Тема: Польза леса и его охрана.
Задачи: сформировать у учащихся представление о пользе и охране леса; развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; выработка у учащихся правильной оценки значения леса в жизни человека и бережного отношения к нему.
Оборудование: учебник «география», тетради, ручки, ноутбук, презентация, карточки.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания (Слайд 2)
Карточка № 1.
Богат и разнообразен животный мир белорусских лесов. Жители наших лесов являются …………, ……………, ……………, в некоторых местах - …………………………………… . На территории Беларуси встречаются ……………………… и ………………… .
В заболоченных местах Беларуси живут ……………… .
Гордостью белорусских лесов является …………… .
Хищные звери – это ……………, ……………, ……………, ………… . В наших лесах значительно реже можно встретить …………, …………………… .
В лесах Беларуси встречается интересный и красивый зверь - …………. .
Среди лесных птиц встречаются …………………… и ……………… .
Лесным доктором называют ……………… .
Насекомых уничтожают ………………, …………, ………......., …………, ……………, ………… .
Из хищных птиц в лесах Беларуси живут ………, ……………, ……………… . Самая большая сова - …………… .
Много в белорусских лесах пресмыкающихся. Это ………., ………….., …………. .
Разнообразен и многочислен мир насекомых белорусских лесов. Защитниками лесов от вредителей являются ……………. .
Сообщение темы урока
Изучение нового материала
(Слайд 3) Лес – это природное богатство. Его часто называют зелёным золотом. Лес может накормить, обогреть, одеть, защищать.
(Слайд 4 - 6) Лес даёт ценную древесину. Из неё делают мебель, фанеру, спички, карандаши, ящики, бумагу. Из стволов деревьев получают брёвна, доски. Древесина идёт на постройку зданий.
(Слайд 7) Лес является источником здоровья человека. Это кладовая чистого воздуха. Растения леса поглощают ядовитый для человека углекислый газ. Они обогащают воздух кислородом, который необходим для жизни. В лесном воздухе мало пыли и различных вредных примесей. (Слайд 8) Лес называют лёгкими нашей планеты. Чем больше лесов, тем чище воздух, которым мы дышим.
(Слайд 9) Лес – отличное место для отдыха. Хорошо влияют на здоровье человека звуки леса: пение птиц, шелест листьев. Поэтому в лесу размещают оздоровительные лагеря, санатории, дома отдыха.
(Слайд 10) Из многих растений леса (ландыш, зверобой, валериана) получают лекарственные препараты.
(Слайд 11) Ягоды, грибы, орехи кормят зверей, а также пополняют стол человека, обогащая его витаминами.
Охота на лесных животных даёт человеку пищу, сырьё для медицины и промышленности. Наибольшую ценность представляют пушные звери.
(Слайд 12) Лес оберегает водоёмы от высыхания. Под тенью деревьев и кустарников влага из почвы испаряется медленнее, чем на открытых местах. Поэтому там, где много лесов, реки полноводнее.
(Слайд 13) Лес сохраняет урожай. Он служит надёжным заслоном от холодных ветров на севере. На юге лес защищает поля от иссушающего воздействия сухих и жарких ветров. Для этого сажают полезащитные лесные полосы. Лес защищает почву от образования оврагов.
(Слайд 14) В природе лесной зоны много красивых уголков. Они дают человеку эмоциональное наслаждение. Люди восхищаются этой красотой, воспевают её в песнях, стихах, живописи, музыке.
Природа лесной полосы нашей планеты сильно пострадала от деятельности человека. На огромных площадях вырубаются леса. Часто по вине человека возникают лесные пожары. В огне гибнут деревья, звери, птицы. Большой вред наносят браконьеры. Страдает лес и от кислотных дождей, вызванных вредными выбросами промышленных предприятий. В результате исчезли или стали редкими многие растения и животные лесов. Поэтому лес нужно постоянно обновлять и охранять.
