Согласовано: Утверждаю:
Председатель ПК И.О.директора
ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2» ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»
Л.А.Беляева С.Е.Рыбальченко
_________________ 31.08.16г. Пр №1
ПОЛОЖЕНИЕ
об ученическом самоуправлении
Общие положения.
1.1.Ученический совет гимназии является исполнительным органом ученического самоуправления в гимназии, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
1.2. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом ЛНР "Об образовании", Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом гимназии, а также настоящим Положением и локально - правовыми актами гимназии.
1.3. Детскому самоуправлению присваивается название «Казацкая республика».
1.4. Детское объединение «Казацкая республика» - общественное, самодеятельное, самоуправляемое, некоммерческое, добровольное объединение учащихся ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2».
1.5.Высшим органом ученического коллектива гимназии является общее собрание или ученическая конференция, во главе которого находится лидер.
1.6. Ученический совет возглавляет председатель(атаман), избираемый учащимися 8-11 классов тайным всеобщим голосованием.
1.7. Ученический совет состоит из отделов, возглавляемых председателями подразделений.
1.8. Ученики начального звена гимназии (1-4 классы) знакомятся с деятельностью Ученического Совета гимназии через свое участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.
1.9. Ученики среднего звена гимназии (5-8 классы) принимают участие в организации и проведении различных мероприятий и могут быть избранными в Совет гимназии.
1.10. Данное Положение вступает в силу с момента рассмотрения на ученическом Совете гимназии, принятия на педагогическом совете и утверждения директором ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2».
1.11.Изменения в Положение о детском самоуправлении могут вноситься по мере необходимости по согласию большинства членов Совета учащихся.
2. Цель и задачи школьного самоуправления.
2.1. Цель ученического самоуправления – формирование высоконравственной творческой, активной личности, патриота родного края, на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
2.1.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
Задачами школьного самоуправления являются:
становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни гимназии;
создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности.;
развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников;
создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о младших, взаимоуважения детей и взрослых.
Ученический совет гимназии принимает активное участие в организации трудового воспитания и профориентации, внеурочной воспитательной работы, развитии самообслуживания, выработке у учащихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка гимназии, единых педагогических требований. Совет организует взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам, является также инициатором КТД, создает советы по их проведению.
Ученический совет гимназии участвует в создании трудовых объединений школьников, всемерно способствует организации их эффективной деятельности.
Ученический совет гимназии организует самообслуживание в гимназии: уборку классов, кабинетов и других помещений, благоустройство школьной территории, способствует сохранности оборудования классных комнат и учебных кабинетов.
2.6. Принципы работы органа детского самоуправления:
Выборность всех органов самоуправления.
Сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности.
Демократизм, широкая гласность и открытость деятельности.
Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам жизни гимназии.
Согласие, т.е. после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.
Орган детского самоуправления «Казацкая республика» рассматривает любые вопросы, касающиеся жизни и здоровья учащихся гимназии, заслушивает информацию по вопросам работы секторов гимназии, рассматривает конфликты между учащимися.
3.Порядок формирования и состав
3.1. Ученический совет гимназии выбирается на классных собраниях 5-11 классов путем прямых выборов.
3.2. Не позднее, чем за неделю до общего собрания, которое проводится ежегодно в сентябре, выдвигаются кандидаты в актив от каждого 5-11 класса. На общем собрании ученического актива из предложенных кандидатур выбираются председатели секторов путем тайного или открытого голосования.
3.3.Требования к кандидатам в Совет «Казацкая республика»:
собственное желание работать в активе;
опыт общественной работы в гимназии;
кандидат должен пользоваться авторитетом в классе, который выдвигает его на общем собрании в Совет «Казацкая республика».
До первого собрания путем прямого голосования избирается председатель Совета «Казацкая республика»(атаман) На первом заседании актива ученического самоуправления выбираются его заместитель,распределяются поручения и формируются комиссии (сектора).
3.4. Структура детского актива и обязанности:
«Ясеновская Казацкая республика» состоит из трех куреней (возрастов):
1 курень - ясенята (возраст 7 - 11 лет)
2 курень - казачата (возраст12 - 14 лет)
3 курень - казаки (возраст 15 - 18 лет)
Возглавляет организацию Казацкий Совет во главе с кошевым атаманом; Курени возглавляют куренные атаманы. Каждый курень состоит из нескольких родничков (ясенята) или отрядов (казаки и казачата). Каждый родничок и отряд имеет свое название, девиз, эмблему и марш (отряды носят имена выдающихся казаков). В свою очередь каждый курень также имеет свой девиз и марш. Общий девиз Республики - «В единстве наша сила».
