СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование по русскому языку по программе "Перспектива." 4 класс
№ по плану | № факт | Дата по пла ну | Дата факт | Тема | Кол во ч. | ФГОС | Характеристика деятельности учащихся | ||||||||||
Содержание курса | Планируемые результаты | ||||||||||||||||
Повторяем – узнаем новое (22 часа) | |||||||||||||||||
|
|
|
| Речевое общение. Речь устная и письменная. |
| Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи. Роль умения слушать и говорить в речевом общении. Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям, своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое. Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы). Текст. Письменная форма общения. Роль письма и чтения в речевом общении. Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии.
| Умение грамотно оформлять предложение на письме, находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки; коммуникативные умения ведения устной речи и оформления её на письме. Понимание значения языка как средства установления контакта, общения между людьми, понимание практической ценности получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное,владеть элементарным речевым этикетом.Договариваться с партнером по общению | |||||||||
|
|
|
| Определение отличия диалога и спора. |
| Коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных требований к ведению диалога, умение сравнивать речь, соответствующую и несоответствующую нормам общения; умение находить на письме орфограммы | Определять различия диалога и спора. Закреплять понятия диалог и монолог. Вспомнить, что такое тема и главная мысль текста. Раскрывать значение понятий «речевой этикет», «сленг».Находить и применять изученные орфограммы. Составление диалогов и монологов по рисунку учебника. | ||||||||||
|
|
|
| Цель речевого общения. |
| Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи | Определять цели, тему, способы и результаты общения.Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части.Владеть позитивным настроем при общении.Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации. | ||||||||||
|
|
|
| Правила общения. |
| Умение составить текст по алгоритму; умение сравнивать тексты разных типов; коммуникативные навыки ведения диалога, знание основных правил общения; умение разобрать слово по составу и как часть речи
| |||||||||||
|
|
|
| Использование правил общения в речи |
| Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная форма общения. | |||||||||||
|
|
|
| Диагностическая работа №1(начало года) |
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||||
|
|
|
| Речевая культура. Обращение. Речевой этикет. |
| Навык ведения диалога, умение соотносить особенности речи с речевой ситуацией; представление различий о научной, официально-деловой и разговорной речи; умение ставить знаки препинания при обращении | Контролировать икорректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте.Использовать знаки препинания для выделения обращения.Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.
| ||||||||||
|
|
|
| Обращение. Знаки препинания при написании обращения. |
| Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении.(РТ. с.10 упр.13) Работа с орфоэпическим словарём в конце учебника. Нахождение обращений в отрывках из художественных произведений, наблюдение над постановкой знаков препинания при обращениях. | |||||||||||
|
|
|
| Деловая речь, или официальная. |
| Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации; понимание различий научной, официально-деловой и художественной речи; первоначальный навык составления текстов разных жанров; умение находить в тексте и проверять изученные орфограммы | Уметь отвечать на проблемный вопрос. Речь деловая, официальная, в сравнении с речью разговорной. Учиться отличать деловую и разговорную речь. Анализ разных жанров деловой речи. Коллективное составление объяснительной записки. Работа со словами из словарика. | ||||||||||
|
|
|
| План как вид деловой речи. |
| Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Текст. Составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно-речевую). Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. План текста простой и развернутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную темы, а также на тему по выбору. Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления, объяснительной записки и т.п. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии. | Коммуникативные умения строить текст в зависимости от речевой ситуации, знание средств создания образности выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение, метафора); отработка УУД сравнения, умение создать элементарный текст в жанре художественной речи; УУД - использование алгоритма для проверки непроизносимых согласных | Узнать новое о виде документа – план. Определение основного назначения плана. Работа со статьёй из толкового словаря. Устное составление плана на заданную тему. Письменное составление плана текста. (РТ. с.14 упр.18) Комментированное объяснение | |||||||||
|
|
|
| Научная речь, её отличие от художественной речи.
