Тема | Полноценный завтрак – крепкое здоровье |
Цель | Формирование знаний о составлении меню полноценного завтрака и сервировке стола к завтраку. |
Задачи | Обучающие: познакомить учащихся с понятием «полноценный завтрак»; сформировать знания о правилах составления меню и научить составлять меню полноценного завтрака; познакомить учащихся с правилами сервировки стола и научить сервировать стол к завтраку. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету, развивать умение выделять существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли. Воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе в группе, развивать эстетический вкус. |
УУД | ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: |
Планируемые результаты | Предметные результаты: Понимать определения: «завтрак», «полноценный завтрак», «меню», «сервировка стола». Уметь составлять меню для полноценного завтрака и рассчитывать количество калорий. Уметь сервировать стол к завтраку. Личностные результаты: Понимать значения правильного питания (конкретно, завтрака) для сохранения здоровья. Стремиться к совершенствованию своих умений. Метапредметные результаты: Регулятивные результаты: Формулировать вместе с учителем цель деятельности. Планировать собственную деятельность. Работать по инструкции. Осуществлять самоконтроль. Вместе с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности. Познавательные результаты: Выделять необходимую информацию из беседы, из текста. Проводить анализ учебного материала. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Проводить сравнения. Коммуникативные результаты: Слушать и понимать речь других. Уметь выражать свои мысли. Участвовать в учебном сотрудничестве (уметь договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности). |
Основные понятия | Завтрак, полноценный завтрак, меню, сервировка стола. |
Межпредметные связи | Математика, история, биология. |
Ресурсы: | - Технология ведения дома: 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана – Граф, 2014г. - Доска, мультимедиа, раздаточный материал, салфетки, посуда, столовые приборы. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
1 урок 1.Организационный момент. Мотивация (2 мин) | Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих. Учитель: Образно говорят: "Мы – это то, что мы едим". Ребята, в конце урока мы вернёмся к этому утверждению, и вы объясните, как вы его понимаете. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. Фиксируют свое внимание на установку – дать ответ в конце урока. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим, самоорганизация. |
2.Актуализация (4-5 мин) | Актуализирует знания, необходимые на уроке. - Организует опрос класса по основным понятиям (приложение 1). Демонстрирует презентацию. - Проводит словарный диктант (приложение2) - Организует взаимопроверку работ. | - Работают с учителем; - Пишут диктант - Выполняют взаимопроверку работ. | Личностные: - активное погружение в тему. Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме |
3.Целеполагание (2-3 мин) | Учитель: народ всегда серьёзно относился к вопросу питания, доказательства этому – пословицы. Пословицы - (приложение 3) Демонстрирует презентацию. Задание - закончить пословицу. Чтобы сформулировать тему урока, вам надо дополнить пословицу (… съешь сам, обед подели с другом, а ужин - отдай врагу) Подводит учеников к формулировке темы и целей урока | Ученики вспоминают вместе с учителем пословицы. Дополняют пословицу, формулируют вместе с учителем тему урока. Ученики ставят цель урока совместно с учителем. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в формулировке темы и целей. |
4.Усвоение новых знаний (8-10 мин) | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Демонстрирует презентацию Что обозначает слово «завтрак»? Почему необходимо завтракать? Из каких продуктов должен состоять полноценный завтрак? Меню – это? Как составить правильно меню и на что необходимо обратить внимание? | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Применение нового знания (25-30 мин) | Организует работу учеников в парах по составлению меню (раздаточный материал – приложение 4) . Проводит вводный инструктаж: Объясняет, дает рекомендации по составлению меню завтрака. Проводит текущий инструктаж во время выполнения работы. Проводит заключительный инструктаж: подводит вместе с учениками итог данного этапа работы (оценка меню по критериям – приложение5) | Знакомятся с раздаточным материалом, анализируют материал, составляют меню полноценного завтрака. Готовят устную презентацию своего меню и презентуют (на презентацию - 1 мин.) Совместно с учителем выбирают «Меню дня». | Личностные: включение в открытие и применение знаний, ответственность за результат работы. Регулятивные: решает проблему – составление меню, оценка работы. Познавательные: анализирует информацию. Коммуникативные: выражает свои мысли, слушает других, вступает в диалог, работает в паре. |
