8 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам 1 полугодия 1 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Индивид | Отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода. |
? | Неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). |
2. Выберите неверное утверждение: 1) инстинкты составляют основу поведения животных.
2) инстинкт самосохранения характерен только для человека.
3) инстинктивное поведение является обусловленным наследственностью.
4) инстинкт – это последовательность действий, характерная для организма данного вида в сложившейся ситуации.
3. И человеку, и представителям животного мира присуща способность:
1) оценивать собственное поведение; 2) создавать культурные ценности;
3) адаптироваться к среде обитания; 4) осознавать цели и задачи деятельности.
4. У Антона много друзей. Он трудится монтажником в компании по установке кондиционеров. В свободное от работы время он играет в любительской баскетбольной команде. Всё это характеризует Антона как
1) товарища; 2) индивида; 3) работника; 4) личность.
5. Весной школьник с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и посадили там деревья и кустарники. Данный пример иллюстрирует, в первую очередь, деятельность:
1) игровую; 2) трудовую; 3) учебную; 4) познавательную.
6. Верны ли суждения?
А. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
Б. Деятельность человека носит преимущественно инстинктивный характер.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Верны ли суждения?
А. Личность формируется лишь взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей трудовой жизни человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:
1) игра; 2) учёба; 3) труд; 4) общение
9. Человек влияет на природу: 1) положительно; 2) не влияет на природу;
3) и положительно, и отрицательно; 4) отрицательно
10. Верны ли суждения?
А. Хозяйственная деятельность общества ухудшает природную среду.
Б. Природные условия, наличие ресурсов влияют на социально-экономическое развитие общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Глобальные проблемы возникают только в постиндустриальном обществе.
Б. Глобальные проблемы могут быть решены на региональном уровне.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Под обществом в широком смысле понимают
1) всё население Земли в прошлом, настоящем и будущем; 2) единство живой и неживой природы
3) весь мир в многообразии его форм и проявлений; 4) определённый этап исторического развития
13. К какой сфере общественной жизни непосредственно относится производство и потребление зерновых культур? 1) социальной; 2) духовной; 3) политической; 4) экономической
14. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?
1) политической и духовной; 2) экономической и политической;
3) социальной и политической; 4) экономической и социальной
15.Установите соответствие:
ФАКТЫ | Сферы общественной жизни |
А) Открытие рок-фестиваля. Б) Торги на товарно-сырьевой бирже. В) Принятие закона Госдумой РФ. Г) Проведение митинга в поддержку правительства. Д) Избрание президента США. | 1) духовная 2) политическая 3) экономическая |
16. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? 1) производство; 2) мораль; 3) товар; 4) фашизм; 5) искусство.
17. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
18. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) развитие промышленности; 2) наличие норм общественной жизни;
3) признание прав и свобод граждан; 4) создание культурных ценностей.
19. Общество, основанное на развитии крупного машинного производства, называется:
1) традиционным; 2) аграрным; 3) индустриальным; 4) постиндустриальным.
20. Что отличает науку о других форм духовной жизни?
1) формирование представлений о прекрасном; 2) многообразие художественных стилей;
3) поклонение сверхъестественным силам; 4) критическое осмысление результатов познания.
21. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) археология; 2) геология; 3) физика; 4) ботаника; 5) химия; 6) педагогика
22. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука мешает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука не стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. В процессе получения образования современный человек усваивает основы наук.
Б. В процессе получения образования современный человек не осваивает различные способы деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
24. После окончания 11 класса общеобразовательной школы Влада поступила в колледж, чтобы получить профессию медсестры. На какой ступени образования она находится? 1) основное общее образование; 2) полное (среднее) общее образование; 3) среднее профессиональное образование; 4) высшее профессиональное образование.
25. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к
1) области науки; 2) искусству; 3) образованию; 4) морали
26. Установите соответствие
ПРИЗНАКИ | ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
А) способствует развитию личности, раскрытию её способностей и талантов; Б) имеет ряд ступеней, которые взаимосвязаны между собой; В) стремится к некоему идеалу, который задаёт индивидуальную траекторию развития на будущие годы жизни; Г) относится к неформальным нормам общества; Д) осуществляется по специально созданным программам | 1) мораль 2) образование |
27. Верны ли суждения?
