ПРИНЯТО Педагогическим советом (протокол № от 21.02.2018) | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МОО «ОШ №1» от 21.02.2018 № 59 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о поурочном плане, о технологической карте урока
в МОО «ОШ № 1 г.Енакиева»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основе Закона ДНР «Об образовании», Устава образовательной организации.
1.2. Настоящее положение определяет минимальные требования к системе ведения поурочного планирования (технологическая карта урока, поурочный план, конспект) на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования в бумажном виде.
1.3. Наличие поурочного планирования (технологическая карта урока, поурочный план, конспект) является обязательным для работы учителя начальных классов, учителя-предметника общеобразовательного учреждения.
1.4. Наличие поурочного плана на каждом уроке является обязательным.
Молодые педагоги, «специалисты II квалификационной категории», «специалисты I квалификационной категории» пишут поурочный план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е. готовят план-конспект урока.
Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы, «высшую квалификационную категорию», педагогические звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические разработки, могут составлять поурочный план в произвольной форме в виде конспекта, тезисов, таблицы, презентации и т.п. Однако, если в случае осуществления внутришкольного контроля (планового и внепланового) администрацией школы будет указано на недостаточно высокий уровень проведенного урока и сделаны серьезные замечания, администрация школы имеет право обязать учителя писать поурочные планы на общих основаниях.
Допускается так же использование печатных поурочных планов, в которые учитель должен самостоятельно внести коррективы. Однако поурочный план должен отражать цели урока, структуру, методы, организационные формы и способы, которые будут использованы на уроке, необходимый учебный материал, домашнее задания.
1.5. Поурочный план урока относится к локальным актам общеобразовательного учреждения.
1.6. Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.
1.7. Поурочный план составляется на урок и может быть востребован администрацией и другими контролирующими органами.
1.8. Педагогический совет имеет право вносить изменения и дополнения в данное положение.
2. Поурочный план
2.1. Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:
учителя - по организации учебно-воспитательной деятельности;
учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой.
2.2. Поурочный план составляется учителем в соответствии с программой, государственным стандартом по предмету на основании рабочей программы и календарно – тематического планирования по предмету.
2.3. Основные задачи поурочного плана:
- определение места урока в изучаемой теме;
- определение триединой цели урока;
- отбор содержания урока;
- группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
- отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
3. Разработка поурочного плана
3.1. Основными компонентами поурочного плана являются:
целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы; кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных;
коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;
технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;
контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
3.3. Этапы планирования урока:
определение типа урока, разработка его структуры;
отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;
подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;
выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
определение форм и объема домашнего задания;
продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
отражение работы с наглядным материалом и с современными информационно-коммуникативными средствами;
оформление поурочного плана.
3.4. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями; продумывание приемов педагогической техники;
моделирование и определение приемов педагогической техники.
4. Оформление поурочного плана
4.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта, таблицы, схемы, плана урока с обязательным указанием даты урока.
4.2. Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.
4.3. Формальная часть конспекта включает:
- номер урока в изучаемой теме;
- тему урока;
- триединую цель урока;
- тип урока;
- оборудование.
4.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
4.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
4.5.1. Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового учебного материала).
- самостоятельная работа обучающихся, её объем, формы;
- способы развития интереса обучающихся к предмету, к теме;
- формы контроля за работой класса (группы обучающихся);
- усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения);
- определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить обучающиеся;
- самостоятельная работа и ее содержание;
- проблемные и информационные вопросы;
- варианты решения проблемы;
- варианты закрепления изученного материала;
- формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки);
- виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
- способы, формы рефлексии с обучающимися;
- фамилии обучающихся, которые будут опрошены с учётом личностно-ориентированного подхода к обучению;
- домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания).
4.6. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении воспитательных задач урока (в соответствии с воспитательной целью).
4.7. В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки об индивидуальной работе со слабоуспевающими обучающимися, с одаренными и высоко мотивированными учениками.
4.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательного процесса.
4.9. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным.
В обязательном порядке поурочные планы в печатном варианте хранятся в папке-накопителе отдельно на каждый предмет на каждый класс. Рукописные планы ведутся в отдельной тетради на каждый класс.
