Приложение 1
Положение
о штабе по воспитательной̆ работе
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2»
Кореневского района Курской области
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и организацию деятельности штаба по воспитательной̆ работе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2» Кореневского района Курской области (далее – Штаб).
1.2. Штаб является постоянно действующим коллегиальным совещательно-консультативным органом. Взаимодействуя с органами государственной, исполнительной власти, общественными организациями, ведет работу, направленную на воспитание, развитие и социальную защиту детей и молодежи, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде, а также содействует первичному отделению общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых» Курской области (далее – Движение) в решение вопросов, связанных с его деятельностью.
1.3 В своей деятельности Штаб руководствуется:
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 261-ФЗ «О Российском движении детей и молодежи»;
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 01. 12. 2016 № 642 (в ред. Указа Президента РФ от 15. 03. 2021 № 143);
Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р;
Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализуемый с 2021 г. в рамках Национального проекта «Образование»;
Законом Курской области от 14.12.2020 г. № 100-ЗКО «О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года»;
Законом Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
Законом Курской области от 31.03.2016 г. № 19-ЗКО «О патриотическом воспитании в Курской области»;
Постановлением Губернатора Курской области от 11.10.2022 г. № 294-пг «О создании Координационного совета при Губернаторе Курской области по взаимодействию с российским движением детей и молодежи, его региональным, местными и первичными отделениями»;
Постановлением Администрации Курской области от 10.11.2022 № 1284-па «Стратегия развития образования в Курской области на период до 2030 года», а также настоящим Положением.
1.4.Штаб осуществляет свою деятельность на общественных началах.
1.5.Положение о Штабе и его состав утверждаются приказом руководителя общеобразовательной организации.
Цель и задачи Штаба
2.1. Целью деятельности Штаба является создание целостной системы воспитания Муниципального казанного общеобразовательного учреждения «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2» Кореневского района Курской области (далее - Школа), обеспечивающей реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», для духовно-нравственного развития детей, подростков и молодежи, ценностного самоопределения и личностного роста как достойных граждан и патриотов.
Задачи:
планировать и организовывать воспитательную работу Школы;
способствовать созданию условий для воспитания у учащихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, а также для осуществления личностного развития учащихся;
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования;
развивать ученическое самоуправление;
создать условия для формирования ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей;
организовывать профориентационную работу с учащимися;
организовать работу школьных медиа, реализация их воспитательного потенциала;
развивать предметно-развивающую среду школы и реализация ее воспитательных возможностей;
организовать работу с семьями школьников, их родителями (законными представителями), направленной на совместное решение проблем личностного развития детей;
содействовать в организации участия учащихся в разработке культурно-исторического маршрута школьника в рамках реализации региональной программы «Я – Курянин»;
формировать социальный паспорт общеобразовательной организации;
создать целостную систему мониторинга качества воспитания детей;
содействовать открытию центров детских инициатив;
организовать взаимодействие и координацию деятельности с местным отделением Движения;
обеспечит участие педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) в мероприятиях регионального и местного отделений Движения;
изучать, обобщать и тиражировать лучшие практики и методики по вопросам развития Движения, а также воспитания детей и молодежи;
координировать и проводить мониторинг деятельности первичного отделения Движения;
обеспечить защиту детей, подростков и молодежи от негативного влияния информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию, а также реализацию преемственности в воспитании ответственного поведения, ответственности за свои поступки в информационной деятельности на всех уровнях общего образования;
реализовывать воспитательный потенциал малой Родины в образовательном процессе, в том числе воспитательный потенциал музеев, театров, библиотек, других учреждений культуры и спорта Курской области;
формировать воспитательный уклад на основе традиционных духовных ценностей; взаимодействие социальных субъектов воспитания – носителей традиций (семья, субъекты локальных сообществ, этнические сообщества традиционные религиозные организации, профессиональные сообщества, культурные и спортивные центры, армия, общественные объединения и пр.);
содействовать формированию региональной и гражданской идентичности детей, подростков и молодежи Курской области;
содействовать воспитанию трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, к сознательному выбору профессии.