А. К техническим наукам относятся информатика, кораблестроение, робототехника, математика.
Б. К гуманитарным наукам относятся иностранные языки, литература, история, психология.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
28. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
29. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
30. К духовной сфере общества относятся отношения между: 1) режиссером кинофильма и актерами;
2) зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра; 3) зрителем кинотеатра и охранником кинозала;
4) директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт
Часть 2. Работа с текстом
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. (По Н. Смелзеру)
31. Как автор характеризует социализацию?
32. От чего, по мнению Смелзера, зависят методы социализации?
33. Что автор называет социальными нормами?
34. Приведите по 3 свои примера формальных (официальных) и неформальных социальных норм.
35. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте одним-двумя примерами это взаимовлияние.
8 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам 1 полугодия 2 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Общение | Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями |
? | Целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Является основой и непременным условием жизнедеятельности людей в обществе. |
2. Что свойственно и человеку, и животному? 1) инстинкты и рефлексы; 2) сознательная активность;
3) целенаправленная деятельность; 4) словесная речь
3. Человека от животного отличает: 1) инстинкт самосохранения;
2) использование природных объектов; 3) стремление понять окружающий мир;
4) способность приспосабливаться к условиям среды
4. Верны ли суждения?
А. Деятельность человека и активность животного не имеют отличий.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Примером трудовой деятельности является: 1) приготовление обеда; 2) общение с друзьями;
3) осмотр выставки картин; 4) игра на компьютере.
6. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится:
1) гражданином; 2) личностью; 3) работником; 4) индивидом
7. Верны ли суждения?
А. Общество и социальная среда не способны повлиять на личность.
Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
8. Верны ли суждения?
А. Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
Б. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. В отличие от природы, общество: 1) обусловлено деятельностью человека;
2) находится в постоянном развитии;
3) состоит из взаимосвязанных элементов; 4) является частью материального мира
10. Верны ли суждения?
А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.
Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Глобальные проблемы представляют угрозу существованию человечества.
Б. Глобальные проблемы могут быть решены только совместными усилиями человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. В стране Z правительство проводит реформу образования. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример? 1) экономической и политической;
2) политической и социальной; 3) духовной и экономической; 4) экономической и социальной
13. Что относится к экономической сфере жизни общества? 1) производство материальных благ;
2) организация государственной власти; 3) создание произведений искусства; 4) разработка и принятие законов
14. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) мораль, искусство; 2) свобода слова, неприкосновенность жилища;
3) деньги, собственность; 4) семья, нация
15. Установите соответствие
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) принятие конституции государства Б) продажа товаров в магазине В) выдача пособия многодетной семье Г) предвыборная агитация избирателей Д) выдача автокредитов гражданам | 1) политическая 2) экономическая 3) социальная |
16. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример? 1) экономической и политической;
2) политической и социальной; 3) духовной и экономической; 4) экономической и социальной
17. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.? 1) традиционному; 2) индустриальному; 3) аграрному; 4) информационному
18. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному; 2) индустриальному; 3) информационному; 4) постиндустриальному
19. Экономическая система, в которой экономические решения принимаются государством, выступающим организатором хозяйственной деятельности общества, называется:
1) рыночной; 2) командной; 3) традиционной; 4) государственной
20. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.
Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем человечества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
21. Что относится к естественным наукам? 1) история; 2) математика; 3) искусствоведение; 4) физика
22. Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании?
А. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы страны могут устанавливать и поддерживать международные связи.
Б. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
1) основное общее образование; 2) среднее общее образование
3) среднее профессиональное образование; 4) дополнительное образование
24. Установите соответствие
ПРИЗНАКИ | ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
А) опора на представления о справедливости, чести, долге. Б) стремление к достоверному знанию. В) регулирует нравственные отношения людей. Г) активное создание теорий, способных объяснять суть явлений окружающего мира, общества и природы Д) обоснованность и доказательность своих выводов | 1) наука 2) мораль |
25. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества
1) экономической; 2) социальной; 3) политической; 4) духовной
26. Верны ли суждения?
