СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощники учителя.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по русскому языку по программе "Перспектива." 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Помощники учителя.»

по плану

№ факт

Дата

по пла

ну

Дата

факт

Тема

Кол

во

ч.

ФГОС

Характеристика деятельности учащихся

Содержание курса

Планируемые результаты

Повторяем – узнаем новое (22 часа)





Речевое общение. Речь устная и письменная.


Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям, своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы).

Текст. Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.


Умение грамотно оформлять предложение на письме, находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки; коммуникативные умения ведения устной речи и оформления её на письме. Понимание значения языка как средства установления контакта, общения между людьми, понимание практической ценности получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное,владеть элементарным речевым этикетом.Договариваться с партнером по общению





Определение отличия диалога и спора.


Коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных требований к ведению диалога, умение сравнивать речь, соответствующую и несоответствующую нормам общения; умение находить на письме орфограммы

Определять различия диалога и спора. Закреплять понятия диалог и монолог. Вспомнить, что такое тема и главная мысль текста. Раскрывать значение понятий «речевой этикет», «сленг».Находить и применять изученные орфограммы. Составление диалогов и монологов по рисунку учебника.





Цель речевого общения.


Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи

Определять цели, тему, способы и результаты общения.Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части.Владеть позитивным настроем при общении.Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации.





Правила общения.


Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи






Использование правил общения в речи


Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная форма общения.





Диагностическая работа №1(начало года)


Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Речевая культура. Обращение.

Речевой этикет.


Навык ведения диалога, умение соотносить особенности речи с речевой ситуацией; представление различий о научной, официально-деловой и разговорной речи; умение ставить знаки препинания при обращении

Контролировать икорректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.

 Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.

Находить обращения в тексте.Использовать знаки препинания для выделения обращения.Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.






Обращение. Знаки препинания при написании обращения.


Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении.(РТ. с.10 упр.13) Работа с орфоэпическим словарём в конце учебника. Нахождение обращений в отрывках из художественных произведений, наблюдение над постановкой знаков препинания при обращениях.





Деловая речь, или официальная.


Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации; понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи; первоначальный навык составления текстов разных жанров; умение находить в тексте и проверять изученные орфограммы

Уметь отвечать на проблемный вопрос. Речь деловая, официальная, в сравнении с речью разговорной. Учиться отличать деловую и разговорную речь. Анализ разных жанров деловой речи. Коллективное составление объяснительной записки. Работа со словами из словарика.





План как вид деловой речи.


  Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Текст. Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно-речевую). Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. План текста простой и развернутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную темы, а также на тему по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки и т.п. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.

Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации, знание средств создания образности выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора); отработка УУД сравнения, умение создать элементарный текст в жанре художественной речи; УУД - использование алгоритма для проверки непроизносимых согласных

Узнать новое о виде документа – план. Определение основного назначения плана. Работа со статьёй из толкового словаря. Устное составление плана на заданную тему. Письменное составление плана текста. (РТ. с.14 упр.18) Комментированное объяснение





Научная речь, её отличие от художественной речи.



Различение текстов разных стилей. Поиск примеров научной речи. Анализ и запись найденных текстов. Повторение алгоритмов проверки орфограмм. Составление текстов на одну тему – научного и художественного. Наблюдение над ролью сравнения в передаче необходимого смысла. (РТ.с.17 упр.22) Подбор сравнений в передаче необходимого смысла. Повторить определение языкового средства – эпитет.





Метафора. Синонимы.


Познакомиться с определением метафоры. Выяснение особенностей метафоры. Объяснение различий между метафорой и сравнением. (РТ. с. 19 упр.24, с.20 упр.25) Объяснение метафор.(РТ. с.18 упр.23) Повторение алгоритма проверки орфограмм. Составление загадок с метафорами.

Вспомнить что такое синонимы. Работа со стихотворным отрывком Н. Некрасова. Работа над значением устаревших слов. Работа с толковым словарём.





Средства создания образности и выразительности в художественной речи


Коммуникативные умения создавать тексты разных типов в зависимости от коммуникативных задач; знание особенностей текста-описания, текста -сообщения и текста-рассуждения; умение применять необходимые алгоритмы для проверки изученных ранее орфограмм

Установление основных признаков текста. Познакомиться с определение «Текст». Закрепление изученных орфограмм. Работа с текстом. Составление предложения текста и запись его.





Текст как речевое произведение.



Формулировать тему и главную мысль текста. Озаглавливать тексты. Работать с опорными словами. Находить абзацы в тексте.





Изложе ние по рассказу


Коммуникативное умение создавать тексты разных типов в зависимости от коммуникативных задач; знание особенностей текста – описания, теста – повествования, текста – рассуждения; умение применять необходимые алгоритмы для проверки изученных ранее орфограмм


Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану.





