Рассмотрено: на заседании педагогического совета МОУ « СОШ №2 г. Зеленокумска» Протокол №1 от 30.08.2024г. | Утверждено: Директор МОУ « СОШ №2 г. Зеленокумска» _______________Е.Ю. Васильченко Приказ №418 от 31.08.2024г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
индивидуального обучения детей на дому
В МОУ « СОШ №2 г. Зеленокумска»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому в МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска» разработано на основании следующих документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последними изменениями) (далее – Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации");
- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»; на основании Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07 –832,;
- Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
- Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»?
-Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(с изменениями и дополнениями);
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
- приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 года № 436 н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным образовательным программам на дому»;
- на основании Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г. № 07 –832,
- приказа Министерства СК от 27.04.2016 года № 460-пр «Об утверждении Положения об организации и осуществлении обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий в СК»;
-письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года;
а также Уставом МОУ « СОШ №2 г. Зеленокумска» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение об индивидуальном обучении детей на дому разработано в целях реализации права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьми - инвалидами, по основным образовательным программам на дому и регулирует взаимодействие между участниками образовательных отношений.
1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (ст.5), для реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому. Это очная форма обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов
1.5. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого- медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся;
- индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей, образовательных потребностей и возможностей конкретного обучающегося;
- образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно - педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
1.6. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно- профилактическим учреждением здравоохранения.
Основными задачами индивидуального обучения являются:
- создание специальных условий для успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;
- создание специальных условий для успешного освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программам, адаптированных для их обучения;
- создание специальных условий для социализации обучающихся.
Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Утверждение программы обучения осуществляется на основании заключений ТПМПк и утверждается приказом директора школы.
При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения: индивидуальное и с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с законодательством.
Организация индивидуального обучения детей на дому
2.1.Обучающиеся принимаются на обучение на дому по образовательной и адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)), выраженного в письменном заявлении на имя директора Школы об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской организации.
2.2. МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска», организует индивидуальное обучение детей на основании следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей);
- заявление директора школы;
- медицинского заключения лечебного учреждения;
-приказа Управления образования администрации Советского муниципального округа Ставропольского края;
- приказа по школе.
2.3. МОУ «СОШ № 2 г. Зеленокумска» согласовывает с родителями (законными представителями) расписание занятий, которое утверждается директором школы.
2.4. Освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, Положением о промежуточной аттестации.
2.5. Место проведения занятий (на дому или в школе) определяется родителями (законными представителями) обучающихся и указывается в заявлении.
2.6. Занятия проводятся по расписанию, которое составляется заместителем директора на основе базисного учебного плана, индивидуальных учебных планов в соответствии с основными санитарно- гигиеническими требованиями. Расписание согласовывается с родителями и утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2.7. Для обучения обучающихся на дому Школой разрабатывается индивидуальный учебный план/СИПР, календарный учебный график и индивидуальное расписание занятий.
2.8.Учебный план для каждого обучающегося на дому составляется из расчета не менее:
- в 1-4 классах – 8 ч в неделю,
- в 5-8 классах – 10 ч в неделю,
- в 9 классах – 11 часов в неделю,
- в10-11 классах – 12 часов в неделю.
2.9. Право на распределение часов по учебным дисциплинам предоставляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом психофизических особенностей, интересов детей, медицинских показаний.
2.10. Решение о переводе детей, обучающихся на дому, в следующий класс принимает Педагогический совет школы на основании анализа выполнения ими скорректированных учебных программ по предметам и при наличии положительных годовых оценок.
2.11.Обучающийся, не освоивший программу по одному предмету, переводится в следующий класс условно и ликвидирует академическую задолженность в течение следующего учебного года.
2.12.Обучающиеся на дому, не освоившие учебные программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, оставляются на повторное обучение.
2.13.Обучающиеся на дому, освоившие образовательные программы основного общего и среднего общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана образовательной организации, на основании решения Педагогического совета школы допускаются к государственной итоговой аттестации.
2.14.По завершении обучающимися на дому освоения общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования проводится государственная итоговая аттестация в порядке, формах и сроки, установленные законодательством.