Также совместно с Советом по профилактике Школы Штаб осуществляет:
организацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся;
выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
вовлечение учащихся, в том числе и находящихся в социально опасном положении, в работу кружков и спортивных секций, досуговую деятельность во внеурочное и каникулярное время;
развитие системы медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса;
проведение мониторинга воспитательной, в том числе и профилактической работы;
организацию работы по защите учащихся от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
развивать систему социально-педагогического партнёрства различных учреждений, организаций, специалистов в решении проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
III. Порядок формирования Штаба
3.1. Количественный состав Штаба определяет руководитель Школы с учетом предложений педагогического совета, родительского комитета, органов ученического самоуправления, исходя из имеющегося кадрового состава Школы.
3.2. В соответствии с решением руководителя Школы в состав Штаба могут входить:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
заместитель директора по воспитательной работе;
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
старший вожатый;
руководитель школьного методического объединения классных руководителей;
педагог-психолог
социальный педагог;
педагог дополнительного образования;
педагог-библиотекарь.
3.3. По согласованию с руководителем общеобразовательной организации в Штаб могут войти дополнительные члены с правом совещательного голоса:
представитель родительской общественности;
лидер детской общественной организации/председатель ученического самоуправления;
руководители школьных отрядов (волонтёры, Юнармия, военно-патриотические, спортивные клубы), музеев школьных театров;
председатель первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых»;
социальные партнеры.
3.4. При наличии в общеобразовательной организации филиала в состав Штаба включаются его представитель.
3.5. Общее руководство Штабом осуществляет руководитель Школы.
3.6. Штаб формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Штаба.
3.7. Члены Штаба назначаются ежегодно перед началом учебного года приказом руководителя Школы.
Штаб формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Штаба.
3.8. Председатель Штаба – руководитель Школы:
организует реализацию основных задач Штаба;
определяет место и время проведение заседания Штаба;
организует работу Штаба и председательствует на его заседаниях;
утверждает повестку дня заседаний Штаба;
подписывает протоколы заседаний Штаба;
утверждает план работы Штаба.
3.9. Заместитель председателя Штаба – заместитель директора по воспитательной работе:
в отсутствие председателя Штаба и по его поручению председательствует на заседаниях Штаба и подписывает протоколы заседания Штаба;
формирует повестку дня заседания Штаба;
3.10. Секретарь Штаба – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями:
обеспечивает подготовку плана работы Штаба;
составляет повестку дня заседаний Штаба;
организует подготовку материалов к заседанию Штаба;
организует заседания Штаба с уведомлением его членов, не менее чем за три рабочих дня до проведения заседания Штаба о месте и времени проведения очередного заседания и его повестке;
оформляет протоколы заседаний Штаба;
организует обработку и хранение документов Штаба;
уведомляет всех заинтересованных лиц о решениях Штаба посредством направления копии протокола заседания Штаба в порядке и сроки, установленные Положением;
3.11. Члены Штаба:
участвуют в заседаниях лично, делегирование полномочий не допускается;
осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе;
вносят предложения в лан работы и повестку для заседания Штаба;
вносят предложения по организации деятельности Штаба, обеспечению эффективного межведомственного взаимодействия;
участвуют в обсуждении вопросов, вынесенных на заседание Штаба;
вносят предложения по созыву внеочередных заседаний Штаба;
обеспечивают выполнение решений Штаба.
Основные направления работы
Основными направлениями деятельности Штаба являются:
4.1. Создание единой системы воспитательной работы Школы.
4.2. Определение приоритетов воспитательной работы Школы.
4.3. Разработка, корректировка рабочей программы воспитания Школы и разработка календарного плана воспитательной работы.