Активизация знаний о типах текста. Текст-повествование


Систематизировать знания о типах текстов при чтении рубрики «Узелки на память». Работать с текстом (Р.Т.с. 24 упр. 32). Повторить изученные орфограммы.





Составление текста-описания по заданной теме.


Составлять простой и развёрнутый план на заданную тему устно и письменно.





Составление текста-рассуждения по заданной теме



Составлять простой и развёрнутый план на заданную тему устно и письменно.





Пропедевтические наблюдения над отражением личности автора в его произведении



Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану.





Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя»


Систематизация знаний по изученной теме, закрепление коммуникативных навыков анализа текста разных типов, умение отвечать на вопросы по теме.

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Контрольная работа по теме: «Речевое общение»


Анализ текста Э.Успенского Работа с орфограммами. Контрольное списывание текста.





Работа над ошибками


Провести работу над ошибками.Применять полученные знания на практике.

«Язык как средство общения» ( 42 часа)





Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения.


Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка. Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека и его общении с окружающими. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей.Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность.

Знание основных единиц языка. Понимание преимуществ фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография), общение с помощью жестов, мимики и т. д.

Рассмотреть разные средства общения. Анализ пословиц. Систематизация знаний об основных языковых единицах. Знать отличия звука от букв. Общение с помощью жестов. Работа над фразеологизмами.





Роль письменности в истории человечества.


Знания о соотношении звука и буквы как основа орфографической грамот-ности; понимание эсте-тической ценности хорошо звучащей речи





Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах.


Познакомиться с высказываниями великих людей о родном языке. Работа со словарным словарём. Систематизация знаний о языковых единицах.





Повторение основных орфограмм.


Умение найти в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; обще-учебное действие самоконтроля

Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: безударные гласные в корне слова, парные и звонкие и глухие согласные в корне слова непроизносимые согласные(Чтение сообщения об истории возникновения орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу. Работа со словами из словарика





Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: разделительные ъ и ь, буквосочетание ЧК. Творческая работа - составление диктантов для учащихся 3 класса. Безударные окончания имён прилагательных. Постановка ударения.





Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса.


Умение найти в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; обще-учебное действие самоконтроля

Написание диктанта и выполнение грамматического задания из тех. карты № 3





Повторение основных орфограмм.


Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм





Написание слов с безударными гласными в корне.


Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм





Языковые средства в общении (обобщение).


Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм





Контрольный диктант по теме «Средст ва общения»


Систематизация знаний по изученной теме, закреп-ление коммуникативных навыков анализа текста разных типов, умение отве-чать на вопросы по теме

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибками


Выполнение коллективного анализа Работы над ошибками в контрольной работе.





Предложение. Повторение знаний о предложении.


Умение расставить знаки препинания в конце пре-дложений и при однородных членах предложения; умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предло-жения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; воспитание потребности обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю)


Работа над смысловой функцией знаков препинания в конце предложения. Значение знаков препинания в конце предложений. Разные типы предложений. Работа над связью слов в предложении. Работа с текстом(РТ. с.37 упр.56) Работа с фразеологизмами. Работа с повествовательными и побудительными предложениями. Роль знаков препинания в конце предложений.





Типы предложений по цели высказывания и по интонации.


Роль языка в общении. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.  Роль письменности в истории человечества. Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, словах, предложениях, текстах). Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Обобщение  представлений о лексическом значении слова. Слово как языковой знак. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение.Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).


Расширить представление о роли знаков препинания не только в конце предложения, но и в середине. Наблюдение над ролью запятой в историческом документе (РТ. с. 39 упр.58) Восстановление «рассыпавшихся» предложений. Запись предложений с комментированием.





Знаки препинания в конце предложения.






Контрольный диктант за 1 четверть


Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Главные члены предложения. Подлежащее.


Умение находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения; навык нахождения орфограмм и применение нужного алгоритма их проверки

Нахождение главных членов в предложении. Определение части речи, падежа подлежащего. Игра «Подбери словечко». Определение прямого и переносного значения глаголов. Составление предложений со второстепенными членами.





Главные члены предложения. Сказуемое.



Нахождение сказуемых в предложениях. Работа со словами из словарика (с.60) подбор синонимов и антонимов. Запись предложений со словарными словами. Игра «Подбери словечко». Прямое и переносное значение глаголов. Распространение предложений второстепенными членами. Работа с текстом и словами- синонимами.





Нахождение главных членов предложения.


Работа с текстами. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому.





Второстепенные члены предложения.


Работа с текстами. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому.