|
| Различение текстов разных стилей. Поиск примеров научной речи. Анализ и запись найденных текстов. Повторение алгоритмов проверки орфограмм. Составление текстов на одну тему – научного и художественного. Наблюдение над ролью сравнения в передаче необходимого смысла. (РТ.с.17 упр.22) Подбор сравнений в передаче необходимого смысла. Повторить определение языкового средства – эпитет. | |||||||||||
|
|
|
| Метафора. Синонимы. |
| Познакомиться с определением метафоры. Выяснение особенностей метафоры. Объяснение различий между метафорой и сравнением. (РТ. с. 19 упр.24, с.20 упр.25) Объяснение метафор.(РТ. с.18 упр.23) Повторение алгоритма проверки орфограмм. Составление загадок с метафорами. Вспомнить что такое синонимы. Работа со стихотворным отрывком Н. Некрасова. Работа над значением устаревших слов. Работа с толковым словарём. | |||||||||||
|
|
|
| Средства создания образности и выразительности в художественной речи |
| Коммуникативные умения создавать тексты разных типов в зависимости от коммуникативных задач; знание особенностей текста-описания, текста -сообщения и текста-рассуждения; умение применять необходимые алгоритмы для проверки изученных ранее орфограмм | Установление основных признаков текста. Познакомиться с определение «Текст». Закрепление изученных орфограмм. Работа с текстом. Составление предложения текста и запись его. | ||||||||||
|
|
|
| Текст как речевое произведение.
|
| Формулировать тему и главную мысль текста. Озаглавливать тексты. Работать с опорными словами. Находить абзацы в тексте. | |||||||||||
|
|
|
| Изложе ние по рассказу |
| Коммуникативное умение создавать тексты разных типов в зависимости от коммуникативных задач; знание особенностей текста – описания, теста – повествования, текста – рассуждения; умение применять необходимые алгоритмы для проверки изученных ранее орфограмм
| Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. | ||||||||||
|
|
|
| Активизация знаний о типах текста. Текст-повествование |
| Систематизировать знания о типах текстов при чтении рубрики «Узелки на память». Работать с текстом (Р.Т.с. 24 упр. 32). Повторить изученные орфограммы. | |||||||||||
|
|
|
| Составление текста-описания по заданной теме. |
| Составлять простой и развёрнутый план на заданную тему устно и письменно. | |||||||||||
|
|
|
| Составление текста-рассуждения по заданной теме |
|
| Составлять простой и развёрнутый план на заданную тему устно и письменно. | ||||||||||
|
|
|
| Пропедевтические наблюдения над отражением личности автора в его произведении |
|
| Уметь определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Уметь составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. | ||||||||||
|
|
|
| Систематизация знаний по вопросам раздела «Проверь себя» |
| Систематизация знаний по изученной теме, закрепление коммуникативных навыков анализа текста разных типов, умение отвечать на вопросы по теме. | Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Контрольная работа по теме: «Речевое общение» |
| Анализ текста Э.Успенского Работа с орфограммами. Контрольное списывание текста. | |||||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками |
| Провести работу над ошибками.Применять полученные знания на практике. | |||||||||||
«Язык как средство общения» ( 42 часа) | |||||||||||||||||
|
|
|
| Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения. |
| Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка. Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека и его общении с окружающими. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения людей.Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. | Знание основных единиц языка. Понимание преимуществ фонетического (звукового) языка перед другими средствами общения (пиктография), общение с помощью жестов, мимики и т. д. | Рассмотреть разные средства общения. Анализ пословиц. Систематизация знаний об основных языковых единицах. Знать отличия звука от букв. Общение с помощью жестов. Работа над фразеологизмами. | |||||||||
|
|
|
| Роль письменности в истории человечества. |
| Знания о соотношении звука и буквы как основа орфографической грамот-ности; понимание эсте-тической ценности хорошо звучащей речи | |||||||||||
|
|
|
| Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах. |
| Познакомиться с высказываниями великих людей о родном языке. Работа со словарным словарём. Систематизация знаний о языковых единицах. | |||||||||||
|
|
|
| Повторение основных орфограмм. |
