Положение о проектной деятельности МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Общие положения
Положение о проектной деятельности МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3 (далее по тексту - ПОЛОЖЕНИЕ) разработано в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., с требованиями ФГОС НОО (п.9), ФГОС ООО (п. 18.1.2; п.18.1.3).
Положение определяет цели, задачи, формы и методы работы, а также устанавливает правила и порядок организации деятельности обучающихся по разработке, реализации и презентации результатов учебных проектов в МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3 (далее по тексту – ШКОЛА)
1.3. Проектная деятельность обучающихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
1.5. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
1.6.. Задачами проектной деятельности является развитие у обучающихся:
познавательных интересов;
умения проводить рефлексию;
умения выделять главное;
умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
умения самообразования;
умения публично выступать;
критического мышления.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Проектная деятельность – это образовательная деятельность обучающихся ШКОЛЫ, направленная на достижение поставленной цели через детальную проработку проблемы и системное построение её решений.
Проектная деятельность обучающихся строится на основе их личных интересов, направлена на достижение участниками проекта общего результата.
2.3.Обязательными условиями осуществления проектной деятельности является наличие представлений о конечном результате (продукте) проекта, системная организация действий, направленных на достижение цели проекта и публичное представление результатов проекта.
2.4. Проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса при реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС).
2.5. Проектная деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации общения учителей и учащихся, развитию компетентности, повышению качества образования, индивидуализации образовательной деятельности.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Цели проектной деятельности
3.1.1. Повышение качества образования обучающихся и выпускников ШКОЛЫ за счет использования социо-культурного потенциала среды.
3.1.2. Развитие сферы информального образования и построение обучающимися собственных образовательных траекторий.
3.1.3. Повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, обеспечение индивидуализации обучения.
3.1.4. Формирование портфолио обучающихся.
3.1.5. Повышение квалификации педагогических кадров в области организации проектной деятельности обучающихся.
3.2. Задачи
3.2.1. Выполнение требований ФГОС по использованию в основной образовательной программе исследовательских, проектных, самостоятельных и групповых работ учащихся;
3.2.2. Обучение учащихся мыслительным техникам практической направленности: постановке проблемы, целеполаганию, планированию, анализу и рефлексии ситуации, определению результатов проекта.
3.2.3. Формирование современных компетенций: самостоятельный сбор и обработка информации, построение коммуникации для решения конкретной задачи, представление результатов проделанной работы, решение поставленных в проекте задач, исполнение полученных заданий, контроль над исполнением работ, организация групповой работы, продуктивная работа в команде, самостоятельность в принятии решений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса ШКОЛЫ и осуществляется в течение учебного года, в урочное и внеурочное время.
4.2. Организация проектной деятельности должна обеспечивать появление проектных идей и участников проектных работ, работающих индивидуально и в группах, а также успешное завершение проектов до окончания учебного года.
4.3. Организация проектной деятельности включает в себя оформление групповых и индивидуальных результатов проектных работ, а также их презентацию в ШКОЛЕ и за ее пределами.
4.4. Для осуществления проектной деятельности формируются проектные группы и определяется руководитель проекта. Руководителем проекта может являться педагог, сотрудник администрации, учащийся. В состав проектной группы могут входить учащиеся ШКОЛЫ, члены педагогического коллектива, родители, привлеченные специалисты.
4.6. Проекты могут выполняться индивидуально, без создания проектной группы. Для помощи автору проекта в его реализации назначается тьютор.
4.7. Организация проектной деятельности включает в себя проведение обеспечивающих работ:: подготовку участников проектных работ; проведение мероприятий по запуску проектов, оформлению и представлению результатов проектов в масштабе ШКОЛЫ и её ступеней; консультирование участников проектных работ, включая сопровождение проектов, обсуждение проектных идей и помощь при подготовке к защите результатов проектных работ.
4.8. По желанию участников проектной деятельности ее результаты могут
защищаться следующим образом:
4.9. В процедуру защиты проекта входят:
выступление рецензента (до 5 минут),
выступление автора или авторов реферата (до 10 минут),
ответы на вопросы присутствующих.
5. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ И СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА
5.1. Школьный проект имеет следующую структуру по типам работ и его описанию:
проработка проблемы, породившей идею проекта; анализ ситуации, требующей разрешения в ходе реализации проекта; формулировка замысла и цели проекта; определение возможных путей разрешения проблемы; формулирование результатов проекта; постановка задач для получения результата; деление проекта на этапы и планирование работ; определение средств решения поставленных задач; реализация проекта по плану; оформление и презентация результатов проекта (Приложение 1).
5.2. Описание проекта по приведенной в п. 5.1. Положения структуре является заявкой на реализацию проекта.
6. ТИПЫ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
6.1. Исследовательские проекты. Деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Продуктом такого проекта является новое знание, представленное в виде эссе.
6.2. Информационные проекты. Сбор, анализ и обобщение фактов о каком-либо объекте (явление или процесс) и публичное представление информации об этом объекте.
6.3. Прикладной (практико-ориентированный). Создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия.
6.4. Игровой (ролевой). Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием ситуаций, в которых происходит реализация этих ролей.
6.5. Творческие проекты. Создание произведения или организация события, имеющего значимое материальное или духовное значение.
6.5. Социальные проекты. Результаты проектов проявляют себя как позитивные изменения в обществе.
6.6. Инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
6.7. Продуктами проектной деятельности могут быть:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Оценка результатов проектной деятельности состоит из двух составляющих: оценка результатов проекта и оценка индивидуальных результатов обучающихся. Основанием оценки являются критерии оценивания.
7.2. Критерии оценивания проектов:
Критерий | Количество баллов |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
1. Постановка цели, планирование путей её достижения | Цель не сформулирована. | Цель определена, но план её достижения отсутствует. | Цель определена, дан краткий план её достижения. | Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения. |
2. Постановка и обоснование проблемы проекта | Проблема проекта не сформулирована. | Формулировка проблемы носит поверхностный характер. | Проблема проекта чётко сформулирована и обоснована. | Проблема проекта чётко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер. |
3.Глубина раскрытия темы проекта | Тема проекта не раскрыта. | Тема проекта раскрыта фрагментарно. | Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. | Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы. |
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | Большая часть представленной информации не относится к теме работы | Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников |
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта | Заявленные в проекте цели не достигнуты | Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты |
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы | Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы | Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы | Представлен развёрнутый объём работы по достижению целей, заявленных в проекте | Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы |
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе | Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд в тему проекта, применены элементы творчества | Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта |
8. Соответствие требованиям оформления письменной части | Письменная часть проекта отсутствует | В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении | Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами |
9. Качество проведения презентации | Презентация не проведена | Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент |
10. Качество проектного продукта | Проектный продукт отсутствует | Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | Продукт не полностью соответствует требованиям качества | Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) |
Максимально – 30 баллов
Приложение 1.
Оформление полученных результатов работы
Структура работы:
- титульный лист,
- оглавление,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- список литературы,
- приложения.
Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.
План оформления проектной работы:
Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
Заключение (выводы и результаты).
Список литературы.
1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?
2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
Паспорт проекта
1. Тип проекта | |
2. Образовательная организация | |
3. Состав проектной группы (фамилия, имя, класс) | |
4. Руководитель проекта | |
5. Цель проекта | |
6. Задачи проекта | |
7. Актуальность проекта | |
8. Методы | |
9. Этапы работы над проектом | |
10. Продукты проекта | |
Общепринятые стандарты оформления проектных работ
Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).
Межстрочный интервал: полуторный.
Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.
Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).
Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.
Выравнивание текста по ширине.