Роль второстепенных членов предложения.






Связь слов в предложении.



Развивать умение устанавливать связь между словами. Работа с текстом. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому.





Предложения с однородными членами. Отработка навыка нахождения однородных членов предложения.


Умение находить в предложении однородные члены, умение ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами.

Выполнение коллективного анализа Работы над ошибками в контрольном диктанте.

Отработка навыка нахождения однородных членов. Работа над созданием алгоритма. Наблюдение над постановкой знаков препинания при однородных членах. Чтение высказывания Самоварова. Анализ схем предложений. Составление схем предложений .





Составление предложений с однородными членами.


Нахождение однородных членов . Расстановка знаков препинания и взаимопроверка. Составление текста – описания по рисунку с однородными членами. Работа с текстом по заданию. (РТ. с. 46 упр.70) Работа со схемами предложений.





Смысловая ёмкость предложений с однородными членами


Умение находить в предложении однородные члены, умение ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами.

Замена нескольких простых предложений одним предложением с однородными членами.





Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов.


Составление предложений. закрепление знаний об однородных членах предложения. Анализ предложений по схемам, объяснение знаков препинания и нахождение изученных орфограмм. Тренировка в постановке знаков препинания при однородных членах. (РТ. с.48 упр.74, 75)





Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения.


Умение различать простое и сложное предложения; умение различать сложное предложение и простое с однородными членами; умение ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении (без введения термина)

Введение понятия сложного предложения. Нахождение сложных предложений с определением основ, наблюдением за интонацией при их прочтении и над знаками препинания. Сравнение сложных предложений и простых предложений с однородными членами.(РТ. с.49 упр. 76, 77)





Выявление различий сложного и простого предложения с однородными членами.






Знаки препинания в сложных предложениях


Отработка навыка различия простых и сложных предложений. Конструирование сложных предложений из простых.





Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием


Понимание различий между словом, предложением и словосочетанием; умение находить в предложении словосочетания, ставить вопрос от слова к слову; формирование навыка культуры речи, грамотного использования словосочетаний в речи

Повторение понятия словосочетание при чтении рубрики «Узелки на память».





Распространение предложения с помощью словосочетаний.


Нахождение словосочетаний в предложениях. Составление предложений со словосочетаниями. (РТ. с.52 упр.82) Игра «Спорщики».(РТ. с. 52 упр.83).





Контрольный диктант по теме Предло жение.



Составление словосочетаний со словами из словаря. Применять полученные знания на практике.





Работа над ошибками



Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Слово и его значение.

Обобщение представлений о лексическом значении слова.



Определение роли слова. Доказать необходимость иметь большой словарный запас. Чтение сведений о толковых словарях русского языка. Работа с толковым словарём. Игра «Кто быстрее?».(РТ. с.55 упр.87) Экспериментальное составление текста на заданную тему с использованием ограниченного количества слов.





Знакомство с различными видами лингвистических словарей.



Знакомство с фразеологическим словарём. Нахождение фразеологизмов, объяснение значения по фразеологическому словарику. Знакомство с этимологическим словарём. Знакомство с наукой о значении слов – этимологией. Работа с орфографическим словарём. Комментированное письмо с объяснением орфограмм. Самостоятельная работа упр. 133





Лексическое значение слова.



Определение термина лексическое значение. Различение слов и форм одного слова. Запись под диктовку. Нахождение начальной формы слова. Работа с толковым словарём.





Синонимы, антонимы, омонимы



Работа в рубрике «Узелки на память». Определение групп слов на основе значения и звучания . Составление синонимических рядов. Нахождение синонимов в художественном тексте. Определение различий в значении синонимов.





Антонимы, синонимы, омонимы.



Подбор синонимов к многозначному слову. Работа с антонимами. Определение частеречной принадлежности слов антонимов. Работа с омонимами. Обобщение знаний о синонимах, антонимах и омонимах.





Многозначные слова.



Работа в рубрике «Узелки на память» - многозначными словами. Анализ значения многозначных слов. Определение прямого и переносного значений слов. Работа со статьями толкового словаря С. И. Ожегова.





Употребление слов в переносном значении







Обобщение и закрепление знаний о слове



Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Диктант с творчес ким заданием.



Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибками



Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Применять полученные знания на практике.Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Состав слова (18 часов)





Повторение и систематизация знаний о составе слова


Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов –ек, -ик.

Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.


Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Повторение частей слова. Обращение к рубрике «Узелки на память». Разбор слов по составу. Выработка алгоритма разбора слов. Нахождение в тексте однокоренных слов и разбор их по составу (РТ. с.59 упр.94). Игра «Третий лишний»(РТ. с.62 упр.98). Выделение нулевого окончания. Знать, что окончаний в глаголах неопределённой формы нет!