А. Достижения современной науки способствуют возникновению новых отраслей промышленности.
Б. Учёные не всегда могут достоверно предсказать последствия своих научных открытий.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
27. Руслан учится в 9 классе гимназии. После сдачи выпускных экзаменов он планирует продолжить обучение в старших классах. Сравните две ступени образования: основную школу и среднюю (полную) школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) изучение основ наук; 2) возможность поступления в вуз;
3) соблюдение дисциплины; 4) изучение профильных предметов.
28. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
29. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
30. Верны ли суждения о типах общества?
А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.
Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Часть 2. Работа с текстом
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(адаптировано по ст. В. Б. Славина)
31. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.
32. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты. Поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.
33. Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.
34. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
35. Приведите известные вам 3-4 примера граждан, являющихся /или бывших патриотами своей Родины.
8 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам 1 полугодия 3 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Личность | Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами). |
? | Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. |
2. Человека от животного отличает способность:
1) проявлять заботу о потомстве; 2) использовать предметы, данные природой
3) воспринимать и передавать информацию; 4) создавать условия и средства жизни в совместной деятельности
3. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие 1) индивид; 2) талант; 3) способности; 4) личность
4. Какое из приведённых суждений характеризует человека как личность?
1) У Маши темные волосы и зеленые глаза.
2) Косте важно, чтобы его поступки одобрялись другими людьми.
3) Павел обладает избыточным весом. 4) Марат быстро устает во время утренней пробежки.
5. 16-летний Егор работает на почте. Данный пример иллюстрирует деятельность:
1) учебную; 2) трудовую;3) политическую; 4) научную
6. Верны ли суждения?
А. Личность проявляется в физических качествах и особенностях человека.
Б. Формирование личности происходит на протяжении всей жизни человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как: 1) личность; 2) администратора;
3) интеллигентного человека; 4) профессионала
8. Верны ли суждения?
А. Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Б. Личность проявляется в деятельности и поведении человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) использование в одежде искусственного меха; 2) принятие Конвенции о правах ребёнка
3) ликвидация последствий урагана; 4) ограничение охоты в подмосковных лесах
10. Верны ли суждения?
А. Общество развивается изолированно от природы.
Б. Природа и общество развиваются по одинаковым законам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
11. Верны ли суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Глобальные проблемы представляют угрозу существованию человечества.
Б. Все глобальные проблемы могут быть успешно решены современной наукой.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Разлившаяся весной река затопила несколько населённых пунктов. Спасатели эвакуировали местных жителей и домашний скот. Этот пример иллюстрирует: 1) глобальные экологические проблемы;
2) влияние природы на жизнь общества; 3) влияние культуры на жизнь общества; 4) нарушение закона
13. К какой сфере общественной жизни относится руководство и управление обществом?
1) экономической; 2) политической; 3) социальной; 4) духовной
14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества? 1) религия; 2) доход; 3) наука; 4) демократия; 5) сословия и классы
15. Установите соответствие
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) развитие системы здравоохранения Б) выборы депутатов Государственной Думы РФ В) проведение митинга протеста против принятия нового закона Г) обучение подрастающего поколения Д) почитание святых мощей в храме Христа Спасителя | 1) социальная 2) политическая 3) духовная |
16. Экономическая сфера общества помимо производства, обмена, потребления материальных благ включает: 1) создание духовных ценностей; 2) обмен культурными достижениями;
3) распределение материальных благ; 4) сохранение традиций и обычаев
17. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному; 2) индустриальному; 3) аграрному; 4) информационному
18. Согласно исследованиям, более 60 % трудоспособного населения страны заняты в сфере услуг. Страна Z находится на этапе становления и развития информационного общества. Какой ещё факты свидетельствуют об этом?
1) Для социальной структуры страны Z характерно формирование новых классов: буржуазии и пролетариата.