4.4. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий, тематических выставок, внеклассной и внешкольной работы, спортивных соревнований, конкурсов.
4.5. Развитие системы дополнительного образования в Школе.
4.6. Организация трудовой занятости, оздоровления и досуга в каникулярное время.
4.7. Индивидуальные и групповые формы работы (консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия).
4.8. Проведение лекций, бесед, в том числе с привлечением специалистов служб системы профилактики.
4.9. Оформление информационных стендов, размещение информации о деятельности Штаба на официальном сайте Школы выпуск стенных и радиогазет.
4.10. Систематическое информирование педагогического коллектива, родительской общественности о ходе и результатах воспитательной работы в Школе.
V. Основные полномочия членов Штаба
5.1. Руководитель Школы:
организует работу Штаба;
созывает заседания Штаба и обеспечивает подготовку материалов к заседаниям Штаба, привлекает членов Штаба для подготовки заседаний Штаба, работы в рабочих группах, а также для выполнения других поручений;
председательствует на заседаниях Штаба;
приглашает для участия в заседаниях Штаба представителей органов местного самоуправления муниципального образования Курской области, общественных объединений, организаций, расположенных на территории муниципального образования, специалистов, ученых;
организует работу по исполнению решений Штаба;
информирует муниципальный Штаб о рассмотренных на заседаниях вопросах, а также мерах, принятых по реализации решений и рекомендаций;
информирует членов Штаба о выполнении решений и рекомендаций Штаба;
подписывает документы Штаба.
5.2. Заместитель директора (по воспитательной/учебно-воспитательной работе):
согласовывает модули рабочей программы воспитания с членами Штаба;
организует взаимодействие членов Штаба со школьным Советом профилактики (комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, здравоохранения, молодежной политики, внутренних дел, центрами занятости населения, администрациями муниципальных образований и т.д.);
организует взаимодействие членов Штаба со специалистами службы школьной медиации в общеобразовательной организации;
осуществляет контроль над выполнением решений Штаба.
5.3. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями:
организует подготовку и реализацию дней единых действий в рамках Всероссийского календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации;
обеспечивает информирование и вовлечение учащихся для участия в днях единых действий Всероссийского календаря образовательных событий, а также всероссийских конкурсов, проектов и мероприятий различных общественных объединений и организаций;
осуществляет координацию деятельности различных детских общественных объединений и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на укрепление гражданской идентичности, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение детей и молодежи в общественно полезную деятельность, по вопросам воспитания обучающихся в как в рамках образовательной организации, так и вне основного образовательного пространства;
организует и проводит мероприятия, направленные на формирование у обучающихся общероссийской гражданской идентичности;
оказывает содействие в создании и деятельности первичного отделения Российского движение детей и молодежи «Движение первых», оказывает содействие в формировании актива школы;
поощряет развитие школьного самоуправления, оказывает методическую, консультативную помощь учащимся, классным руководителям, педагогическим работникам в организации творческих, спортивных и туристических мероприятий;
ведет/создает сообщества своей о Школы в социальных сетях, составляет медиаплан школьных мероприятий;
организует и координирует работу школьного медиа-центра (при наличии) и профильное обучение его участников;
выявляет и поддерживает реализацию социальных инициатив учащихся Школы (с учетом актуальных форм организации соответствующих мероприятий), осуществляет сопровождение детских социальных проектов;
осуществляет взаимодействие с различными общественными организациями по предупреждению негативного и противоправного поведения учащихся;
организует информирование учащихся о действующих детских общественных организациях, объединениях;
обеспечивает взаимодействие органов школьного самоуправления, педагогического коллектива и детских общественных организаций;
участвует в работе педагогических, методических советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательной организации;
осуществляет взаимодействие с родителями в части привлечения к организации и проведении воспитательных событий, а также к деятельности детских общественных объединений;
проводит индивидуальную работу с учащимися, находящимися на профилактических учетах различного вида, в том числе вовлечение учащихся в досуговую деятельность во внеурочное и каникулярное время;
осуществляет формирование и поддержку благоприятной психологической атмосферы в ученическом и педагогическом коллективах.