(Слайд 15 - 17) Охрана леса является частью охраны природы в целом. Лес и всех его обитателей нужно сохранить для будущих поколений. С этой целью осуществляется целый комплекс мероприятий. Проводятся работы по восстановлению леса. Ведётся борьба с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса. На предприятиях строят очистные сооружения. На заводские трубы ставят дымо – и пылеулавливатели. Специальными документами определяются сроки охоты на зверей и птиц, сбора ягод. Большую работу по охране природы ведут заповедники, заказники и национальные парки.
(Слайд 18) Охрана леса – всенародное дело. Каждый человек должен участвовать в этом.
Физкультминутка
Закрепление изученного материала (Слайд 19)
- Давайте напомним друг другу в форме строгого запрета, как нельзя вести себя в лесу.
* Запрещается разбрасывать в лесу мусор!
* Нельзя рвать в лесу цветы!
* Не разрешается ловить в лесу насекомых!
* Не разорять птичьих гнёзд!
* Запрещается разводить в лесу костры!
* Нельзя рубить деревья!
* Не разрешается шуметь в лесу!
Карточка № 2.(Слайд 20)
Лес – это природное …………… . Его часто называют ……………………………… .
Лес даёт ценную …………… . Из неё делают …………., ………………., ………………, …………, ……….., ………….. . Древесина идёт на постройку …………… .
Лес является источником …………… . Это кладовая чистого …………. .
Лес называют ………….. нашей планеты.
Лес – отличное место для ……….. .
Лес оберегает ……………… от высыхания.
Лес сохраняет ……………… .
Лес защищает почву от образования …………. .
В природе лесной зоны много красивых уголков. Они дают человеку эмоциональное ………………. .
Лес – наше богатство. Его следует ………. и …………. . …………………… является частью охраны природы в целом. Каждый человек должен участвовать в этом.
Напиши, какое участие принимаешь ты в охране леса?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание: п. 40, с. 155 – 157 (Слайд 21)
Рефлексия. Итог урока (Слайд 22)
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь!
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!
- Хочется закончить урок пословицами о лесе. (Слайд 23)
Лес – богатство и краса, береги свои леса!
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Карточка № 1.
Богат и разнообразен животный мир белорусских лесов. Жители наших лесов являются ………………., ………………….., ……………………, в некоторых местах - ………………………………………………………….. . На территории Беларуси встречаются ……………………………… и ………………………… .
В заболоченных местах Беларуси живут ……………………… .
Гордостью белорусских лесов является ………………….. .
Хищные звери – это ……………….., ……………………., ……………, ………………… . В наших лесах значительно реже можно встретить ………………., ………………………………… .
В лесах Беларуси встречается интересный и красивый зверь - ……………….. .
Среди лесных птиц встречаются ……………………………. И …………………… .
Лесным доктором называют …………………….. .
Насекомых уничтожают …………………………, …………………., ………......., …………………., …………………….., ………………….. .
Из хищных птиц в лесах Беларуси живут ……………, ………………., ……………… . Самая большая сова - ……………….
Много в белорусских лесах пресмыкающихся. Это …………………., ……………………….., ……………. .
Разнообразен и многочислен мир насекомых белорусских лесов. Защитниками лесов от вредителей являются ………………………. .
Карточка № 2.
Лес – это природное …………………….. . Его часто называют ………………………………………………… .
Лес даёт ценную ……………………. . Из неё делают ……………….., ………………………., ……………………, …………………, ……….., ………………….. . Древесина идёт на постройку ……………….. .
Лес является источником ………………….. . Это кладовая чистого ……………….. .
Лес называют …………………. нашей планеты.
Лес – отличное место для ………………….. .
Лес оберегает ……………………… от высыхания.
Лес сохраняет ……………………. .
Лес защищает почву от образования …………………. .
В природе лесной зоны много красивых уголков. Они дают человеку эмоциональное …………………………. .
Лес – наше богатство. Его следует ……………. и …………………. . ………………………………… является частью охраны природы в целом. Каждый человек должен участвовать в этом.
Напиши, какое участие принимаешь ты в охране леса?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________