Первый уровень: классное самоуправление (1-4 классы)
Каждый класс в начале учебного года выбирает путем голосования командира класса, формируется актив класса. Придумывается название, девиз и символика класса.
Структура актива1-4 класса:
Командир класса, который следит за работой актива класса и помогает им во всем, 1 раз в месяц, совместно с классным руководителем и активом класса, проводит классное собрание, где обсуждаются следующие вопросы:
вопросы текущей недели;
обсуждение нарушителей дисциплины;
составление планов работы;
подведение итогов работы (отчет каждого сектора);
вопросы о поощрении и т.п.
Заместитель командира класса — помощник командира класса, а также который может входить в актив школы.
Трудовой сектор — несет ответственность за выполнение в классе трудовых дел: уборка, утепление окон, ремонт школьного имущества и т.д.
Редколлегия – художественно-оформительская работа по каждому месячнику.
Спортивный сектор – несет ответственность за проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, участие на школьных мероприятиях.
Культмассовый сектор – оказывает помощь в проведении общешкольных культурно-массовых мероприятий, проводит классные культурно-досуговые мероприятия.
Учебный сектор – проводит рейды по проверке книг и тетрадей учащихся, подводит итоги успеваемости и посещаемости, следит за «качеством» посещения учащимися библиотек.
Санитарный актив – проводит профилактические беседы в классе, следит за опрятностью учащихся, за соблюдением санитарно-гигиенических правил, ведет санитарно-гигиенические уголки.
Цветоводы – отвечают за организацией в классе уютной обстановки.
Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение, и командир класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. Каждый ученик отвечает за своё рабочее место: за его чистоту и аккуратность. Командиры и активы классов тесно сотрудничают между собой. Также осуществляется и шефская помощь: старшеклассники помогают младшим в организации их жизнедеятельности.
Школьное самоуправление второго уровня представлено
Школой лидеров
Второй уровень: школьное самоуправление – Совет учащихся Школы лидеров (5-11классы)
Задачи Совета учащихся:
- помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности;
- формирование актива класса, анализ результативности работы актива;
- помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью;
- помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно–воспитательного процесса;
- помощь в организации шефской работы;
- помощь в создании нормативно-правовых документов;
Состав Советов формируется из школьного актива по собственному желанию ребят. Члены советов участвуют в организации общешкольных мероприятий, следят за работой различных секторов классных коллективов, оказывают помощь младшим школьникам.
Состав и обязанности Казацкого Совета:
Кошевой атаман - контролирует работу организации, проводит заседания актива Участвует в заседаниях Совета учреждения.Совместно с куратором планирует заседания актива. Организует работу комиссий.Ведет общее собрание детского коллектива. Принимает участие в работе городской детской организации, участвует в работе клуба «Лидер» при городском доме творчества.
Заместитель атамана, писарь:
Поддерживает связь с комиссиями;
Совместно с председателем организует заседания актива;
Ведет протоколы заседаний и общих собраний детского коллектива. летопись «Казацкой республики».
Подъесаул - отвечает за посещение гимназии;
Толмач - отвечает за успеваемость по гимназии;
Есаул - отвечает за санитарное состояние гимназии;
Судья - отвечает за поведение;
Сотник - отвечает за общественно - полезный труд;
Подхорунжий - отвечает за культурно - массовую работу гимназии;
Хорунжий - отвечает за спортивную работу;
Помощник писаря - работа пресс - центра и радиоцентра;
Казначей - отвечает за сбор средств во время акций;
Сектор одежды - контроль школьной формы;
Совет советчиц - работа с ясенятами.
При совете работают поисковые отряды, получающие ежегодно задание по сбору информации на ту или иную тему.
За каждым из секторов закреплен советчик (педагог - куратор), который вместе с ответственным за сектор составляет план работы и отвечает за его выполнение, оказывает помощь в проведении работы.
Каждый отряд и родничок имеет свой актив, который каждый четверг сдает отчет о работе за неделю, а в пятницу проходит заседание Казацкого Совета, где подводятся итоги работы отрядов и родничков по всем направлениям. Общие результаты выставляются на стенд «Экран жизни гимназии». В конце года награждаются лучшие отряды и роднички переходными флажками и выносится дисциплинарное взыскание (замечание,выговор,строгий выговор) отстающим в соревновании среди 5-11 классов и проиизводится сообщение результатов среди 1-4 классов.
