Пользовательские сценарии (сценарии использования)
К отдельному подвиду последовательных наборов тест-кейсов можно отнести пользовательские сценарии, представляющие собой цепочки действий, выполняемых пользователем в определённой ситуации для достижения определённой цели.
Допустим, пользователь хочет распечатать табличку на дверь кабинета с текстом «Идёт работа, не стучать!»
Для этого ему нужно:
- Запустить текстовый редактор.
- Создать новый документ (если редактор не делает это самостоятельно).
- Набрать в документе текст.
- Отформатировать текст должным образом.
- Отправить документ на печать.
- Сохранить документ (спорно, но допустим
- Закрыть текстовый редактор.
Получили пользовательский сценарий, пункты которого могут стать основой для шагов тест-кейса или целого набора отдельных тест-кейсов.
Сценарии могут быть достаточно длинными и сложными, могут содержать внутри себя циклы и условные ветвления, но при всём этом они обладают рядом весьма интересных преимуществ:
- Сценарии показывают реальные и понятные примеры использования продукта (в отличие от обширных чек-листов, где смысл отдельных пунктов может теряться).
- Сценарии понятны конечным пользователям и хорошо подходят для обсуждения и совместного улучшения.
- Сценарии и их части легче оценивать с точки зрения важности, чем отдельные пункты (особенно низкоуровневых) требований.
- Сценарии отлично показывают недоработки в требованиях (если становится непонятно, что делать в том или ином пункте сценария, — с требованиями явно что-то не то).
- В предельном случае (нехватка времени и прочие форс-мажоры) сценарии можно даже не прописывать подробно, а просто именовать — и само наименование уже подскажет опытному специалисту, что делать.
Последний пункт проиллюстрируем на примере.
Классифицируем потенциальных пользователей нашего приложения (напомним, что в нашем случае «пользователь» — это администратор, настраивающий работу приложения) по степени квалификации и склонности к экспериментам, а затем дадим каждому «виду пользователя» запоминающееся имя.
На этой стадии можно представить отличия в логике работы с приложением, например, «консервативного» и «отчаянного» пользователей.
Озаглавим для них сами сценарии, например, в ситуациях, когда такой пользователь позитивно и негативно относится к идее внедрения нашего приложения:
Можно представить, что и как будет происходить в каждой из получившихся восьми ситуаций. Причём на создание пары таких таблиц уходит всего несколько минут, а эффект от их использования на порядки превосходит бездумное «кликанье по кнопкам в надежде найти баг»