Повторение состава слова путём подбора слов под соответствующие схемы.





Значение приставок в словах.



Образование новых слов с помощью приставок. Сопоставление слов с приставками и без них. Закреплять умение различать приставку и предлог.





Разделительный ъ и ь.



Повторение и закрепление изученной ранее орфограммы «Разделительные ъ и ь». Составление словосочетаний. Уметь пользоваться алгоритмом для проверки слов по изученной орфограмме. Написание объяснительного диктанта.





Правописание слов с разделительными Ъ и Ь



Распределительный диктант.





Образование слов с помощью суффиксов.



Запомнить как пишутся суффиксы, определить их значение. Образование слов с помощью суффиксов

-еньк, -очк, -ок, -ик, -чик. Поиск в тексте слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами.





Правописание суффиксов –ек, -ик.



Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограм-мы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Изучить правописание суффиксов –ек, -ик. Определение алгоритма написания суффиксов –ек, -ик. Отработка алгоритма проверки суффиксов –ек, - ик.(РТ. с. 65 упр.106,107)





Корень слова.



Закреплять умение выделять корень. Находить однокоренные слова. Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм.





Однокоренные слова.



Выписывание однокоренных слов, выделение в них корня. Слова с корнем –ДРЕМ-. Закреплять навык определения и проверки орфограмм корня.(РТ. с.61 упр.97)





Закрепление орфографических навыков при написании корней слова.



Знание орфограмм корня. Восстановление стихотворения С. Маршака с использованием рисунка. Работа с текстом.(РТ. с.60 упр.96)





Правописание гласных и согласных в корне слова



Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова».





Правописание корня слова. Изложе ние



Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Повторение и систематизация основных орфограмм корня.



Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова».





Различение формы слова и однокоренных слов


Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Выписывание однокоренных слов, выделение в них корня. Слова с корнем –ДРЕМ-. Закреплять навык определения и проверки орфограмм корня.(РТ. с.61 упр.97)





Сложные слова




Выделение корней и соединительных гласных в словарных словах. Восстановление слов и словосочетаний. Игра «Переводчик». Нахождение сложных слов(РТ. с.67 упр. 110.) Образование сложного слова на основе предложенного словосочетания. (РТ. с.67 упр. 109) Игра «Подбери словечко».





Контрольная работа за 1 полугодие


Систематизация знаний по изученной теме

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибками. Нахождение сложных слов.



Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Правописание корня в однокоренных словах


Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях

Выписывание однокоренных слов, выделение в них корня. Слова с корнем –ДРЕМ-. Закреплять навык определения и проверки орфограмм корня





Проверяемые и непроверяемые буквы в корнях слов.



Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова».

Слово как часть речи (5 часов)







Слово как часть речи (5 часов)





Уточнение представления о разных подходах к анализу слова.


Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении.

Понимание основных принципов выделения частей речи; умение определять имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки

Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. Повторение знаний о частях речи. Распределение слов по частям речи с устным комментированием. Распределение слов на тематические группы ( РТ. с. 70-71 упр.116, 117) Знакомство с понятием грамматическое значение.





Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями.



Нахождение общего грамматического значения для нескольких слов. Определение роли окончаний в выражении одного или нескольких грамматических значений. Распределение слов на группы на основе общих и частных грамматических значений. Распределение слов по частям речи с повторением орфограмм. Работа со словарными словами.





Грамматическое значение частей речи.



Составление словосочетаний, в которых разные окончания служат для выражения разного значения. Распределение по частям речи необычных слов. Закреплять навыки распределения слов по частям речи.





Распределение слов на группы по частям речи.



Понимание основных принципов выделения частей речи; умение определять имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические

Сделать вывод о роли в предложении слов каждой части речи. Составление небольшого рассказа по рисунку. Обобщение основных признаков , по которым выделяются части речи. Составление обобщённой схемы «Части речи».





«Слово как часть речи».Проверочная работа.



Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Части речи (73 часа)





Раздел «Части речи» (73 часа)

Имя существительное (23 часа)





Имя существительное (23 часа)





Повторение знаний об имени существительном


Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных.Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на - мя, - ий, - ие, - ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

Умение определять одушевлённость. Неодушевлённость, род, число и падеж имён существитель-ных; умение составить текст-повествование на основе личного опыта; общеучебное умение сравнивать грамматические признаки имён существительных

Определение начальной формы имени существительного, различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Углубление понятия одушевлённости - неодушевлённости имён существительных. Образование одушевлённых имён существительных с помощью суффиксов. Игра « Кто быстрее?». Повторение собственных имён существительных. Повторение роди и числа имён существительных.





