СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Получение соляной кислоты и изучение ее свойств"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка практической работы по теме "Получение соляной кислоты и изучение ее свойств" может быть использована при проведении уроков 9 класса. Включает в себя задания и вариант оформления отчета о работе.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Получение соляной кислоты и изучение ее свойств"»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 9 класс


ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ


Цель работы: Получить соляную кислоту. Изучить ее свойства, научиться отличать соляную кислоту и ее соли от других кислот и солей.

Оборудование: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки, газоотводная трубка, вата.

Реактивы: NaCl (крист.), H2SO4 (конц.), AgNO3 (р-р), Mg, NaCl (р-р), CaCl2 (р-р), CuO (тв.), CuSO4(р-р), NaOH (р-р), СaCO3(тв.), вода, лакмус.

Ход работы:

I. Инструктаж по технике безопасности перед началом работы

II. Выполнение работы

1. Получение соляной кислоты

В пробирку насыпать немного поваренной соли и прилить концентрированную серную кислоту так, чтобы кислота смочила соль. Закрыть пробирку газоотводной трубкой. Укрепить пробирку в лапке штатива (смотри рисунок). Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с водой так чтобы он был на расстоянии 0,5 – 1 см от поверхности воды. Затем смесь соли и кислоты осторожно нагреть.



Внимание!

Следите за тем, чтобы газоотводная трубка не касалась воды!

Иначе воду перебросит в горячую пробирку-реактор и стекло лопнет




Наблюдайте за происходящим в пробирке с водой





2. Исследование свойств соляной кислоты

1). Отношение кислоты к индикатору

В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить лакмус


2). Взаимодействие с металлами

В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить Mg

Уравнение реакции: Mg + HCl =


3). Взаимодействие с оксидами металлов

В пробирку с раствором соляной кислоты добавить горошину оксида меди CuO

Пробирку немного нагреть (не кипятить!).

Уравнение реакции: CuO + HCl =


4). Взаимодействие с основаниями

В пробирку со свежеосаденным гидроксидом меди (II) Cu(OH)2 1 – 2 мл раствора соляной кислоты (до растворения осадка)

Уравнение реакции: Cu(OH)2 + HCl =

5). Взаимодействие с солями

В пробирку с CaCO3 добавить раствор соляной кислоты HCl

Уравнение реакции: CaCO3 + HCl =


3. Распознавание соляной кислоты и ее солей (качественная реакция на хлориды)

В пробирки с р-ром соляной кислоты и хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра AgNO3 (качественная реакция на ион хлора Cl-)

Уравнения реакций: HCl + AgNO3 =

NaCl + AgNO3 =


Выполните отчет по работе

(Результаты исследования занести в таблицу)

Название опыта

Наблюдения

Уравнение реакции

(молекулярное, сокращенное ионное)

Вывод

1. Получение соляной кислоты

Выделение газа и растворение его в воде. От поверхности воды вниз опускаются струйки тяжелой жидкости

t

NaCl + H2SO4 =

В лаборатории соляную кислоту можно получить при взаимодействии _______ и ________.

2. Исследование свойств соляной кислоты

1). Отношение кислоты к индикатору



Лакмус __________




При диссоциации соляной кислоты образуется ион _______(катион) и хлорид ион (________).

2). Взаимодействие с магнием

Растворение металла и выделение газа

Mg + HCl =

Активные металлы вытесняют _______ из раствора соляной кислоты.

3). Взаимодействие с оксидом меди (II)

Растворение оксида меди (II) и образование раствора _____ цвета.

CuO + HCl =

Основный Оксид и кислота при взаимодействии образуют ________ и  воду. 

4). Взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Растворение осадка и образование голубого раствора

Cu(OH)2 + HCl =

При взаимодействии кислоты с основаниями образуется растворимая ________ и вода.

5). Взаимодействие с карбонатом кальция

Выделение газа

CaCO3 + HCl =

При взаимодействии соли и кислоты в одном сосуде – происходит обмен ионами. Реакция между солью и кислотой происходит тогда, когда может образоваться осадок или выделиться газ.

3. Распознавание соляной кислоты и ее солей

Выпадает __________ осадок

HCl + AgNO3 =


NaCl + AgNO3 =


Реактивом на хлорид ион является раствор ____________ .



III. Вывод






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!