| Умение найти в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; обще-учебное действие самоконтроля | Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: безударные гласные в корне слова, парные и звонкие и глухие согласные в корне слова непроизносимые согласные(Чтение сообщения об истории возникновения орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу. Работа со словами из словарика | ||||||||||
|
|
|
| Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
| Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм: разделительные ъ и ь, буквосочетание ЧК. Творческая работа - составление диктантов для учащихся 3 класса. Безударные окончания имён прилагательных. Постановка ударения. | |||||||||||
|
|
|
| Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса. |
| Умение найти в словах изученные орфограммы и выбрать нужный алгоритм для их проверки; обще-учебное действие самоконтроля | Написание диктанта и выполнение грамматического задания из тех. карты № 3 | ||||||||||
|
|
|
| Повторение основных орфограмм. |
| Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм | |||||||||||
|
|
|
| Написание слов с безударными гласными в корне. |
| Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм | |||||||||||
|
|
|
| Языковые средства в общении (обобщение). |
| Систематизация орфографических правил. Выполнение упражнений на тренировку написания отдельных орфограмм | |||||||||||
|
|
|
| Контрольный диктант по теме «Средст ва общения» |
| Систематизация знаний по изученной теме, закреп-ление коммуникативных навыков анализа текста разных типов, умение отве-чать на вопросы по теме | Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками |
| Выполнение коллективного анализа Работы над ошибками в контрольной работе. | |||||||||||
|
|
|
| Предложение. Повторение знаний о предложении. |
| Умение расставить знаки препинания в конце пре-дложений и при однородных членах предложения; умение выбрать коммуникативно обусловленный тип предло-жения в зависимости от цели высказывания и правильно его построить; воспитание потребности обращаться к словарям русского языка (к толковому словарю)
| Работа над смысловой функцией знаков препинания в конце предложения. Значение знаков препинания в конце предложений. Разные типы предложений. Работа над связью слов в предложении. Работа с текстом(РТ. с.37 упр.56) Работа с фразеологизмами. Работа с повествовательными и побудительными предложениями. Роль знаков препинания в конце предложений. | ||||||||||
|
|
|
| Типы предложений по цели высказывания и по интонации. |
| Роль языка в общении. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Роль письменности в истории человечества. Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах, словах, предложениях, текстах). Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Слово как языковой знак. Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. Метафора и сравнение. Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение.Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
| Расширить представление о роли знаков препинания не только в конце предложения, но и в середине. Наблюдение над ролью запятой в историческом документе (РТ. с. 39 упр.58) Восстановление «рассыпавшихся» предложений. Запись предложений с комментированием. | ||||||||||
|
|
|
| Знаки препинания в конце предложения. |
| ||||||||||||
|
|
|
| Контрольный диктант за 1 четверть |
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||||
|
|
|
| Главные члены предложения. Подлежащее. |
| Умение находить в предложении подлежащее, выраженное именем существительным или личным местоимением в именительном падеже, умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения; навык нахождения орфограмм и применение нужного алгоритма их проверки | Нахождение главных членов в предложении. Определение части речи, падежа подлежащего. Игра «Подбери словечко». Определение прямого и переносного значения глаголов. Составление предложений со второстепенными членами. | ||||||||||
|
|
|
| Главные члены предложения. Сказуемое. |
|
| Нахождение сказуемых в предложениях. Работа со словами из словарика (с.60) подбор синонимов и антонимов. Запись предложений со словарными словами. Игра «Подбери словечко». Прямое и переносное значение глаголов. Распространение предложений второстепенными членами. Работа с текстом и словами- синонимами. | ||||||||||
|
|
|
| Нахождение главных членов предложения. |
| Работа с текстами. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому. | |||||||||||
|
|
|
| Второстепенные члены предложения. |
| Работа с текстами. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому. | |||||||||||
|
|
|
| Роль второстепенных членов предложения. |
| ||||||||||||
|
|
|
| Связь слов в предложении.