Повторение падежей имён существительных



Повторение падежей имён существительных. Составление устного научного текста об изменении имён существительных по падежам. Отработка навыка постановки вопроса к имени существительному для определения падежа, чтение высказывания Самоварова. Повторение рода и числа в игре «Угадай»





Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного



Вспомнить алгоритм определения падежа имени существительного. Работа с рубрикой «Шаги к умению». Отработка навыка определения падежа имени существительного. Самостоятельное склонение имён существительных. Наблюдение над правописанием падежных окончаний.





Обобщение сведений об имени существительном.



Закрепить алгоритм определения падежа имени существительного. Отработка навыка определения падежа имени существительного. Самостоятельное склонение имён существительных.





Определение падежа у несклоняемых имен существительных.



Работа в рубрике « Узелки на память». Расширение представлений о несклоняемых именах существительных. Умение ставить существительное в нужный падеж. Определение падежа несклоняемых имён существительных. Работа со словарными словами. Уметь проводить разбор имени существительного как части речи.





Три склонения имён существительных.


Умение определить склонение имени существительного,

умение подобрать слово-помощник с ударным окончанием

Распределение имён существительных по склонениям(РТ. с.12 упр.14) Разбор по составу сложных слов. Игра «Кто быстрее?». Определение склонения имён существительных в косвенном падеже. Чтение высказывания Самоварова. Отработка навыка определения склонения имён существительных.





Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.



Игра «Собери слово». Определение роли окончаний в создании рифмы в стихотворном произведении. Чтение высказывания Совёнка. Самостоятельный подбор рифмы к данным словосочетаниям. Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных в форме игры «На рынке». (РТ. с.13 упр.16) Работа с текстом.(РТ. с.14 упр.17)





Изменение по падежам имен существительных 1-го склонения



Введение понятия слово-помощник. Нахождение имён существительных, которые могут служить словами-помощниками. Восстановление текста с указанием падежа и окончаний вставленных имён существительных. Игра «Кто больше?»





Падежные окончания имен существительных 1-го склонения


Умение верно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями





Падежные окончания имен существительных 1-го склонения




Отработка навыка написания окончаний творительного падежа существительных 1 склонения.(РТ.с19 упр 26). Составление рассказа по рисунку и по опорным выражениям. Нахождение и исправление ошибок в тексте с объяснением орфограмм. Работа с текстом (РТ.с20 упр.27). определить вид текста.





Окончания имён существительных 2-го склонения в разных падежах..



Умение верно писать падежные окончания имён существительных 2-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями

Определение двух способов проверки безударных падежных окончаний существительных 2 го склонения. Нахождение слов – помощников.(РТ. с.21 упр.28) Работа над окончаниями предложного падежа существительных 2-го склонения (РТ. с.21упр29). дописывание пропущенных окончаний (РТ. с.22 упр.30). работа с существительными 2-го склонения (РТ.с22 упр.31)





Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения.




Нахождение в тексте имён существительных 2-го склонения, определение их падежа. Письменное выполнение упр. С комментированием пропущенных орфограмм. Игра «Доскажи». Работа в паре (РТ. с.23 упр.33). Сравнение окончаний существительных 1-го и 2-го склонения. Оставление предложений из слов.





Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения.




Нахождение разных окончаний у существительных 2 –го склонения в предложном падеже. Работа с текстом (РТ. с24 упр.35). Пересказ текста по составленному плану письменно.





Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах



Умение верно писать падежные окончания имён существительных 3-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями, умение найти известные орфограммы

Определение существительных с ударными и безударными падежными окончаниями. Склонение имён существительных по образцу. Нахождение слов- помощников. Работа в паре (РТ. с 25 упр.37). Работа с окончаниями родительного падежа существительных 3-го склонения при определении пропущенных окончаний ( РТ. с.26 упр.38). Подчеркнуть известные орфограммы. Работа с окончаниями дательного падежа в форме дискуссии – спора (РТ. с.26 упр.39). Игра «Кто прав?». Закрепление (РТ. с.27 упр.41)





Определение падежа имён существительных 3-го склонения.




Поиск существительных 3-го склонения в стихотворном тексте выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Повторение орфограммы «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих». Подбор имён существительных 3-го склонения к однокоренным словам. Сопоставление окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения (РТ. с.28 упр. 43). Нахождение слов- помощников с ударными окончаниями для имён существительных всех трёх склонений. Чтение рубрики «Узелки на память».





Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных




Распределение по склонениям имён существительных с проблемным определением рода. Составление словосочетаний. Работа в тетради (РТ. с.31 упр. 49). Чтение текста Н.М. Шанского с объяснением пропущенных орфограмм. Нахождение существительных разных склонений в орфографическом словарике. Составление предложений с существительными 1-го, и 2-го склонения.





Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений


;

Умение верно писать падежные окончания имён существительных 1-го. 2-го и 3-го склонений; умение объяснять выбор окончаний имени существительного;





Обучающее изложение




Написание изложения по тексту (упр. 67).





Закрепление знаний о падежных окончаниях имен существительных в единственном числе.




Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе. Определение падежа имён существительных во множественном числе. Работа над содержанием пословиц. Составление словосочетаний и определение падежа имён существительных во множественном числе (РТ. с.34 упр. 54). Творческое задание. Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе, повторение изученных орфограмм, работа с текстом (РТ. с.36 упр. 57). Озаглавить текст и составить его план. Краткий письменный пересказ.





Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе








Отработка навыка образования формы именительного и родительного падежей множественного числа.



Умение верно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе, навык верного образования и использования в речи падежных форм имён существительных при наличии вариантов падежных окончаний; представление о выдающихся людях своей страны. (А. Барто)

Работа с окончаниями –а, -я, - ы, -и именительного падежа множественного числа. Чтение сообщения Совёнка. Знакомство с историей окончаний множественного числа именительного падежа. Работа с вариантами окончаний родительного падежа множественного числа. Работа с таблицей . закрепление навыка образования формы родительного падежа множественного числа (РТ. с.33 упр.51, 52).





Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.




Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Самостоятельное выполнение упр. из РТ. с35 упр. 55. Работа с текстом.





Контрольный диктант по теме «Имя существительное»




Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Имя прилагательное (11 часов)







Имя прилагательное (11 часов)





Имя прилагательное.

Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи


Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, - ц, - ий, с окончаниями на - ья, - ье, - ов, - ин) и способы их проверки.

Умение ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному; умение верно писать безударные окончания имён прилагательных; умение определять род и число имени прилагательного; навык использования имён прилагательных в речи

Повторение алгоритма определения рода, числа, падежа имени прилагательного при чтении диалога Совёнка и Ани. Игра «Задание наоборот». Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи, дополнение текста именами прилагательными.





Правописание безударных окончаний имен прилагательных



Тренировка умения ставить вопрос от имени сущест-вительного к имени прилагательному и определять окончание имени прилагательного. Устное составле-ние текста-рассуждения научного стиля. Определение случаев, когда имя прилагательное не имеет значения рода. Определение числа, падежа, рода имени прила-гательного. Самостоятельное списывание пересказа текста Д.Свифта с последующей проверкой вставленных окончаний имён прилагательных.





Правописание окончаний имен прилагательных



Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных единственного числа. Наблюдение над склонением имён прилагательных в единственном числе.





Склонение имен прилагательных в единственном числе



Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падеж-ных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагатель-ного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи

Отработка навыка определения падежа. Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных единственного числа. Наблюдение над склонением имён прилагательных в единственном числе. Игра «Исследователь». Работа с начальной формой имени прилагательного. Выработка навыка определения окончания прилагательных в начальной форме. Игра «Кто больше?» (РТ.с.41 упр. 63). Составление словосочетаний с прилагательными- антонимами. Различение имён прилагательных в именительном и винительном падежах.





Склонение имен прилагательных в единственном числе








Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе



Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падеж-ных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагатель-ного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи

Работа с окончаниями имён прилагательных в единственном и во множественном числе (РТ. с.44 упр. 67). Работа с текстом об А.С.Пушкине. наблюдение над использованием имён прилагательных в текстах разных типов. Составление текстов – описаний по рисункам. Игра «Кто больше?». Образование имён прилагательных от существительных с помощью суффиксов –н-, -ин-.





Изменение по падежам имен прилагательных во множественном числе








Наблюдение над окончаниями имён прилагательных множественного числа.




Склонение имён прилагательных во множественном числе на доске ив тетрадях с выделением окончаний. Работа с текстом, его списывание и грамматическое задание в форме самостоятельной работы. Распределение имён прилагательных на группы в зависимости от значения рода (РТ. с. 43 упр.66)





Использование имён прилагательных в текстах разных типов.



Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падеж-ных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагатель-ного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи





Проверь себя




Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибками. Разбор прилагательного как части речи.




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Местоимение (6 часов)







Местоимение (6 часов)





Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи.


Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.


Определение значения местоимений 1,2, 3-го лица при чтении диалога Самоварова и Ани и анализе рисунков – схем. Анализируется таблица на с. 74. Восстановление местоимений в диалоге. Отработка навыка постановки местоимений 1-го и 2-го лица в нужную форму и определения их падежа. Знакомство с правилом о правописании местоимений с предлогами - при чтении сообщения Совёнка. Определение орфограмм для выполнения задания (РТ.с.46-47 упр.72)





Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.