Члены Казацкого Совета проводят обучение с активом своего сектора, и ведут дневники по своей работе.
Организация сотрудничает с городской организацией, организациями других школ поселка, Домом культуры, советом ветеранов поселка, комнатой школьника «Миллениум», советом гимназии и другими общественными объединениями.
3.5. В состав Совета «Казацкая республика» входят:
выбранные на классных собраниях 5-11классов представители от классов;
педагог-организатор с правом совещательного голоса;
директор гимназии;
заместитель директора по воспитательной работе;
кураторы-учителя,закрепленные за каждым сектором годовым планом работы гимназии.
На заседания актива для рассмотрения определенных вопросов могут быть приглашены другие учителя.
Совет «Казацкая республика» имеет четкую структуру, кураторов и ответственных лиц по подразделениям.
4.Функции Ученического совета
Ученический совет:
4.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни гимназии: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления гимназии, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
4.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации.
4.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
4.4. Функциональные обязанности комиссий (секторов):
Сектор образования
Куратор: заместитель директора по УР Шипилова Н.В.
Ответственный за успеваемость: избирается на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
контроль ведения ученических дневников;
контроль успеваемости (собирает и обобщает данные по учебе, заносит результаты в экран успеваемости);
выявление отстающих в учебе учащихся;
контроль над организацией самоподготовки, выполнением домашних заданий;
проверка школьных принадлежностей;
подведение рейтинга по гимназии.
Сектор посещеняи занятий
Куратор: заместитель директора по УР Шипилова Н.В.
Ответственный за посещение занятий: избирается на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
Сектор культуры
Куратор: педагог-организатор Кушнир Ю.С.
Ответственный за сектор культуры: избирается на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
проведение праздников, помощь в общешкольных мероприятиях;
организация конкурсов, дискотечных программ;
организация музыкального сопровождения, танцевальных заданий на мероприятиях;
сохранность музыкальных инструментов и музыкально-усиливающей аппаратуры.
Сектор школьной формы
Куратор: и.о. директора Рыбальченко С.Е.
Ответственный за сектор школьной формы: избирается на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
осуществялет контроль за школьной формой и второй обувью (проверяет 1 раз в неделю на любом уроке с разрешения учителя вместе с куратором или педагогом-оргнизатором (без предупреждения учащихся) школьную форму, заносит результаты в экран «Школьная форма»);
подведение рейтинга по гимназии.
Сектор пресс-центра и сохранности учебников
Куратор: Хаимова И.А.- учитель украинского языка и литературы
Ответственный за сектор пресс-центра и сохранности учебников: избирается на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
отбор материала к выпуску газеты детского самоуправления «Казацкая республика»;
проводит рейды по сохранности учебников;
подведение рейтинга по гимназии;
написание статей о событиях в гимназии;
оформление помещений для проведения праздников.
Фотокорреспонденты:
Обязанности:
Сектор поведения
Куратор: заместитель директора по воспитательной работе Рыбальченко А.В.
Ответственный за сектор поведения: избирается на первом заседании актива (см Приложение 1 )
Обязанности:
контроль ведения ученических дневников «Поведение»;
контроль поведения, выявдение нарушителей (собирает и обобщает данные по нарушителям дисциплины в классах, заносит результаты в экран поведения);
выявление недисциплинированных на уроках учащихся;
выявление причин совершенного проступка и участников;
участие в заседании совета профилактике по предупредждению детских правонарушений;
подведение рейтинга по гимназии.
Сектор «Общественно-полезный труд»(ОПТ)
Куратор: заместитель директора по воспиательной работе Рыбальченко А.В.
Ответственный за сектор ОПТ избираются на первом заседании актива (см Приложение 1
Обязанности:
контроль дежурств;
уборка внутри классов и на их территории;
ведение учета и контроля количества и качества выполняемой детьми работы;
организация субботников;
ведение экрана достижений, трудовых паспортов.
подведение рейтинга по гимназии.
Сектор «Шефская работа»
Куратор: педагог-организатор Кушнир Ю.С.
Ответственный за сектор «Шефская работа» избираются на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
организациия досуга и переррывов с младшими школьниками(ясенятами)
помощь в организации и проведении утренних гимнастик, спортивных мероприятий, Дней здоровья и классных часов у ясенят с целью формирования навыков ЗОЖ,чувства коллективизма и поддержки старших членов актива;
предупреждение травматизма,нарушений дисциплины у младших школьников.