|
| Развивать умение устанавливать связь между словами. Работа с текстом. Постановка вопросов от одного члена предложения к другому. | |||||||||||
|
|
|
| Предложения с однородными членами. Отработка навыка нахождения однородных членов предложения. |
| Умение находить в предложении однородные члены, умение ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами. | Выполнение коллективного анализа Работы над ошибками в контрольном диктанте. Отработка навыка нахождения однородных членов. Работа над созданием алгоритма. Наблюдение над постановкой знаков препинания при однородных членах. Чтение высказывания Самоварова. Анализ схем предложений. Составление схем предложений . | ||||||||||
|
|
|
| Составление предложений с однородными членами. |
| Нахождение однородных членов . Расстановка знаков препинания и взаимопроверка. Составление текста – описания по рисунку с однородными членами. Работа с текстом по заданию. (РТ. с. 46 упр.70) Работа со схемами предложений. | |||||||||||
|
|
|
| Смысловая ёмкость предложений с однородными членами |
| Умение находить в предложении однородные члены, умение ставить знаки препинания при однородных членах; коммуникативный навык использования и конструирования предложений с однородными членами. | Замена нескольких простых предложений одним предложением с однородными членами. | ||||||||||
|
|
|
| Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. |
| Составление предложений. закрепление знаний об однородных членах предложения. Анализ предложений по схемам, объяснение знаков препинания и нахождение изученных орфограмм. Тренировка в постановке знаков препинания при однородных членах. (РТ. с.48 упр.74, 75) | |||||||||||
|
|
|
| Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения. |
| Умение различать простое и сложное предложения; умение различать сложное предложение и простое с однородными членами; умение ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении (без введения термина) | Введение понятия сложного предложения. Нахождение сложных предложений с определением основ, наблюдением за интонацией при их прочтении и над знаками препинания. Сравнение сложных предложений и простых предложений с однородными членами.(РТ. с.49 упр. 76, 77) | ||||||||||
|
|
|
| Выявление различий сложного и простого предложения с однородными членами. |
| ||||||||||||
|
|
|
| Знаки препинания в сложных предложениях |
| Отработка навыка различия простых и сложных предложений. Конструирование сложных предложений из простых. | |||||||||||
|
|
|
| Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием |
| Понимание различий между словом, предложением и словосочетанием; умение находить в предложении словосочетания, ставить вопрос от слова к слову; формирование навыка культуры речи, грамотного использования словосочетаний в речи | Повторение понятия словосочетание при чтении рубрики «Узелки на память». | ||||||||||
|
|
|
| Распространение предложения с помощью словосочетаний. |
| Нахождение словосочетаний в предложениях. Составление предложений со словосочетаниями. (РТ. с.52 упр.82) Игра «Спорщики».(РТ. с. 52 упр.83). | |||||||||||
|
|
|
| Контрольный диктант по теме Предло жение. |
|
| Составление словосочетаний со словами из словаря. Применять полученные знания на практике. | ||||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками |
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова. |
|
| Определение роли слова. Доказать необходимость иметь большой словарный запас. Чтение сведений о толковых словарях русского языка. Работа с толковым словарём. Игра «Кто быстрее?».(РТ. с.55 упр.87) Экспериментальное составление текста на заданную тему с использованием ограниченного количества слов. | ||||||||||
|
|
|
| Знакомство с различными видами лингвистических словарей. |
|
| Знакомство с фразеологическим словарём. Нахождение фразеологизмов, объяснение значения по фразеологическому словарику. Знакомство с этимологическим словарём. Знакомство с наукой о значении слов – этимологией. Работа с орфографическим словарём. Комментированное письмо с объяснением орфограмм. Самостоятельная работа упр. 133 | ||||||||||
|
|
|
| Лексическое значение слова. |
|
| Определение термина лексическое значение. Различение слов и форм одного слова. Запись под диктовку. Нахождение начальной формы слова. Работа с толковым словарём. | ||||||||||
|
|
|
| Синонимы, антонимы, омонимы |
|
| Работа в рубрике «Узелки на память». Определение групп слов на основе значения и звучания . Составление синонимических рядов. Нахождение синонимов в художественном тексте. Определение различий в значении синонимов. | ||||||||||
|
|
|
| Антонимы, синонимы, омонимы. |
|
