СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Получение и свойства кислот

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Получение и свойства кислот»

Получение и свойства кислот Лабараторная работа 13,14,15,16

Получение и свойства кислот

Лабараторная работа 13,14,15,16

Цель: Дать учащимся теоретические представления о получении кислот, их физических и химических свойствах. 1. Образовательные задачи: формировать знания и навыки защиты окружающей среды от загрязнения. 2. Развивающая: создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности; развивать навыки записывать электронные и графические формулы; 3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности; воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
  • Цель: Дать учащимся теоретические представления о получении кислот, их физических и химических свойствах.
  • 1. Образовательные задачи: формировать знания и навыки защиты окружающей среды от загрязнения.
  • 2. Развивающая: создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности; развивать навыки записывать электронные и графические формулы;
  • 3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности; воспитывать у учащихся уважение к мнению других членов коллектива; обратить особое внимание учащихся на проблемы, связанные с охраной окружающей среды.
• Какие вещества называются кислотами? • По каким признакам классифицируются кислоты? • В следующих кислотах определите валентность элемента, образующего кислоты: H 2 S, H 2 SO 3 , H 2 CrO 4 , HМnO 4 , H 2 SO 4 . • Как образуются названия кислот?
  • • Какие вещества называются кислотами?
  • • По каким признакам классифицируются кислоты?
  • • В следующих кислотах определите валентность элемента, образующего кислоты: H 2 S, H 2 SO 3 , H 2 CrO 4 , HМnO 4 , H 2 SO 4 .
  • • Как образуются названия кислот?
Получение Кислоты получают следующими способами: Кислородосодержащие кислоты можно получить взаимодействием кислотных оксидов с водой: P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 ; SO 2 + H 2 O = H 2 SO 4 ;  Бескислородные кислоты можно получить растворением в воде продуктов взаимодействия неметаллов с водородом:  H 2 + Cl 2 = 2HCl (водный раствор которого – соляная кислота); Н 2 + S + H 2 S (водный раствор которого – сероводородная кислота); Кислоты можно получить взаимодействием их солей с другими кислотами: Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 = H 2 SO 3 + Na 2 SO 4 ; FeS + 2HCl = FeCl 2 + H 2 S; Na 2 SiO 3 + 2HCl = H 2 SiO 3 + 2NaCl.

Получение

Кислоты получают следующими способами:

  • Кислородосодержащие кислоты можно получить взаимодействием кислотных оксидов с водой: P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 ; SO 2 + H 2 O = H 2 SO 4 ;
  • Бескислородные кислоты можно получить растворением в воде продуктов взаимодействия неметаллов с водородом:
  • H 2 + Cl 2 = 2HCl (водный раствор которого – соляная кислота);
  • Н 2 + S + H 2 S (водный раствор которого – сероводородная кислота);
  • Кислоты можно получить взаимодействием их солей с другими кислотами:
  • Na 2 SO 3 + H 2 SO 4 = H 2 SO 3 + Na 2 SO 4 ; FeS + 2HCl = FeCl 2 + H 2 S; Na 2 SiO 3 + 2HCl = H 2 SiO 3 + 2NaCl.
Физические свойства Кислоты могут быть твёрдыми (борная, ортофосфорная) и жидкими (серная, азотная). Большинство из них хорошо растворимы в воде. Водные растворы некоторых газов (хлористый водород – HCl, бромистый водород – HBr, сероводород – H 2 S) также являются кислотами. В молекулах кислот водород образует прямую связь с кислотным остатком.

Физические свойства

  • Кислоты могут быть твёрдыми (борная, ортофосфорная) и жидкими (серная, азотная). Большинство из них хорошо растворимы в воде. Водные растворы некоторых газов (хлористый водород – HCl, бромистый водород – HBr, сероводород – H 2 S) также являются кислотами. В молекулах кислот водород образует прямую связь с кислотным остатком.
Химические свойства   Химические свойства кислот доказывают их довольно высокую активность: Кислоты изменяют окраску многих индикаторов. Кислоты, взаимодействуя с основаниями, образуют соль и воду (этс реакция называется реакцией нейтрализации);  H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O; HCl + Mg(OH) 2 = Mg(OH)Cl + H 2 O; H 3 PO 4 + KOH = KH 2 PO 4 + H 2 O Кислоты, взаимодействуя с основными оксидами, образуют также соль и воду (эта реакция также может послужить примером реакции нейтрализации): 2HNO 3 + CaO = Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O. Кислоты взаимодействуют с металлами, образуя соль и выделяя водород или другие продукты в зависимости от условий:  Zn + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2