4.10. Титульный лист оформляется следующим образом:
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ
по русскому языку для 5-А класса
МОО «ОШ № 1»
Учитель: ФИО
_____________________ учебный год
5.Технологическая карта урока
5.1. Технологическая карта урока – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательной деятельности на уроке в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
5.2. Технологическая карта урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя общеобразовательного учреждения.
5..3. Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
5.4. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки.
5.5. Технологическая карта урока относится к локальным актам общеобразовательной организации.
5. 6. Основное назначение технологической карты:
– определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
– определение цели урока и фиксация планируемых результатов на личностном, предметном и метапредметном уровнях в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования;
– постановка задач урока и группировка отобранного учителем содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
– определение типа урока;
– выбор форм и методов организации деятельности обучающихся на уроке с целью активизации познавательного интереса обучающихся и создание оптимальных условий для овладения обучающимися универсальными учебными действиями.
6. Разработка технологической карты
6.1. В технологической карте урока учителю необходимо зафиксировать узловые блоки:
– целеполагание (что необходимо сделать, воплотить);
– инструментальный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить);
– организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить).
6.2. Основными компонентами блока целеполагания являются тема урока, цель урока и планируемые результаты урока.
Тема урока – проблема, определяемая рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), материал, подлежащий преобразованию в процессе познавательной деятельности обучающихся на уроке, который должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику обучающегося, содержание его компетенций, вектор личностного развития.
Цель урока учитель определяет как решение триединой задачи –образовательной, развивающей, воспитательной. Кроме этого, в данном разделе необходимо отразить формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.
Планируемые результаты урока в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования необходимо отразить как личностные, предметные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).
6.3. Основными компонентами инструментального блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются: задачи урока, тип урока и учебно-методический комплекс урока.
Задачи урока – ряд действий, структурирующих деятельность обучающихся на уроке, которые необходимо решить. Сформулированный перечень задач урока, позволяет выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности обучающихся на уроке.
Тип урока играет служебную роль и определяется учителем самостоятельно в соответствии с логикой его сущностных целей и задач.
Учебно-методический комплекс урока должен отражать следующие разделы: источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности обучающихся.
6.4. Основными компонентами организационно-деятельностного блока, фиксируемыми в технологической карте урока, являются основные понятия, организация пространства, межпредметные связи, действия обучающихся, диагностика результатов, домашнее задание.
Основные понятия – ключевые дефиниции, названия, правила, алгоритмы, которые в результате изучения учебного материала должны быть усвоены обучающимися.
Организация пространства определяется учителем самостоятельно и отражает те формы деятельности обучающихся, которые максимально способствуют эффективному усвоению учебного материала, формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся.
Метапредметные связи отражаются в технологической карте при их наличии. Учителю необходимо указать предметную область, дисциплину, которая будет интегрирована с изучаемым предметом.
Действия обучающихся как раздел технологической карты отражает деятельность обучающихся на уроке – действия и операции, выполняемые ими в индивидуальной, парной или групповой форме работы. Кроме того, учитель может отобразить задания и упражнения, которые направлены на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Диагностика результатов отображает в технологической карте урока разнообразные методы контроля и самоконтроля обучающихся, подведение итога урока и проектирование самостоятельной работы дома.
Домашнее задание указывается в технологической карте при его наличии и должно определяться целью урока, его планируемыми результатами, носить индивидуальный характер.
6. 5. Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока;
– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– оформление технологической карты урока.
6.6. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;
– дифференциация учебных заданий.
7. Оформление технологической карты урока
7.1. Технологическая карта урока оформляется в виде конспекта или таблицы, в которой учитель фиксирует необходимую информацию.
7.2. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части технологической карты урока и ее оформления.
8. Контроль и порядок хранения поурочного плана, технологической карты урока
8.1. Контроль над ведением и оформлением поурочного плана учителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор школы.
8.2. После посещения урока учителя проверяются поурочные планы по посещенному учебному предмету.
8.3. Поурочный план или технологическая карта урока хранится у учителя до конца изучения данной темы, раздела.
10