2 урок 6.Постановка цели нового этапа урока (2 мин) | Учитель: Ко второму уроку я подготовилась и пришла к вам не с пустыми руками. Кто-нибудь догадывается, зачем я принесла это на урок? Демонстрирует содержание корзины (в ней посуда и столовые приборы для сервировки завтрака, салфетки). Подводит учеников к формулировке темы и целей данного этапа урока | Ученики высказывают предположения, отвечая на вопрос учителя. Формулируют вместе с учителем тему урока. Ученики ставят цели урока совместно с учителем. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в формулировке темы и целей. |
7.Усвоение нового знания (8-10 мин) | Побуждает учащихся к усвоению нового знания по сервировке стола к завтраку. Демонстрирует презентацию: Как правильно накрыть стол Как правильно накрыть стол к завтраку (особенности сервировки) Первичная проверка знаний (презентация) Назначение салфеток. Способы складывания салфеток (демонстрация) | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8.Применение нового знания (25-27 мин) | Организует работу учащихся по сервировке стола в двух группах, раздает инструкции с рекомендациями по сервировке стола к завтраку (раздаточный материал - приложение 6,7). Работа проводится в мастерской по обработке пищевых продуктов (в ней приготовлена посуда, салфетки, столовые приборы для сервировки). Проводит вводный инструктаж: Объясняет, дает рекомендации по сервировке стола с учётом предложенного меню. Приветствуется украшение стола бумажными салфетками. Проводит текущий инструктаж во время выполнения работы. Проводит заключительный инструктаж: подводит вместе с учениками итог данного этапа работы (Что получилось? Что не получилось?) | Знакомятся с раздаточным материалом, анализируют материал, выполняют сервировку в соответствии с заданным меню. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Готовят устную презентацию своей работы (на презентацию 1 мин.) Совместно с учителем анализируют работу каждой группы. | Личностные: включение в открытие и применение знаний, ответственность за результат работы. Регулятивные: решает учебную задачу – сервировка стола, выполняет самооценку, оценку работы других. Познавательные: анализирует информацию, готовит высказывание. Коммуникативные: выражает свои мысли, слушает других, вступает в диалог, работает в группе. |
9.Итог урока. Контроль (3 мин.) | Предлагает ученикам вернуться к отсроченному вопросу: объяснить, как вы понимаете утверждение "Мы – это то, что мы едим". ( Контроль усвоения знания проходит в форме обсуждения заданного утверждения) Подводит итоги работы учеников, выставляет оценки. | Ученики, используя полученные знания, свой жизненный опыт, объясняют, как они понимают утверждение "Мы – это то, что мы едим". Делают вывод совместно с учителем о том, что полноценный завтрак – залог здоровья. | Личностные: делает свой выбор, понимает, что полученные знания необходимы для правильного питания и сохранения здоровья. Регулятивные: осмысленно дает оценку утверждению. Познавательные: формулирует высказывание, выражает свои мысли, устанавливает причинно-следственные связи. Коммуникативные: вступает в диалог, слышит и слушает других. |
10.Рефлексия (3 мин.) | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Предлагает учащимся ответить на вопросы: Что узнали нового? Какие трудности возникли при выполнении заданий? Где в жизни пригодятся полученные знания? | Ученики устно отвечают на вопросы, но не повторяются. | Личностные: дает оценку своей деятельности. Коммуникативные: слышит и слушает других. |
11.Домашнее задание (2 мин.) | Учитель формулирует домашнее задание: Постарайтесь в выходной день порадовать близких: приготовить полноценный завтрак для себя или для всей семьи сами или вместе с мамой (на выбор). Отзывы о завтраке принесите к следующему уроку. | Ученики записывают домашнее задание. | Регулятивные: ставит себе задачу в соответствии со своими способностями и возможностями. |
Наиболее подходящие продукты для завтрака: куриное мясо, апельсиновый сок, мёд, кофе, чай, яйца, каша, кефир или йогурт, ржаной и белый хлеб, сыр.
Школьнику 12-13 лет необходимо в день примерно 2500 ккал. По энергетической ценности завтрак составляет 30% рациона питания, для школьника это составляет приблизительно 750 ккал.