюции, приложение 3.)

В ходе конференции ведущий (учитель, или ученик, изъявивший желание) предлагает обсудить тот или иной проблемный вопрос, или выдвинутую ранее гипотезу. Результаты заносятся секретарями групп в резолюцию.

6.7. Закрепление.

Учитель: Просмотрите внимательно созданную нами картотеку и предложите свою номинацию соревнования стран политической карты мира.

Например «Самая маленькая страна на политической карте мира».

Учащиеся:

  • Страна с самым большим по численности парламентом.

  • Страна с самым многочисленным составом субъектов федерации.

  • Страна с самыми многочисленными административно-территориальными подразделениями.

  • Страна с самой молодой конституцией и т.д.

Ответьте на вопросы:


Если страна имеет федеративное устройство, то, как это отразится на структуре ее парламента? (Ответ: Парламент будет двух палатный)

Какие формы государственного устройства может иметь страна с двухпалатным парламентом? (Ответ форма государственного устройства может быть и унитарной и федеральной).

6.8.Творческое задание.

Тема урока «Особенности современного политического развития».

Учитель: «Политическая карта мира»- динамическое образование, и на ней постоянно происходят изменения. Как могут выглядеть эти изменения?

Ученики:

  • Меняются границы

  • Меняются режимы

  • Меняется форма государственного устройства

  • Образуются новые государства

  • Образуются межгосударственные союзы

Учитель: на какие две группы мы можем разделить названные изменения?

Ученики: на качественные и количественные.

Учитель: А как вы думаете, в современном мире больше качественных или количественных изменений происходит?

Ученики: Качественных.

Учитель: ваше последнее задание по теме будет представлять собой футурологический прогноз. Его вы можете создать по одному из двух направлений: 1. «Политическая карта мира через 100 лет» или «Страна «N», через 100 лет на политической карте мира» под «Страной «N» подразумевается то государство, которое вы представляли.



7. Литература

1. Белова Г.В. Творческие копилки на уроках математики. /

http://www.trizminsk.org/e/prs/232046.htm

2.Боголюбова Л.Н. Обществознание. Учебник для 11 класса. М.: Просвящение. 2008.

3.Википедия. http://ru.wikipedia.org/w

4. Крючкова И.Б. Применение игровых тренингов на уроках обу-

чения грамоте /

http://www.jlproj.org/this_bibl/42_kruchkova_gram.pdf

5.Конституции государств (стран) мира. http://worldconstitutions.ru/archives/505

6.Нестеренко А.А. Исследование копилки с целью выявления закономерностей, вывода

правил (шаблон для описания исследования) http://jlproj.org

7.Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Часть 1: работа с признаками http://jlproj.org/moodle

8.Пыс Н.А. Реализация требований ФГОС ОО второго поколения через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания. http://school18kms.ucoz.org




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!