Умение определить лицо, число и падеж личного местоимения; навык склонения личных местоимений; представление об особенностях изменения личных местоимений по числам (значение числа); умение верно использовать местоимения в речи

Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица – при чтении сообщения Самоварова и анализе таблицы. Нахождение местоимений в тексте. Знакомство с правилами речевого этикета при обращении на вы: чтение диалога Вани иСамоварова. Анализ местоимения как части речи. Письменный анализ личных местоимений из стихотворения А.Фета (РТ.с. 48 упр.74)





Склонение личных местоимений.




Разбирать личные местоимения как члены предложения.

Составление диалогов по рисункам. Анализ местоимений как части речи. Составление диалогов по заданным ситуациям. Правописание личных местоимений с предлогами.





Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица.








Проверочная работа по теме «Местоимение»




Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибкам Склонение местоимений.




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Глагол (27 часов)







Глагол (27 часов)





Глагол. Повторяем, что знаем.


Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; глаголы на - тся и - ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания - о, - а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).


Умение определять время, число и (в прошедшем времени) род глагола; умение поставить глагол в начальную форму

Повторение категорий времени, числа и рода глаголов. Игра «Кто найдёт самое точное слово?». Наблюдение над ролью категории времени глагола. Словарная работа по заданиям учебника. Письменный анализ глаголов из стихотворения. Чтение рубрики «Узелки на память».





Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.



Работа с безударными окончаниями глаголов прошедшего времени. Подбор имён существительных нужного рода. Наблюдение над окончаниями глаголов настоящего и будущего времени.





Неопределенная форма глагола



Подбор глаголов с антонимичным и синонимичным значениями выполняется письменно с комментированием. Образование начальной формы для глаголов из пословиц. Выбор верной неопределённой формы глагола. Изменение глаголов по временам по образцу





Повторение знаний о глаголе.



Работа с текстом по заданиям учебника. Списывание текста, письменный анализ глаголов из первых двух абзацев. Анализ глаголов и восстановление их окончаний (РТ. с.50 упр.76). Составление устного научного текста о глаголе как части речи.





Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам


Умение образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа

Введение понятия спряжения. Игра «Найди место для глагола». Письменное спряжение глаголов с обязательным выделением окончаний (РТ.с.50 упр. 77). Определение лица глаголов настоящего времени. Чтение совета Совёнка с. 88. Определение лица и числа глаголов в предложениях, записанных под диктовку. Текст записывается с комментированием орфограмм.





Изменение глаголов в будущем времени по лицам и числам









Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа.




Введение орфограммы «Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа». Определение новой функции мягкого знака – показателя грамматической формы – при чтении сообщения Самоварова. Составление диалогов на тему «Чем ты занимаешься в свободное время?». Словарная работа со словом сеялка.





Стандартизированная контрольная работа




Уметь применять полученные знания на практике.





Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам



Умение образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа

Введение понятия спряжения. Игра «Найди место для глагола». Письменное спряжение глаголов с обязательным выделением окончаний (РТ.с.50 упр. 77). Определение лица глаголов настоящего времени. Чтение совета Совёнка с. 88. Определение лица и числа глаголов в предложениях, записанных под диктовку. Текст записывается с комментированием орфограмм.





I и II спряжение глаголов




Изучение таблицы и ответ на вопрос Самоварова. Делается вывод об окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени. Чтение диалога Совёнка и Ани. Образование формы будущего времени от глаголов.





Личные окончания глаголов первого и второго спряжения.



Умение определять спряжение глагола; навык верного написания безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени

Игра «Кто больше?». Работа с пословицами. Ответ на вопрос Ани о значении изучения лица и числа глаголов.





Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения.








Определение написания безударного окончания глагола.




Введение орфограммы «Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа». Определение новой функции мягкого знака – показателя грамматической формы – при чтении сообщения Самоварова. Составление диалогов на тему «Чем ты занимаешься в свободное время?». Словарная работа со словом сеялка.





Правописание безударных окончаний глаголов.








Спряжение глаголов будущего времени




Определение личных окончаний глаголов будущего времени (РТ. с.61 упр.94). отработка навыка верной постановки глагола в неопределённую форму для определения спряжения. Повторение окончаний глаголов настоящего времени при работе с текстом. Сравнение грамматических свойств глаголов настоящего и будущего времени по плану ( РТ. с. 60 упр. 93 устно)





Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени








Правописание глаголов 3-го лица




Сопоставление глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Списывание предложений с выделением окончаний и определением спряжения по ударным окончаниям. Распределение по группам глаголов с ударными или безударными окончаниями (РТ. с. 55 упр. 84)





Закрепление знаний личных окончаний глаголов I и II спряжения.








