Положение
о единых требованиях к оформлению и проверке письменных работ
учащихся начальной школы.
1 Количество и назначение ученических тетрадей
№ п/п | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения. | Комментарий |
Для текущих работ | Для контрольных работ |
1. | Русский язык | прописи | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей |
2 | 1 | 1-4 | Допускается использование контрольных тетрадей на печатной основе, входящих в состав УМК. |
2. | Литературное чтениен | нет | нет | 1-4 | Допускается наличие тетради на печатной основе, входящих в состав УМК. |
3. | Математика | Согласно УМК | Нет | Период обучения грамоте | Допускается наличие дополнительных тетрадей. |
2 | 1 | 1-4 | Допускается использование контрольных тетрадей на печатной основе, входящих в состав УМК. |
4. | Окружающий мир | Согласно УМК | Нет | 1-4 | Допускается наличие 1 рабочей тетради вместо на печатной основе |
6 | Иностранный язык | В соответствии с программными требованиями | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в состав УМК. |
7 | Технология | Нет | Нет | 1-4 |
8 | Музыка | В соответствии с программными требованиями | 1-4 |
9 | Физическая культура | Нет | Нет | 1-4 | |
В тетрадях для контрольных работ помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Регулярная работа над ошибками в текущих тетрадях должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна просматриваться изо дня в день. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Записи в дневниках учащихся и в классном журнале выполняются учителем только чернилами синего, фиолетового цветов.
Помимо стационарной ручки с чернилами от синего до фиолетового цвета в классной и домашней работе учащимся используется простой карандаш, допускается использование чернил иного цвета.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показываются родителям (лицам им заменяющим).
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
2 Оформление надписей на обложках ученических тетрадей.
Тетради учащихся 1-го класса подписывает учитель. В 3-4 классах тетради подписывают сами учащиеся, вопрос о допустимости подписывания тетрадей учениками 2 класса решается учителем в зависимости от готовности учащихся.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.
Тетрадь Тетрадь
для работ для работ
по математике по русскому языку
ученицы 3 класса «Б» ученика 4 класса «А»
средней школы № 54 средней школы № 54
г. Орска г. Орска
Ивановой Екатерины. Петрова Ивана.
Примечание: фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа; фамилию пишем на первом месте, а затем – полное имя.
3 Оформление письменных работ по математике и русскому языку.
Все записи в тетрадях следует выполнять аккуратным каллиграфическим почерком.
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов.
В ходе проверки учителем письменных работ учащихся необходимо исправлять написания, нарушающие нормы каллиграфии.
Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, слова, слоги и буквы, которые требуют корректировки, сразу после отметки.
4 Оформление письменных работ по русскому языку.
После каждой классной (домашней) работы, работы над ошибками следует отступать суммарно две строчки (пишем на третьей). Если запись числа и заголовок работы приходится на две последние строки страницы, ученик начинает писать с верхней строки следующей страницы. Оставшиеся строки учитель использует для прописывания индивидуальных образов.
При оформлении красной строки следует делать отступ вправо не менее 2 см (на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.
В ходе все работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой строке писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм.
Справа дописываем до конца строки, при этом с 1 класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце строки быть не должно.
Запись даты обязательна при оформлении каждой классной и домашней работы по русскому языку и математике. В период обучения грамоте запись даты ведется учителем, а затем учащимися в виде числа. По окончании периода обучения грамоте и до конца четвертого класса записывается число и полное название месяца.
Например:
1 декабря.
15 апреля.
В третьем – четвертом классах допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
Например:
Первое декабря.
Пятнадцатое апреля.
Запись названия работы производится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Вариативность выполнения работы фиксируется на отдельной строке по центру (полная или краткая запись).
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать по центру строки. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения.
Например:
Упражнение 14.
№ 14
Упражнение № 173.
№ 173.
Все подчеркивания следует делать остро заточенным карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ подчеркивание и без линейки, что зависит то хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение (подчеркивание) орфограмм можно выполнять простым карандашом или чернилами иного цвета.
Переход учащихся на работу в тетради в широкую линию осуществляется в 1-2 классе. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
5 Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами, работой над ошибками следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать)
Число следует писать традиционно посередине.
Например:
17 марта.
17.03.2005г.
В 1-4 классах в тетрадях для контрольных работ по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
Между видами работ классной и домашней следует отступать 2 клетки.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т. п. отступаем 4 клетки вправо.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать. Номера заданий записываются по центру строки.
Слово «Задача» пишется посередине, после чего сразу ставится номер задачи.
В любой работе слева по горизонтали отступаем одну полную клетку от края, одну клетку сверху.
Необходимо с 1 класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить 4 клетки, проводить их простым карандашом.
6 Требования к выполнению работы над ошибками.
Работа над ошибками, выполняемая учащимися самостоятельно в текущих тетрадях, является эффективной только тогда, когда она проводится регулярно и является посильной для учащихся.
этап | Способ указания на ошибку | Деятельность ученика |
1 | Зачеркивает, подчёркивает, исправляет, прописывает образец правильного написания. | Пишет по образцу, запоминает. |
2 | Подчёркивает ту букву, которая неверная, не исправляет, делает пометку на полях. | Зачёркивает и исправляет чернилами иного цвета. |
3 | Подчёркивает слово с ошибкой, делает пометку на полях. | Находит, зачёркивает, исправляет. |
4 | Делает пометку на полях строки, на которой есть ошибка. | Находит, зачёркивает, исправляет. |
5 | Указывает количество и характер ошибок. | Находит, зачёркивает, исправляет. |
На 4 и 5 этапах ученик действует самостоятельно, выполняет отдельную работу над ошибками, которая оценивается обязательно.
При работе над ошибками по математике ученик либо исправляет ошибки чернилами другого цвета, либо выполняет работу отдельно.
7 Количество контрольных работ по русскому языку и математике.
Количество контрольных работ по математике не должно превышать: в 1 классе – 3, во 2 классе -6, в 3-4 классах – 12 в течение года.
По русскому языку: 1 класс – 1 диктант, 2 контрольных списывания (20-25 слов), 2 класс – 6 диктантов, 2 контрольных списывания (35-40 слов), 3 класс – 9 диктантов, 3 контрольных списывания (55-60 слов), 4 класс – 9 диктантов, 2 контрольных списывания (70-85 слов), 1 контрольное изложение.