| Подбор синонимов к многозначному слову. Работа с антонимами. Определение частеречной принадлежности слов антонимов. Работа с омонимами. Обобщение знаний о синонимах, антонимах и омонимах. | ||||||||||
|
|
|
| Многозначные слова. |
|
| Работа в рубрике «Узелки на память» - многозначными словами. Анализ значения многозначных слов. Определение прямого и переносного значений слов. Работа со статьями толкового словаря С. И. Ожегова. | ||||||||||
|
|
|
| Употребление слов в переносном значении |
|
| |||||||||||
|
|
|
| Обобщение и закрепление знаний о слове |
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Диктант с творчес ким заданием. |
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками |
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Применять полученные знания на практике.Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
Состав слова (18 часов) | |||||||||||||||||
|
|
|
| Повторение и систематизация знаний о составе слова |
| Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Правописание суффиксов –ек, -ик. Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
| Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях | Повторение частей слова. Обращение к рубрике «Узелки на память». Разбор слов по составу. Выработка алгоритма разбора слов. Нахождение в тексте однокоренных слов и разбор их по составу (РТ. с.59 упр.94). Игра «Третий лишний»(РТ. с.62 упр.98). Выделение нулевого окончания. Знать, что окончаний в глаголах неопределённой формы нет! Повторение состава слова путём подбора слов под соответствующие схемы. | |||||||||
|
|
|
| Значение приставок в словах. |
|
| Образование новых слов с помощью приставок. Сопоставление слов с приставками и без них. Закреплять умение различать приставку и предлог. | ||||||||||
|
|
|
| Разделительный ъ и ь. |
|
| Повторение и закрепление изученной ранее орфограммы «Разделительные ъ и ь». Составление словосочетаний. Уметь пользоваться алгоритмом для проверки слов по изученной орфограмме. Написание объяснительного диктанта. | ||||||||||
|
|
|
| Правописание слов с разделительными Ъ и Ь |
|
| Распределительный диктант. | ||||||||||
|
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
| Запомнить как пишутся суффиксы, определить их значение. Образование слов с помощью суффиксов -еньк, -очк, -ок, -ик, -чик. Поиск в тексте слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. | ||||||||||
|
|
|
| Правописание суффиксов –ек, -ик.
|
| Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограм-мы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях | Изучить правописание суффиксов –ек, -ик. Определение алгоритма написания суффиксов –ек, -ик. Отработка алгоритма проверки суффиксов –ек, - ик.(РТ. с. 65 упр.106,107) | ||||||||||
|
|
|
| Корень слова. |
|
| Закреплять умение выделять корень. Находить однокоренные слова. Подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне. Вспомнить алгоритмы проверки орфограмм. | ||||||||||
|
|
|
| Однокоренные слова. |
|
| Выписывание однокоренных слов, выделение в них корня. Слова с корнем –ДРЕМ-. Закреплять навык определения и проверки орфограмм корня.(РТ. с.61 упр.97) | ||||||||||
|
|
|
| Закрепление орфографических навыков при написании корней слова. |
|
| Знание орфограмм корня. Восстановление стихотворения С. Маршака с использованием рисунка. Работа с текстом.(РТ. с.60 упр.96) | ||||||||||
|
|
|
| Правописание гласных и согласных в корне слова |
|
| Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». | ||||||||||
|
|
|
| Правописание корня слова. Изложе ние |
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Повторение и систематизация основных орфограмм корня. |
|
| Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». | ||||||||||
|
|
|
| Различение формы слова и однокоренных слов |
| Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях | Выписывание однокоренных слов, выделение в них корня. Слова с корнем –ДРЕМ-. Закреплять навык определения и проверки орфограмм корня.(РТ. с.61 упр.97) | ||||||||||
|
|
|
| Сложные слова |
|
|
| Выделение корней и соединительных гласных в словарных словах. Восстановление слов и словосочетаний. Игра «Переводчик». Нахождение сложных слов(РТ. с.67 упр. 110.) Образование сложного слова на основе предложенного словосочетания. (РТ. с.67 упр. 109) Игра «Подбери словечко». | |||||||||
|
|
|
| Контрольная работа за 1 полугодие |
| Систематизация знаний по изученной теме | Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками. Нахождение сложных слов. |
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте.Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
|
|
|
| Правописание корня в однокоренных словах |