Правописание глаголов на –тся и -ться.



Навык верного написания –тся и –ться в глаголах; написания безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени

Введение орфограммы –тся, -ться в глаголах. Отработка навыка написания изучаемой орфограммы. Работа с глаголами на материале пословиц (РТ. с.67 упр. 105). Образование указанных форм глаголов по образцам (РТ. с. 68 упр. 106).





Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах




Письменное составление диалогов с указанными словами при работе в паре (РТ. с.70 упр. 109). Составление предложений с глаголами с изучаемой орфограммой. Игра «Кто больше?» по вопросам учебника.





Глаголы-исключения



Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени

Нахождение глаголов –исключений в предложениях. Определение причины, почему 11 глаголов считаются исключениями; дети, работая в паре, выбирают из вариантов, предложенных в упр. 112 с. 71 РТ. Закрепление навыка написания окончаний глаголов- исключений на материале упр. 113 с. 71 из РТ. Уточнение круга слов – исключений (РТ. с. 70 упр.111) задание выполняется в паре.





Глаголы-исключения








Разбор глагола как части речи




Вспомнить, как изменяются глаголы в каждом из времён. Заполнить таблицу. Разбирать глаголы как часть речи.





Разбор глагола как части речи








Закрепление знаний о глаголе



Умение дать характеристику глаголу как части речи; навык написания безударных личных окончаний глагола; представление о языке как об орудии воздействия на общество и человека

Систематизация знаний о глаголе с использованием таблицы. Анализ глаголов выполняется сначала устно, затем письменно. Составление рассказа о глаголе на основе упр. 124 с. 77 РТ.





Контрольный диктант по теме «Глагол»




Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибками. Систематизация знаний о глаголе




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Имя числительное (3 часа)







Имя числительное (3 часа)





Общее представление об имени числительном как части речи.


Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).

Навык звуко-бук-венного, морфоло-гического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложе-ния; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость

Понятие имени числительного как части речи. Чтение сообщения Самоварова. Нахождение имён числительных в считалочке М. Карема (РТ. с.79 упр.126) восстановление фразеологизмов путём добавления имён числительных.





Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.



Знакомство с количественными и порядковыми числительными при чтении сообщения Самоварова. Образование порядковых числительных по образцу. Выделение окончаний. Игра «Кто больше?»





Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.



Знакомство с простыми, сложными и составными именами числительными на основе анализа слов и чтения сообщения Самоварова. Составление и решение арифметических примеров при работе в паре. Указать какое оно: простое, сложное или составное. Составление диалогов с использованием имён числительных. Распределение имён числительных по группам на основе их состава (РТ. с. 80 упр.128)

Наречие (3 часа)







Наречие (3 часа)





Наречие.


Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование от имён прилагательных. Роль и употребление в предложении.


Первоначальное знакомство с наречиями. Чтение сообщения Самоварова. Распределение наречий на группы на основе вопросов (РТ. с.82 упр. 131). Составление словосочетаний с наречиями. Разбор наречий по составу. Подбор наречий с антонимичным значением (РТ. с. 83 упр.133)





Неизменяемость наречий.



Нахождение в наречиях известных орфограмм. Распространение предложений наречиями. Работа с орфографическим словарём





Роль наречий в речи.



Повторение (10 часов)







Повторение (10 часов)





Контрольное списывание




Систематизация знаний об имени числительном. Запись числительных и определение их вида (РТ. с. 80 упр. 127). Работа со скороговорками. Разбор имени числительного.(РТ. с.81 упр.130)





Классификация слов в русском языке



Навык звукобуквенного, морфологического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложения; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость

Первоначальное знакомство с наречиями. Чтение сообщения Самоварова. Распределение наречий на группы на основе вопросов (РТ. с.82 упр. 131). Составление словосочетаний с наречиями. Разбор наречий по составу. Подбор наречий с антонимичным значением (РТ. с. 83 упр.133)





Обучающее изложение




Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Служебные части речи. Предлоги. Союзы.



Навык звукобуквенного, морфологического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложения; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость






Значение и роль в предложении служебных частей речи









Годовая контрольная работа за 4 класс




Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Работа над ошибками




Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.





Повторение изученных орфограмм









Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи.




Определение типа пропущенной орфограммы. Восстановление текста. Определение типа текста (РТ. с. 89 упр. 143). Конкурс «Кто нашёл больше орфограмм в выделенных словах?» на материале упражнения из учебника.





Урок-игра «Лучший знаток русского языка»