Химические свойства

  • Химические свойства кислот доказывают их довольно высокую активность: Кислоты изменяют окраску многих индикаторов.
  • Кислоты, взаимодействуя с основаниями, образуют соль и воду (этс реакция называется реакцией нейтрализации);
  • H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O;
  • HCl + Mg(OH) 2 = Mg(OH)Cl + H 2 O;
  • H 3 PO 4 + KOH = KH 2 PO 4 + H 2 O
  • Кислоты, взаимодействуя с основными оксидами, образуют также соль и воду (эта реакция также может послужить примером реакции нейтрализации):
  • 2HNO 3 + CaO = Ca(NO 3 ) 2 + H 2 O.
  • Кислоты взаимодействуют с металлами, образуя соль и выделяя водород или другие продукты в зависимости от условий:
  • Zn + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2
Металлы, состоящие в ряду активности слева от водорода, вытесняют его из кислот, стоящие же справа- не вытесняют или дают другие продукты: Cu + 4HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O. Кислоты, взаимодействуя с солями, образуют новые соль и кислоту (среднюю или кислую соль в зависимости от условий): А) средняя соль и новая кислота:  BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl; Б) кислая соль и новая кислота:  NaCl + H 2 SO 4 = NaHSO 4 + HCl;  В) только кислая соль:  CaCO 3 + H 2 CO 3 = Ca(HCO 3 ) 2 ; При нагревании кислоты разлагаются на кислотный оксид и воду:  H 2 SiO 3 →SiO 2 + H 2 O .
  • Металлы, состоящие в ряду активности слева от водорода, вытесняют его из кислот, стоящие же справа- не вытесняют или дают другие продукты:
  • Cu + 4HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O.
  • Кислоты, взаимодействуя с солями, образуют новые соль и кислоту (среднюю или кислую соль в зависимости от условий): А) средняя соль и новая кислота:
  • BaCl 2 + H 2 SO 4 = BaSO 4 + 2HCl;
  • Б) кислая соль и новая кислота:
  • NaCl + H 2 SO 4 = NaHSO 4 + HCl;
  • В) только кислая соль:
  • CaCO 3 + H 2 CO 3 = Ca(HCO 3 ) 2 ;
  • При нагревании кислоты разлагаются на кислотный оксид и воду:
  • H 2 SiO 3 →SiO 2 + H 2 O .
Лабораторная работа № 14 Тема: Воздействие растворов кислот на индикаторы.  Налейте в две пробирки по 1 мл соляной кислоты. В одну из пробирок добавьте 1-2 капли лакмуса, в другую – метилоранж. Обратите внимание на изменение окраски индикаторов. Повторите этот же опыт с раствором серной кислоты. Запомните, какой цвет приобретают индикаторы (лакмус и метилоранж) в растворах кислот.
  • Лабораторная работа № 14
  • Тема: Воздействие растворов кислот на индикаторы.
  • Налейте в две пробирки по 1 мл соляной кислоты. В одну из пробирок добавьте 1-2 капли лакмуса, в другую – метилоранж. Обратите внимание на изменение окраски индикаторов.
  • Повторите этот же опыт с раствором серной кислоты.
  • Запомните, какой цвет приобретают индикаторы (лакмус и метилоранж) в растворах кислот.
Лабораторная работа № 15 Тема: Взаимодействие кислот с металлами.  1. Возьмите три пробирки. Поместите в первую пробирку цинк, во вторую – железо, а в третью – кусочки меди. Добавьте в пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты. 2. Повторите эти же опыты с раствором серной кислоты. 3. Если реакции не идут, немного нагрейте пробирки в пламени спиртовой лампы. 4. Опишите свои наблюдения за взаимодействием металлов с кислотами, основываясь на проведенных опытах. Напишите уравнения протекающих реакций. Будьте осторожны при работе с кислотами!
  • Лабораторная работа № 15
  • Тема: Взаимодействие кислот с металлами.
  • 1. Возьмите три пробирки. Поместите в первую пробирку цинк, во вторую – железо, а в третью – кусочки меди. Добавьте в пробирки по 1-2 мл раствора соляной кислоты.
  • 2. Повторите эти же опыты с раствором серной кислоты.
  • 3. Если реакции не идут, немного нагрейте пробирки в пламени спиртовой лампы.
  • 4. Опишите свои наблюдения за взаимодействием металлов с кислотами, основываясь на проведенных опытах. Напишите уравнения протекающих реакций.
  • Будьте осторожны при работе с кислотами!
Лабораторная работа № 16 Тема: Взаимодействие кислот с оксидами металлов.  1. Возьмите две пробирки. Поместите в них равное количество оксида железа (III). Налейте в первую пробирку соляную, а во вторую – серную кислоту объемом 1-2 мл. Пронаблюдайте за происходящими в пробирках изменениями. Если они не ощутимы, немного нагрейте пробирки. При полном растворении добавьте еще оксида железа (III) и попытайтесь растворить его. 2. По окончании реакции нанесите несколько капель полученного раствора на стеклянную пластинку и нагрейте. Что остается на пластинке после испарения воды? 3. Повторите этот же опыт с оксидом магния. Напишите уравнения протекающих реакций.
  • Лабораторная работа № 16
  • Тема: Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
  • 1. Возьмите две пробирки. Поместите в них равное количество оксида железа (III). Налейте в первую пробирку соляную, а во вторую – серную кислоту объемом 1-2 мл. Пронаблюдайте за происходящими в пробирках изменениями. Если они не ощутимы, немного нагрейте пробирки. При полном растворении добавьте еще оксида железа (III) и попытайтесь растворить его.
  • 2. По окончании реакции нанесите несколько капель полученного раствора на стеклянную пластинку и нагрейте. Что остается на пластинке после испарения воды?
  • 3. Повторите этот же опыт с оксидом магния.
  • Напишите уравнения протекающих реакций.
Домашнее задание: Прочитать § 44 конспектировать, ответить на вопросы и выполнить задания.
  • Домашнее задание: Прочитать § 44 конспектировать, ответить на вопросы и выполнить задания.