Во взаимодействии с заместителем директора:
участвует в разработке и реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной работы в Школе, в том числе с учетом содержания деятельности детских общественных объединений, получивших наибольшее распространение в Школе;
организует участие педагогов и родителей (законных представителей) и учащихся в проектировании рабочих программ воспитания;
применяет педагогические методы работы с детским коллективом с целью включения учащихся в создание программ воспитания;
вовлекает учащихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;
анализирует результаты реализации рабочих программ воспитания;
применяет технологии педагогического стимулирования учащихся к самореализации и социально-педагогической поддержки;
принимает участие в организации отдыха и занятости учащихся в каникулярный период.
5.4. Старший вожатый
осуществляет организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе участие в социально значимых проектах и акциях;
вовлекает во внеурочную деятельность учащихся, в том числе требующих особого педагогического внимания;
осуществляет организацию работы органов ученического самоуправления;
формирует у учащихся, требующих особого внимания, активной жизненной позиции, вовлекает их в социально значимые мероприятия;
оказывает содействие в реализации плана мероприятий детских и молодёжных общественных организаций и объединений;
осуществляет педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья во время подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации рабочей программы воспитания общеобразовательной организации.
5.5. Руководитель школьного методического объединения классных руководителей
фиксирует событийную повестку по организации воспитательной работы и оповещает классных руководителей о возможностях разнообразного досуга, занятости детей в каникулярное и внеурочное время;
вносит предложения по оптимизации плана воспитательных мероприятий с учетом возрастных особенностей учащихся и направленности их интересов;
осуществляет координацию деятельности классных руководителей по организации воспитательной (в т.ч. профилактической) работы, досуга, занятости детей в каникулярное и внеурочное время.
5.6. Социальный педагог:
осуществляет контроль над организацией профилактической деятельности классных руководителей;
проводит профилактику социальных рисков, выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, требующих особого педагогического внимания;
проводит индивидуальную работу с обучающимися, находящимися на профилактических учетах различного вида, в том числе вовлечение учащихся в досуговую деятельность во внеурочное и каникулярное время;
взаимодействует с центрами занятости населения по трудоустройству детей, находящихся в социально опасном положении;
реализует восстановительные технологии в рамках деятельности службы школьной медиации в образовательной организации.
5.7. Педагог-психолог:
осуществляет работу с учащимися, родителями (законными представителями несовершеннолетних), педагогическим коллективом, оказывает им психологическую поддержку, в том числе помощь в разрешении межличностных конфликтов с применением восстановительных технологий и медиации;
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья во время подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации рабочей программы воспитания общеобразовательной организации;
выявляет причины возникновения проблемных ситуаций между обучающимися, а также оказывает психологическую помощь учащимся, которые в этом нуждаются;
оказывает методическую помощь специалистам Штаба в работе с детьми, требующими особого педагогического внимания;
оказывает квалифицированную помощь учащимся в саморазвитии, самооценке, самоутверждении, самореализации;
консультирует педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам развития, социализации и адаптации учащихся;
работает по профилактике девиантного поведения учащихся, в том числе суицидального поведения, формированию жизнестойкости, навыков эффективного социального взаимодействия, позитивного общения, конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
осуществляет формирование и поддержку благоприятной психологической атмосферы в ученическом и педагогическом коллективах;
реализует восстановительных технологий в рамках деятельности службы школьной медиации в Школе.
5.8. Педагог дополнительного образования:
организует и проводит культурно-массовые мероприятия, в том числе участвует в социально значимых проектах и акциях;
вовлекает во внеурочную деятельность учащихся, в том числе требующих особого педагогического внимания
5.9. Педагог-библиотекарь:
организует просветительскую работу с обучающимися, родителями (законными представителями несовершеннолетних), педагогами.