2.15.Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, организация, осуществляющая образовательную деятельность, выдает документы государственного образца о соответствующем уровне образования: выпускникам IX класса - аттестат об основном общем образовании, выпускникам XI класса - аттестат о среднем общем образовании.
2.16.Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, образовательная организация в связи с завершением обучения выдает свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.Кадровый состав 3.1. При назначении учителей, работающих с обучающимися, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, преимущественно отдается учителям, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данной организации. 3.2. В случае болезни учителя (в течение недели) администрация организации с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем.
4. Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому
4.1. Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником другим учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, они согласуется с родителями (законными представителями), издается приказ по школе о переносе занятий с указанием точного времени.
4.2. В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).
4.3.В случае производственной необходимости в расписание занятий могут вноситься коррективы, и время занятий может измениться.
4.4.В случае досрочного окончания занятий директор издает приказ, который передается в бухгалтерию.
5. Права и обязанности участников образовательной деятельности,
реализуемой в форме индивидуального обучения на дому
5.1 Обучающийся имеет право:
- на получение полного общего образования в соответствии с государственным стандартом;
- на уважение своего человеческого достоинства, свободы совести,
свободы выражения собственных взглядов и убеждений;
- на моральное поощрение за успехи в учении;
- на участие в культурной жизни класса и школы (по возможности);
-на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки.
5.2 .Обучающийся обязан:
- соблюдать требования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- добросовестно учиться, стремиться к сознательному
и творческому освоению образовательных программ;
- уважать честь и достоинство работников бразовательной организации;
- соблюдать расписание занятий;
- согласно индивидуальному расписанию быть готовым к занятиям на дому;
- вести дневник.
Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;
- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в управление образования;
- присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с разрешения руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;
-вносить предложения по составлению расписания занятий;
- получать консультативную помощь специалистов образовательной организации в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего ребенка.
5.4.Родители (законные представители) обязаны:
-выполнять требования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
-поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
- своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенности режима дня ребенка;
- создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению знаний;
- своевременно, в течение дня информировать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении занятий после болезни;
- контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий
5.5. Педагогический работник имеет права , предусмотренные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (ст. 47 п. 3).
5.6. Учитель обязан:
- выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов детей;
- развивать навыки самостоятельной работы учебником, справочной и художественной литературой;
- знать специфику заболевания, особенности
режима и организации домашних занятий;
- не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий;
- своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, в котором указываются дата занятия, тема и содержание пройденного материала, количество проведенных часов, домашнее задание и отметки о текущей успеваемости, результатах промежуточной аттестации; один раз в месяц предоставлять его на подпись родителям (законным представителям);
- выставлять оценки в дневник обучающегося;
- систематически вносить данные об успеваемости обучающегося в классный журнал.
5.7.Классный руководитель обязан:
- поддерживать контакт с обучающимися и родителями, выявлять особенности обучающихся и состояние здоровья больных детей;
- при необходимости обращаться к администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- вносить сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном обучении, в классный журнал.
5.8 Администрация обязана:
- на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней подготовить и издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося;
- составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями расписание занятий;
- контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий, ведение журнала учета индивидуального обучения обучающихся;
- контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в четверть;- обеспечивать своевременный подбор и замену учителей.
6. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных
занятий
6.1. Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий производится на основании Положения о ведении школьной внутренней документации, утвержденного директором.
6.2.В классных журналах на предметных страницах у обучающегося на дому, делается запись «индивидуальное обучение по общеобразовательной программе, приказ № от ____20__г.». Для категории детей с ОВЗ делается запись «индивидуальное обучение по адаптированной программе, приказ № от ____20__г.». Отметки на страницах за период обучения на дому не выставляются. В классные журналы соответствующего класса выставляются только отметки четвертные, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому.
6.3. В случае частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного или утерянного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: тетради обучающегося, поурочные и тематические планы.
6.4.Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве организации 5 лет.
7.Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение об организации индивидуального обучения детей на дому принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
7