Сектор «Санитарное состояние»
Куратор: школьная медсестра Любимова В.А.
Ответственные за сектор «Санитарное состояние» избираются на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
осуществляет контроль за санитарным состоянием классов (проверяет 1 раз в неделю с разрешения учителя-предметника вместе с куратором или педагогом-организатором (без предупреждения учащихся) и заносит результаты в экран «Санитарное состояние»;
организует трудовые акции по дополнительной уборке классов, имеющих замечания по санитарному состоянию.
подведение рейтинга по гимназии.
Сектор «Спортивная работа»
Куратор: Постолова Т.И.- учитель физической культуры.
Ответственные за сектор «Спортивная работа» избираются на первом заседании актива (см Приложение 1)
Обязанности:
осуществляет контроль за спортивно-массовой работой в гимназии;
организует контроль и оценивание спортивных соревнований во время общешкольных мероприятий ;
организует Дни здоровья, спортивные мероприятия, Динамические перерывы, с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.
подведение рейтинга по гимназии.
4.Организация деятельности
4.1. Орган детского самоуправления собирается 1 раз в неделю на заседании кружка «Школа лидеров», а также по необходимости для разрешения каких-либо ситуаций, касающихся жизни учащихся гимназии.
4.2. Заседания и решения Совета «Казацкой республики» оформляются записями в Летописи гимназии, 1 раз в четверть протоколом. Своевременно доводятся до сведения всех заинтересованных лиц. Протоколы заседаний Совета хранятся вместе с документацией гимназии.
4.3. Совет «Казацкая республика» отчитывается о своей работе на общем собрании детского коллектива не реже одного раза в год.
5. Права и обязанности учащихся в организации самоуправления
5.1. Учащийся имеет право:
избирать и быть избранным в органы самоуправления;
обсуждать любые вопросы общественной жизни детского дома, вносить предложения и коррективы в работу детского самоуправления;
открыто высказывать свое мнение и отстаивать его;
представлять по поручению интересы детского коллектива в вышестоящих органах;
выступать с критикой и самокритикой;
лично участвовать в заседаниях Совета детского объединения;
самостоятельно выбирать формы и виды деятельности при работе в Совете;
в случае необходимости обращаться за помощью к старшим товарищам;
участвовать в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся гимназии;
обращаться при возникновении конфликтных ситуаций за помощью в органы детского самоуправления;
5.2.Учащийся обязан:
добросовестно выполнять свои обязанности, выполнять решения и указания председателя(атамана) детского объединения;
строго следовать нравственным принципам и выполнять правила, установленные объединением;
проявлять корректность и выдержку в обращении с товарищами, работниками гимназии;
показывать пример в труде и учебе;
бороться с ложью и зазнайством;
принимать активное участие в общественной жизни гимназии;
быть чутким и внимательным к окружающим;
закаливать себя физически, регулярно заниматься спортом;
бороться с вредными привычками.
5.3. Учащиеся, входящие в органы ученического самоуправления обязаны:
показывать пример в учебе, труде, беречь школьную собственность, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения;
заботиться об авторитете своей гимназии
6. Взаимосвязь с другими органами ученического самоуправления.
6.1.Связь совета с классными коллективами осуществляется через командиров, избираемых классными собраниями.
6.2.Классное собрание - коллективный орган ученического самоуправления в классе - проводится не реже одного раза в месяц.
6.3.Классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию о решениях Совета гимназии, намечает конкретные меры по выполнению этих решений.
7. Содержание деятельности органов самоуправления.
7.1.Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в гимназии.
Такими видами деятельности являются:
познавательная деятельность – предметные недели, встречи, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);
спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;
художественно-эстетическая деятельность – концерты, праздники, конкурсы, встречи;
шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
информационная деятельность - письменная информация о жизни классов, центров гимназии
Учащиеся принимают активное участие в подготовке и организации видов деятельности.
8. Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в гимназии являются:
8.1. Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
8.2. Умение учащихся организовать деятельность коллективов.
8.3.Осознание ответственности за достижение совместных целей.
8.4. Умение анализировать и определять программу на перспективу.
9.Условия исключения из состава Совета.
Участник Ученического совета может быть исключен из состава Совета большинством голосов при:
- не соблюдении основных прав и обязанностей, прописанных в данном положении;
- нарушении школьных правил и дисциплины;
- непосещении заседаний Совета более 3 раз без уважительной причины;
- бездействие и безынициативность членов Совета.
10.Заключительные положения.
9.1 Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;
9.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом гимназии по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).
12