оказывает воспитательное воздействие через подбор литературы с учетом индивидуальных особенностей и проблем личностного развития учащихся;
осуществляет популяризацию художественных произведений, содействующих морально-нравственному развитию, повышению уровня самосознания учащихся;
организует дискуссии, литературные гостиные и другие мероприятия в целях более углубленного понимания обучающимися художественных произведений, развития культуры общения.
5.10. Представители родительской общественности:
участвуют в обсуждение стратегии и тактики воспитательного процесса, и составление модели взаимодействия;
участвуют в проектирование воспитательного процесса с учетом возможностей общеобразовательной организации, положений рабочей программы воспитания;
участвуют (организуют) культурно-образовательные проекты, мероприятия спортивной, туристической, краеведческой, экологической и иных направленностей.
5.11. Лидер детской общественной организации/председатель Совета обучающихся:
участвует в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания о Школы;
оказывает содействие в организации и проведении общешкольных, классных мероприятий;
участвует в разработке и практической реализации детских и молодежных социально значимых проектов;
участвует в реализации регионального проект «Я – Курянин»;
участвует в разработке и реализации культурно-исторического курского школьника в Школе.
5.12.Руководители школьных отрядов (волонтёры, Юнармия, военно-патриотические, спортивные клубы), музеев:
участвуют в разработке и реализации культурно-исторического маршрута курского школьника в Школе;
вовлекают учащихся, в том числе требующих особого педагогического внимания, в работу детских объединений;
участвуют в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, в том числе в социально значимых проектах и акциях.
5.13.Председатель первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых»:
оказывает содействие в подготовке и реализации мероприятий в формате «День единых действий»;
взаимодействует с Советом учащихся общеобразовательной организации в рамках развития ученического самоуправления;
оказывает содействие в подготовке и проведении смен пришкольного лагеря в каникулярное время;
участвует в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания общеобразовательной организации.
5.14.Социальные партнеры:
участвуют в разработке и реализации культурно-исторического маршрута курского школьника;
участвуют в подготовке и реализации мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение учащихся;
оказывают содействие во временном трудоустройстве учащихся, в том числе состоящих на всех видах профилактического учета, в каникулярное время;
участвуют в организации и проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе в социально значимых проектах и акциях.
VI. Организация деятельности Штаба
6.1.В соответствии с рабочей программой воспитания, по ее принципам и структуре разрабатывается и утверждается план работы Штаба на учебный год, рассмотренный на педагогическом совете.
6.2.Заседания Штаба проводятся Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
6.3.На заседаниях Штаба происходит планирование и оценка деятельности Штаба, члены Штаба представляют предложения по организации воспитательной работы, отчеты о проделанной работе, мониторинг результатов и т.д.
6.4.Для участия в заседаниях Штаба могут приглашаться эксперты, представители профильных ведомств и организаций, СМИ и т.д.
6.5.Решения Штаба оформляются протоколами, которые подписываются Председателем.
6.6. Решения Штаба доводятся до сведения педагогического коллектива и носят обязательный характер.
6.7. Штаб размещает информацию о своей деятельности на сайте образовательной организации.
6.8. Итоги работы Штаба за год оформляются в виде отчета.
VII. Члены Штаба имеют право:
7.1.Принимать участие в заседаниях педсоветов, советов профилактики и в работе других рабочих групп.
7.2.Посещать внеурочные занятия, занятия по дополнительным общеобразовательным и общеразвивающим программам, общешкольные дела, мероприятия, события и воспитательные мероприятия, проводимые в классах.
7.3.Знакомиться с необходимой для работы документацией.
7.4.Выступать с обобщением опыта воспитательной работы.
7.5.Обращаться в случае необходимости через администрацию Школы с ходатайствами в соответствующие органы по вопросам, связанным с оказанием помощи учащимся.