2) Кино- и музыкальные критики отмечают, что в стране формируется особая, массовая культура.
3) В сельском хозяйстве страны отсутствует фермерское производство, нет крупных хозяйств, преобладает ручной труд.
4) В стране принята программа внедрения компьютерных технологий в систему предоставления государственных услуг.
19. Что отличает науку от других областей духовной культуры?
1) воспитательное воздействие на личность; 2) теоретическое объяснение явлений природы и общества
3) использование художественных методов; 4) обращение к божествам и духам.
20. Что относится к точным наукам? 1) математика; 2) физика; 3) биология; 4) история
21. Гузель перешла в 10 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается баскетболом. На какой ступени образования находится Гузель? 1) основное общее образование; 2) среднее профессиональное образование; 3) полное (среднее) образование; 4) высшее профессиональное образование
22. Установите соответствие
ПРИЗНАКИ | ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
А) совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции; Б) регулирует порядочности людей в обществе; В) есть связь с приобщением человека к достижениям науки и культуры, ценностям Отечества и мировой культуры; Г) опора на представления людей о «вечных ценностях» Д) специально организованный процесс развития способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества. | 1) образование 2) мораль |
23. Что относится к техническим наукам? 1) математика; 2) станкостроение; 3) биология; 4) политология.
24. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука мистифицирует знания об окружающем мире.
Б. Наука помогает обществу в усугублении глобальных проблем.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
25. Маргарита в этом году заканчивает 4-й класс и переходит в среднее звено школы. Сравните две ступени образования: основную школу и начальную школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) изучение английского языка в подгруппах;
2) наличие таких предметов, как окружающий мир, светская этика, основы православной культуры;
3) необходимость сдавать выпускные экзамены; 4) выполнение домашних заданий;
26. Мораль опирается на общественное мнение и … человека: 1) разум; 2) взаимопомощь;
3) совесть; 4) красоту
27. Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере: 1) науки; 2) искусства; 3) религии; 4) образования
28. Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование: 1) морали; 2) науки; 3) искусства; 4) права
29. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
30. Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному; 2) традиционному; 3) информационному; 4) постиндустриальному
Часть 2. Работа с текстом
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
Задатки и способности
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. такими особенностями строения мозга и органов чувств, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки многозначны, т.е. на базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога.
Разовьются ли задатки в способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная необходимость.
Рассмотрим с этой точки зрения такую воображаемую ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем может он стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал там к хорошим педагогам.
(Коломинский Я. Л. Человек: психология. М., 1998. С. 222)
31. Как автор определяет природные задатки человека? Используя текст, приведите два примера способностей, которые развились из природных задатков.
32. Какие три условия автор выделяет в качестве необходимых для развития задатков в способности?
33. Можно ли считать талантливых родителей одним из самых важных составляющих для развития способностей ребёнка? Ответ обоснуйте.
34. Андрей Ф., четырех лет, обладает хорошей музыкальной памятью и способен точно воспроизвести сложную полифоническую мелодию после одного прослушивания.
Назовите три сферы деятельности, в которых он может достичь максимального раскрытия своих способностей. Укажите любое социальное условие, которое поможет ему развить свои задатки.
35. «Гениальным человека делает природа, а великим — общество». Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свое мнение.
8 класс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам 1 полугодия 4 вариант
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Учёба | Вид деятельности в виде совокупности организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта. |
? | Вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. |
2. Что свойственно и человеку и животному?
1) социальные потребности; 2) инстинкт самосохранения; 3) стремление к познанию; 4) нормы поведения
3. Верны ли суждения?
А. Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному.
Б. Человеку необходимо осознавать, в чем именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Человека от животного отличает:
1) инстинкт размножения; 2) использование природных объектов
3) стремление понять окружающий мир; 4) способность приспосабливаться к условиям среды
5. Верны ли суждения?
А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее.
Б. Между развитием личности и общества не существует прямой зависимости.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Форма человеческой активности, направленной на подчинение и преобразование окружающего мира, - это:
1) деятельность; 2) изменения; 3) отношения; 4) управление.
