СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Получение соляной кислоты и изучение ее свойств"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученики практически узнают свойства соляной кислоты. При этом они учатся обращатся с реактивами и приборами.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Получение соляной кислоты и изучение ее свойств"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большебредихинская средняя общеобразовательная школа»





Урок-исследование по химии в 9 классе
«
Изучение свойств соляной кислоты»

Учитель химии высшей категории

Алиев Ахмед Гарунович











с. Большебредихинское 2018г.





Урок химии

9 класс

Тема: Практическая работа

«Изучение свойств соляной кислоты».

Тип урока - урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).

Цель

  • образовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознания соляной кислоты и ее солей; составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;  

  • развивающая: совершенствовать навыки работы с химической посудой; развивать коммуникативные навыки работы в парах; развивать познавательный интерес к химии;

  • воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы,  формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету. развивать навыки исследовательской деятельности.

Планируемые результаты: уметь применять полученные теоретические знания о свойствах соляной кислоты в практической работе, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с  правилами безопасного обращения с химическими веществами и правилами пользования химической посудой, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, инструкционная карта практической работы (приложение 1), раздаточный материал инструкция по ТБ  «Техника безопасности при работе с кислотами».

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

  4. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

  5. Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя.

Составление отчета. Контроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.

  1. Подведение итогов урока. Проведение рефлексии. 

  2. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 

Ход урока

1.   Организационный этап.

Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.

На каждом столе набор химических реактивов и оборудования: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, оксид меди (II), сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.

Обучающиеся оформляют  практическую работу в тетрадях для практических работ.

        2. Мотивация учебной деятельности.

Зайдя в класс, вы увидели, что сегодня он превратился в большую химическую лабораторию. Представьте, что вам, как  ее научным сотрудникам, поручили провести ответственную исследовательскую работу. Надеюсь, что вы покажите себя серьезными и ответственными работниками. 

Девиз урока: “Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся…” М.В. Ломоносов.

3. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.

Напомните, пожалуйста, какое химическое соединение мы изучали на прошлом уроке? Правильно, соляную кислоту, ее свойства, способы получения. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Практическая работа по теме «Изучение свойств соляной кислоты». Определяем  цели урока,  записываем их в тетрадь. Зная цели, составляем вместе план урока.

4. Актуализация опорных знаний.

Перед тем, как начать практическую работу проведем небольшую химическую разминку. Вспомним, какие физические и химические свойства соляной кислоты.  Проверим домашнее задание.

На производстве перед проведением испытаний, исследований обязательно проводят с сотрудниками инструктаж по охране труда.

Сегодня мы тоже, как научные сотрудники химической исследовательской лаборатории проведем инструктаж по ТБ перед проведением практической работы, используя инструкцию.  Обучающиеся повторяют правила безопасной работы с кислотами и щелочами, нагревательными приборами. В тетрадях учащиеся делают запись «С правилами ТБ при работе с кислотами и щелочами, нагревательными приборами ознакомлен(а)».

  1. Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя. Составление отчета.

Дорогие друзья!  На каждом столе есть инструкционная карта с четкой инструкцией по выполнению практической работы. Напоминаю требования к оформлению  результатов проведенных исследований в тетрадях: следует кратко записать, что делали, что наблюдали, записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионных  видах,  сделать вывод.

В ходе практической работы буду осуществлять контроль за вашей деятельностью, за соблюдением техники безопасности. По завершению практической работы представьте результаты своих научных исследований на проверку.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

  1. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.

  2. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.




Ход работы:

Задание 1. В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты и добавьте 1-2 капли лакмуса. Какие изменения с раствором происходят?  Запишите свои наблюдения. Появление розово-красной окраски раствора.

Задание 2. В две пробирке налейте по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу цинка, а во вторую – медную проволоку. Что наблюдаете? Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами.

Соляная кислота реагирует с цинком, в результате этого взаимодействия выделяется газ – водород. С медью соляная кислота не реагирует, т.к. медь является неактивным металлом.

Zn +2HCl = ZnCl2 + H2

Zn + 2H+ + 2Cl - = Zn2+ + 2Cl - + H2

Zn + 2H+ = Zn2+ + H2

  • Задание 3 В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида калия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

  • К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляной кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции. 

При взаимодействии соляной кислоты с раствором гидроксида калия происходит образование раствора хлорида калия и воды.

КOH + HCl = H2O + КCl

К+OH- + H+ + Cl - = H2O + К+ Cl –

OH- + H+= H2O

Задание 4. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Как объяснить выделение газа при данном взаимодействии? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

При взаимодействии соляной кислоты с раствором карбоната натрия происходит выделение углекислого газа.

Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2↑ + 2NaCl

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl - = H2O + CO2↑ + 2Na+ 2Cl –

2H+ + CO32- = H2O + CO2

Задание 5. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Аналогично в пробирку с раствором хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра. Напишите уравнения в молекулярном и ионном видах. Ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту.

Реактивом на соляную кислоту и ее соли является раствор нитрата серебра, в результате реакции  образуется белый творожистый осадок хлорида серебра.

HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

H+ + Cl - + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + H+ + NO3-

Ag+ + Cl - = AgCl↓

Во время проведения практической работы учитель наблюдает за действиями учащихся, помогает в случае необходимости. Результаты опытов обговариваются. Учащиеся в тетрадях записывают вывод.

После окончания практической работы учащиеся должны привести рабочее место в порядок.

  1. Домашнее задание и  инструктаж по его выполнению.

Повторить §35.  

Подготовить сообщение (на выбор):  1) о применении соляной кислоты;  

2) из истории открытия соляной кислоты.

  1. Подведение итогов урока.  Проведение рефлексии.

Уважаемые сотрудники исследовательской лаборатории! Вы сегодня на славу потрудились. Работали дружно, слаженно. Результаты проведенных вами химических уравнений вы сдали на проверку. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Что открыли, узнали на уроке? Почему было трудно? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Над чем заставил задуматься урок?

Всем спасибо! Хорошего настроения!


Приложение 1

Практическая работа «Изучение свойств соляной кислоты»

Цель: Исследовать химические  свойства соляной кислоты.

Оборудование и реактивы: пробирки, соляная кислота, лакмус, Mg, Сu, Cu(OH)2,  NaOH,    CuSO4 , Nа2CO3, NаCl, AgNO3.

С правилами ТБ ознакомлен (а) (подпись).

Ход работы.

Опыт № 1.          Действие индикатора на соляную кислоту HCl.

В пробирку с соляной кислотой добавьте 1-2 капли лакмуса.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт № 2.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с металлами.

В пробирку с соляной кислотой положите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки.

Что наблюдаете?

Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Сделайте вывод.

Составьте уравнение реакции.

Опыт № 3.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с основаниями.

К раствору гидроксида калия прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт № 4.        Взаимодействие соляной кислоты HCl с солями.

В пробирку с карбонатом натрия прилейте соляную кислоту.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Опыт № 5.                 Распознавание соляной кислоты HCl и ее солей.

(Качественная реакция на хлорид-ионы)

В одну пробирку с соляной кислотой,  в другую пробирку с  раствором хлорида натрия добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра.

Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном виде.

Укажите, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот, б) хлориды от других солей
Почему вместо раствора нитрата серебра(I) можно также использовать раствор нитрата свинца(II)?

Сделайте общий вывод.

Эпиграф к уроку Слайд 15

« Ни учебник, ни учитель недостаточны, чтобы научить химии. Учащийся должен хоть немного работать опытно сам. Он должен сам видеть, сам слышать, сам осязать те явления, о которых ему говорят».

Леонид Исаакович Мандельштам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!