СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощь педагога в решении проблем «особой» семьи школьника, имеющего ограниченные возможности здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серьёзная работа с родителями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями, направленная на решение их психологических проблем в нашей стране только разворачивается, проводятся семинары, «круглые столы», выпускаются информационные материалы. Психологи, педагоги, работающие с «особыми» детьми, решают многие задачи, касающиеся ребёнка, но их работа не ограничивается взаимодействием с ребёнком; она включает и работу с семьёй.

Просмотр содержимого документа
«Помощь педагога в решении проблем «особой» семьи школьника, имеющего ограниченные возможности здоровья»

ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ «ОСОБОЙ» СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Выглазова Анастасия Александровна

воспитатель,

ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа – интернат №23»

РФ, г. Белгород

Маркова Ольга Николаевна

воспитатель,

ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа – интернат №23»

РФ, г. Белгород

Каменская Светлана Михайловна

воспитатель,

ГБОУ «Белгородская коррекционная

общеобразовательная школа – интернат №23»

РФ, г. Белгород


В связи с ростом в последнее десятилетие числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребёнка, страдающего той или иной тяжёлой патологией, но и семьи, в которой он воспитывается. Серьёзная работа с родителями, воспитывающими ребёнка с ограниченными возможностями, направленная на решение их психологических проблем в нашей стране только разворачивается, проводятся семинары, «круглые столы», выпускаются информационные материалы. Психологи, педагоги, работающие с «особыми» детьми, решают многие задачи, касающиеся ребёнка, но их работа не ограничивается взаимодействием с ребёнком; она включает и работу с семьёй. Поэтому знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители, поможет педагогам более эффективно организовать сотрудничество с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями. Трудности, которые испытывают родители значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.

Рождение аномального ребёнка функционально деформирует семью. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. При работе с семьёй ученика, имеющего нарушение слуха, воспитатель должен принимать во внимание целый ряд особенностей её функционирования.

Значимость семьи возрастает при формировании личности детей с нарушениями слуха. От взаимоотношений с родителями зависит то, насколько адекватным будет взаимодействие ребёнка с окружающей средой. Н. Г. Морозова утверждает, что при правильно организованной воспитательной работе и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности.

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными. Выделяют несколько фаз, которые проходит семья при рождении ребёнка с отклонением в развитии. Педагогам необходимо учитывать это обстоятельство при организации взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с нарушениями слуха. От этого будет зависеть как успешность взаимодействия, так и степень возможного участия родителей в учебно-воспитательном процессе.

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребёнка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребёнка, ощущение беспомощности и многие другие чувства, которые и определяют их поведение.

Суть второй фазы — отрицание поставленного диагноза и негативизм. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определённый уровень надежды или чувство стабильности семьи перед угрозой её разрушения. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей извлечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации.

Третью фазу характеризует состояние глубокой депрессии. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они чувствует горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему ребёнок глухой?»

Четвёртая фаза — это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально — психологической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребёнка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей

способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации; большинство же, по мнению специалистов, нуждается в психологической и медицинской помощи и поддержке. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются цели и жизненные ценности, так как появляется новая важная цель — воспитать малыша таким образом, чтобы он вырос личностью и стал счастливым.

По мере роста и развития ребёнка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены.

Еще один важный фактор, влияющий на развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье – это пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в раннем возрасте и, как правило, перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Чаще всего такое решение принимается из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, неумения справляться с задачами обучения речи и т.п.

Л.С. Выготский расценивал постоянное пребывание неслышащего ребенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв от нормальной среды. Эта искусственная среда обитания во многом расходится с тем нормальным миром, в котором придется в дальнейшем жить ребенку. [1, с.103] Из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развивается, но и систематически атрофируются защитные силы ребенка, которые могли бы ему помочь войти в нормальную жизнь. В результате семейного воспитания, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающие человеку запас ласки, доброты, любви, рано исчезает из жизни большинства неслышащих людей, и без того обделенных в отношениях с окружающими.

Взаимоотношения ребенка с нарушением слуха с родителями, во многом зависящие от родительской позиции, оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременное нарушение адекватно отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии личности. Среди организационных форм работы можно рекомендовать такие, как индивидуальные консультации родителей, посещение семей, семинары, тренинги по формированию у родителей умений и навыков в общении с ребенком, формированию его личностных качеств; родительские собрания по обмену опытом общения со своим ребенком, выпуск памяток-рекомендаций для родителей по преодолению последствий нарушения слуха, по развитию словесной речи, словесного мышления, по психологической коррекции взаимоотношений родителей с детьми, привлечение семьи к совместной работе по обучению, воспитанию и развитию детей.

Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей.

Работу желательно строить по следующим направлениям:

  1. Проведение психологического диагностирования семьи.

  2. Разработка основных направлений работы.

  3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приёмов, направленных на оказание помощи.

Если возникает необходимость, то в рамках диагностического этапа, анализируются личностные особенности родителей, в том числе эмоциональные и коммуникативные свойства, определяется уровень тревожности.

Основные задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы — помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть.

  1. Раскрыть собственные творческие возможности.

  2. Изменить взгляд на свою проблему — воспринимать её не как «крест», а как «особое предназначение».

  3. Вооружить родителей различными способами коммуникации,

  4. Научить помогать и поддерживать друг друга.

  5. Помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности.

  6. Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей.

  7. Снятие тревоги и страха отвержения.

  8. Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества.

  9. Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи.

Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях:

  1. Мотивационном — повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии;

  2. Эмоциональном — коррекция состояния родителей и других членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;

З. Поведенческих — формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей: Собр. соч. в 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1983.

  2. Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха. Москва 2005.

  3. Ткачёва В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Дефектология Москва 1998.