| Согласовано: Управляющий совет, протокол № 6 от 20.05.2014 г. председатель Управляющего совета ________ Э.А.Стрелков | Утверждаю: Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО» ________ Л.В.Разина приказ № ____ от _________ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о едином орфографическом режиме в начальной школе
Вводная часть
Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей». Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаются рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, необходимо привнести в общую схему оформления работ. При составлении данных рекомендаций учитывали:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.
По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его (Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).
Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:
а) отсутствие на местах всяких требований;
б) отсутствие системы требований;
в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;
г) практическая реализация «Единых требований...», официально утративших силу;
д) наличие разумных требований вне системы.
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
II. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
№ п/п | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения | Комментарий |
| | текущих | контрольных | | |
| Русский язык | Прописи | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 - 2 тетрадей |
| | 2 | 1 | 1 – 4 | Допускается использование рабочих, входящих в УМК |
| Литературное чтение | Нет | Нет | 1 – 4 | Допускается использование рабочих, входящих в УМК |
| Математика | Прописи либо рабочие тетради | | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1-2 тетрадей |
|
| 2 | Тетрадь для проверочных и контрольных работ | 1 – 4 | Допускается использование рабочих, входящих в УМК |
| Окружающий мир | Нет | Тетрадь для проверочных работ в тестовой форме | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
| Иностранный язык | В соответствии с программными требованиями | Нет | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
| ИЗО | Альбом | Нет | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
| Технология | Нет | Нет | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
| Музыка | В соответствии с программными требованиями | 1-4 | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК |
| Физ. культура | Нет | Нет | 1 - 4 | |
Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся. ( первую тетрадь во втором классе подписывает учитель) Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу
Образец:
Тетрадь №1 (№2)
для работ
по математике (русскому языку)
ученика 1 класса а
средней школы №17
Иванова
Александра
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
Оформление письменных работ по математике и русскому языку
Тетради для текущих работ. Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК.
Математика и русский язык:
Тетради для текущих работ (2 тетради по математике и 2 тетради по русскому языку)
Тетради для контрольных работ (1). Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для работ по развитию речи (3-4кл), контрольные изложения и сочинения пишутся в тетради для контрольных работ.
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
Пользоваться ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку.
В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на родительских собраниях.
При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций.
Система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
Оформление письменных работ по русскому языку
После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (2 пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем. По окончании этого периода дата записывается учениками.
С 4-ого класса в записи числа писать имена числительные прописью.
Например:
Первое декабря
Пятнадцатое апреля
Четвертое мая
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру.
Например:
Классная работа
Домашняя работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Работа нал ошибками (в тетрадях для контрольных работ)
В 1 -4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру Вариант 1 (2)
Каждый вид работы начинать писать с красной строки
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (1 – 3 класс краткая форма, 4 класс полная форма записи).
Например:
Упражнение 14
Упр. 14
Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом даст возможность учащимся самим входе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса.
Учащимся 1-4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например:
ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий-зв.,гласный-гл., согласный-согл., твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род- м.р.
женский род- ж.р.
средний род- ср.р.
Прошедшее время- прош.вр.
Настоящее время- наст.вр.
Будущее время - буд.вр.
Единственное число- ед.ч.
Множественное число- мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
Оформление письменных работ по математике
Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)
Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату нужно записывать посередине (Например: 12 марта).
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
Вес номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Нужно писать номер задания по середине строки, так как это:
- позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).
Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).
Формы записи решения задач:
а) по действиям, выражением, уравнением
Ответ пишется полный: Ответ: 10 мячей купили.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.
Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы, диаграммы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
Например:
3 1 4 2
3450-145*2+1265:5=3413
1)145*2=290
2
) 1265 5 3) _3450 4) + 3160
6 253 290 253
15 3160 3413
Образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.
Х+ 56*2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
Ответ: 526
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
( Проверка делается тогда, когда этого требует задание:
Х+ 56*2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
526+56*2=638
638=638
Ответ: 526
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А В
Д С
Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см или а = 12 см
Ширина – 6 см в = 6 см
Периметр -? см Р = ? см
Площадь - ? см2 S = ? см2
(12+6)*2=36 (см) Ответ: Р = 36 см, S = 72 см2
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся. Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
Оформление записи домашнего задания в сетевом журнале
В сетевом журнале записывать домашнее задание каждый день. Указывать источник, страницу, № задания по математике, окружающему миру, упражнение по русскому языку, по литературному чтению указывать также страницу, вид работы.
Единые сокращения слов:
Учебник – уч., страница – с., хрестоматия – хр., упражнение – упр., правило – пр.
С положением ознакомлена:
Залалиева Н.Г.
Шутова И.В.
Ченцова С.А.
Кислякова Н.А.
Хадарцева Е.А.
Голощапова М.В.
Сокова С.И.
Ларькина Е.В.
Кочнева О.В.
Бабинчук Н.В.
Нечаева Т.В.
Часовских Т.П.
Гутарко И.В.
Титкина Л.В.
Басалаева О.А.
Шахова Т.В.
Попова В.Г.