| Умение выделять значимые части слова; умение найти и проверить орфограммы в корне слова; умение различать приставки и предлоги и верно писать их; знание семантики ряда морфем как основы грамотного использования слова в различных речевых ситуациях | Выписывание однокоренных слов, выделение в них корня. Слова с корнем –ДРЕМ-. Закреплять навык определения и проверки орфограмм корня | ||||||||||
|
|
|
| Проверяемые и непроверяемые буквы в корнях слов. |
|
| Знание орфограмм корня. Выполнение задания «Сам себе учитель». Нахождение и исправление ошибок при выполнении задания. Повторение орфограммы «Удвоенные согласные в корне слова». | ||||||||||
Слово как часть речи (5 часов) |
|
|
|
|
|
| Слово как часть речи (5 часов) | ||||||||||
|
|
|
| Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. |
| Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. | Понимание основных принципов выделения частей речи; умение определять имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические признаки | Уточнение представления о разных подходах к анализу слова. Повторение знаний о частях речи. Распределение слов по частям речи с устным комментированием. Распределение слов на тематические группы ( РТ. с. 70-71 упр.116, 117) Знакомство с понятием грамматическое значение. | |||||||||
|
|
|
| Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями. |
|
| Нахождение общего грамматического значения для нескольких слов. Определение роли окончаний в выражении одного или нескольких грамматических значений. Распределение слов на группы на основе общих и частных грамматических значений. Распределение слов по частям речи с повторением орфограмм. Работа со словарными словами. | ||||||||||
|
|
|
| Грамматическое значение частей речи. |
|
| Составление словосочетаний, в которых разные окончания служат для выражения разного значения. Распределение по частям речи необычных слов. Закреплять навыки распределения слов по частям речи. | ||||||||||
|
|
|
| Распределение слов на группы по частям речи. |
|
| Понимание основных принципов выделения частей речи; умение определять имя существительное, имя прилагательное, глагол и указать их основные грамматические | Сделать вывод о роли в предложении слов каждой части речи. Составление небольшого рассказа по рисунку. Обобщение основных признаков , по которым выделяются части речи. Составление обобщённой схемы «Части речи». | |||||||||
|
|
|
| «Слово как часть речи».Проверочная работа. |
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | ||||||||||
Части речи (73 часа) |
|
|
|
| Раздел «Части речи» (73 часа) | ||||||||||||
Имя существительное (23 часа) |
|
|
|
| Имя существительное (23 часа) | ||||||||||||
|
|
|
| Повторение знаний об имени существительном |
| Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж. Склонение имен существительных в единственном числе. Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных.Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на - мя, - ий, - ие, - ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные. Роль имен существительных в речи и в составе предложений. | Умение определять одушевлённость. Неодушевлённость, род, число и падеж имён существитель-ных; умение составить текст-повествование на основе личного опыта; общеучебное умение сравнивать грамматические признаки имён существительных | Определение начальной формы имени существительного, различение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Углубление понятия одушевлённости - неодушевлённости имён существительных. Образование одушевлённых имён существительных с помощью суффиксов. Игра « Кто быстрее?». Повторение собственных имён существительных. Повторение роди и числа имён существительных. | |||||||||
|
|
|
| Повторение падежей имён существительных |
|
| Повторение падежей имён существительных. Составление устного научного текста об изменении имён существительных по падежам. Отработка навыка постановки вопроса к имени существительному для определения падежа, чтение высказывания Самоварова. Повторение рода и числа в игре «Угадай» | ||||||||||
|
|
|
| Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного |
|
| Вспомнить алгоритм определения падежа имени существительного. Работа с рубрикой «Шаги к умению». Отработка навыка определения падежа имени существительного. Самостоятельное склонение имён существительных. Наблюдение над правописанием падежных окончаний. | ||||||||||
|
|
|
| Обобщение сведений об имени существительном. |
|
| Закрепить алгоритм определения падежа имени существительного. Отработка навыка определения падежа имени существительного. Самостоятельное склонение имён существительных. | ||||||||||
|
|
|
| Определение падежа у несклоняемых имен существительных. |
|
| Работа в рубрике « Узелки на память». Расширение представлений о несклоняемых именах существительных. Умение ставить существительное в нужный падеж. Определение падежа несклоняемых имён существительных. Работа со словарными словами. Уметь проводить разбор имени существительного как части речи. | ||||||||||
