Положение о Службе Медиации (СМ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
________________________
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность Службы Медиации (СМ) в ________________ организации/учреждении. СМ осуществляет деятельность на основе добровольческих усилий учащихся/воспитанников и сотрудников.
1.2. Служба медиации несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность перед органами государственной власти, органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций возрастным психофизиологическим особенностям, способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.
1.2. СМ функционирует на основании действующего законодательства, Устава учреждения, Регламента проведения медиативной беседы/процедуры медиации, настоящего Положения.
2. Цели и задачи службы медиации
2.1. Целью деятельности СМ является содействие профилактике конфликтов и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов медиации.
2.2. Задачами деятельности СМ являются:
- проведение процедур медиации, медиативных бесед, примирительных программ для участников конфликтов;
- обучение учащихся/воспитанников методам конструктивного общения;
- обучение учащихся/воспитанников методам урегулирования конфликтов с использованием медиационных технологий.
3. Принципы деятельности Службы медиации:
Деятельность Службы медиации основана на следующих принципах:
3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся/воспитанников в работе службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в медиативной беседе/процедуре медиации.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство Службы медиации не разглашать полученные в ходе медиативной беседы/процедуры медиации сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.3. Принцип беспристрастности, запрещающий членам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Беспристрастность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
3.4. Принцип равноправия сторон, когда участники процедуры имеют равные права и несут равные обязанности.
3.5. Принцип компетентности, когда запрещается допуск к проведению программ лиц, не прошедших обучение медиационным технологиям.
4. Порядок формирования службы медиации
4.1. В состав СМ должны входить как сотрудники учреждения, так и учащиеся/воспитанники, и родители/лица их замещающие.
4.2. В состав СМ могут входить учащиеся/воспитанники 10 -17 лет, прошедшие обучение методам урегулирования конфликтов с использованием медиационных технологий. В организации/учреждении создаются две «группы равных»: 1. Ученики 5-8 классов; 2. Ученики 9-11 классов.
4.3. В состав СМ входят не менее двух сотрудника организации/учреждения, прошедшие обучение методам урегулирования конфликтов с использованием медиационных технологий.
4.4. Руководителем СМ может являться социальный педагог, психолог или иной сотрудник организации/учреждения, на которого возлагаются обязанности по руководству СМ приказом директора учреждения.
4.5. Вопросы членства в СМ, требований к учащимся/воспитанникам, входящим в состав СМ, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом, принимаемым СМ самостоятельно.
5. Порядок работы СМ
5.1. СМ может получать информацию о случаях конфликтного характера от сотрудников, учащихся/воспитанников, администрации учреждения, родителей детей, членов СМ.
5.2. СМ принимает решение о возможности или невозможности проведения медиативной беседы/процедуры медиации в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица учреждения.
5.3. Проведение медиативной беседы/процедуры медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как административное правонарушение или уголовное преступление, проведение медиативной беседы/процедуры медиации невозможно.
5.4. Медиативная беседа/процедура медиации не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В проведении медиативной беседы/процедуры медиации не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.5. При конфликтных ситуациях между взрослыми и детьми, необходимо обязательное уведомление родителей (или лиц их замещающих) учащегося/воспитанника – участника конфликта и их согласие на проведение программы.
5.6. При конфликтных ситуациях между детьми, необходимо согласие представителя организации/учреждения, не являющегося сотрудником СМ, если дети – участники конфликта не достигли возраста 10 лет.
5.7. СМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения процедуры медиации/медиативной беседы в каждом отдельном случае.
5.8. Если в ходе проведения процедуры медиации/медиативной беседы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в медиативном соглашении.
5.9. При необходимости СМ передает копию медиативного соглашения администрации учреждения. СМ осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в медиативном соглашении (но не несет ответственности за их выполнение).
5.10. При возникновении проблем в выполнении обязательств, СМ помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
6. Организация деятельности службы медиации
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией организацией/учреждения предоставляется помещение для организации деятельности СМ и проведения медиативных бесед/процедур медиации, а также возможность использовать иные ресурсы учреждения: оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и др.
6.2. Должностные лица организации/учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди сотрудников и воспитанников.
6.3. СМ имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов учреждения.
6.4. Администрация учреждения содействует взаимодействию СМ с социальными службами и другими организациями, а также создает условия для повышения их квалификации и обучения.
6.5. В случае проведения медиативной беседы/процедуры медиации по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация организации/учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела медиативного соглашения, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором учреждения по предложению СМ.