7. Верны ли суждения о целях трудовой и учебной деятельности?
А. Целью трудовой деятельности является изменение окружающего мира.
Б. Цель учебной деятельности в том, чтобы изменить самого человека.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
8. Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями – это:
1) игра; 2) учёба; 3) труд; 4) общение
9. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
1) принятие законодательства об охране природы; 2) очистка территории парка от бытового мусора
3) загрязнение почвы отходами производства; 4) гибель урожая в период летней засухи
10. Учёные-обществоведы определяют общество как
1) весь мир в многообразии его форм и проявлений; 2) неотъемлемую часть природы
3) единство живой и неживой природы; 4) обособившуюся от природы часть мира
11. Верны ли суждения?
А. Взаимосвязь природы и общества составляет основу единства материального мира.
Б. По мере совершенствования техники и технологий хозяйственное воздействие общества на природу усиливается. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?
1) купание верующих в проруби в праздник Крещения;
2) покупка гражданами одежды из искусственного меха; 3) открытие выставки художников-маринистов;
4) создание сети национальных парков и заповедников
13. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы. Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
14. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) жизненные ориентиры; 2) безработица; 3) банковский кредит; 4) авторитаризм; 5) образование.
15. Установите соответствие
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) строительство Крымского моста Б) совершение научного открытия В) выдача банковского кредита фирме Г) почитание мощей святого Пантелеймона в храме Д) разрешение конфликта между членами коллектива | 1) духовная 2) социальная 3) экономическая |
16) Q. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество Q.? 1) традиционному; 2) индустриальному;
3) информационному; 4) постиндустриальному
17. В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу относится данное общество?
1) индустриальному; 2) традиционному; 3) аграрному; 4) информационному
18. Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются:
1) гуманитарные науки; 2) естественные науки 3) точные науки 4) технические науки
19. Отличительной чертой науки является: 1) воздействие на чувства людей; 2) опора на обыденный опыт; 3) обращение к потусторонним силам; 4) стремление к достижению истины.
20. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее образование; 2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование; 4) высшее профессиональное образование
21. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Влияние науки на общественное развитие в современном мире понизилось.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
22. Установите соответствие
ПРИЗНАКИ | ФОРМА КУЛЬТУРЫ |
А) действие совести и других средств самоконтроля человека Б) получение достоверных знаний о природе и обществе В) регулирование поведения людей с позиции добра и зла Г) обоснованность и доказательность выводов Д) применение методов наблюдения, моделирования, эксперимента | 1) мораль 2) наука |
23. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Научное знание является систематизированным.
Б. В систему научных знаний входят факты, гипотезы, теории, методы получения научного знания.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
Черты сходства | Черты различия |
| | | |
24. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) развитие промышленности; 2) наличие норм общественной жизни;
3) признание прав и свобод граждан;
4) создание культурных ценностей.
25. Принцип: «Живи и жить давай другим», — является
1) законом науки; 2) нормой права; 3) предписанием морали; 4) правилом этикета
26. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: "Как дела?", — это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о правилах:
1) религии; 2) морали; 3) этикета; 4) науки
27. Индустриальное и информационное общества объединяет общий признак –
1) широкое распространение социальных сетей; 2) создание единых мировых финансовых центров
3) преобладание крупной промышленности и транспорта
4) признание ценности индивидуальной свободы и частной собственности
28. Описание, объяснение и предсказание процессов действительности является непосредственной целью
1) науки; 2) искусства; 3) морали; 4) образования
29. В стране Z большинство населения проживает в городах-мегаполисах. Найдите ниже признак, позволяющие сделать вывод о том, что страна Z развивается как индустриальное общество.
1) В стране Z преобладают наукоёмкие производства.
2) B стране Z происходит механизация производства.
3) B стране Z сословная социальная структура общества.
4) В стране Z граждане добились равноправия и избирательных прав.
30. К общественным наукам не относится: 1) экономика; 2) история; 3) геральдика; 4) ботаника
Часть 2. Работа с текстом
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
31. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
32. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
33. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
12