|
|
|
| Три склонения имён существительных. |
| Умение определить склонение имени существительного, умение подобрать слово-помощник с ударным окончанием | Распределение имён существительных по склонениям(РТ. с.12 упр.14) Разбор по составу сложных слов. Игра «Кто быстрее?». Определение склонения имён существительных в косвенном падеже. Чтение высказывания Самоварова. Отработка навыка определения склонения имён существительных. | ||||||||||
|
|
|
| Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных. |
|
| Игра «Собери слово». Определение роли окончаний в создании рифмы в стихотворном произведении. Чтение высказывания Совёнка. Самостоятельный подбор рифмы к данным словосочетаниям. Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных в форме игры «На рынке». (РТ. с.13 упр.16) Работа с текстом.(РТ. с.14 упр.17) | ||||||||||
|
|
|
| Изменение по падежам имен существительных 1-го склонения |
|
| Введение понятия слово-помощник. Нахождение имён существительных, которые могут служить словами-помощниками. Восстановление текста с указанием падежа и окончаний вставленных имён существительных. Игра «Кто больше?» | ||||||||||
|
|
|
| Падежные окончания имен существительных 1-го склонения |
| Умение верно писать падежные окончания имён существительных 1-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями | |||||||||||
|
|
|
| Падежные окончания имен существительных 1-го склонения |
|
|
| Отработка навыка написания окончаний творительного падежа существительных 1 склонения.(РТ.с19 упр 26). Составление рассказа по рисунку и по опорным выражениям. Нахождение и исправление ошибок в тексте с объяснением орфограмм. Работа с текстом (РТ.с20 упр.27). определить вид текста. | |||||||||
|
|
|
| Окончания имён существительных 2-го склонения в разных падежах.. |
|
| Умение верно писать падежные окончания имён существительных 2-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями | Определение двух способов проверки безударных падежных окончаний существительных 2 го склонения. Нахождение слов – помощников.(РТ. с.21 упр.28) Работа над окончаниями предложного падежа существительных 2-го склонения (РТ. с.21упр29). дописывание пропущенных окончаний (РТ. с.22 упр.30). работа с существительными 2-го склонения (РТ.с22 упр.31) | |||||||||
|
|
|
| Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения. |
|
|
| Нахождение в тексте имён существительных 2-го склонения, определение их падежа. Письменное выполнение упр. С комментированием пропущенных орфограмм. Игра «Доскажи». Работа в паре (РТ. с.23 упр.33). Сравнение окончаний существительных 1-го и 2-го склонения. Оставление предложений из слов. | |||||||||
|
|
|
| Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. |
|
|
| Нахождение разных окончаний у существительных 2 –го склонения в предложном падеже. Работа с текстом (РТ. с24 упр.35). Пересказ текста по составленному плану письменно. | |||||||||
|
|
|
| Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах |
|
| Умение верно писать падежные окончания имён существительных 3-го склонения; находить слова- помощники с ударными окончаниями, умение найти известные орфограммы | Определение существительных с ударными и безударными падежными окончаниями. Склонение имён существительных по образцу. Нахождение слов- помощников. Работа в паре (РТ. с 25 упр.37). Работа с окончаниями родительного падежа существительных 3-го склонения при определении пропущенных окончаний ( РТ. с.26 упр.38). Подчеркнуть известные орфограммы. Работа с окончаниями дательного падежа в форме дискуссии – спора (РТ. с.26 упр.39). Игра «Кто прав?». Закрепление (РТ. с.27 упр.41) | |||||||||
|
|
|
| Определение падежа имён существительных 3-го склонения. |
|
|
| Поиск существительных 3-го склонения в стихотворном тексте выполняется самостоятельно с последующей проверкой. Повторение орфограммы «Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих». Подбор имён существительных 3-го склонения к однокоренным словам. Сопоставление окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения (РТ. с.28 упр. 43). Нахождение слов- помощников с ударными окончаниями для имён существительных всех трёх склонений. Чтение рубрики «Узелки на память». | |||||||||
|
|
|
| Алгоритм написания безударных окончаний имен существительных |
|
|
| Распределение по склонениям имён существительных с проблемным определением рода. Составление словосочетаний. Работа в тетради (РТ. с.31 упр. 49). Чтение текста Н.М. Шанского с объяснением пропущенных орфограмм. Нахождение существительных разных склонений в орфографическом словарике. Составление предложений с существительными 1-го, и 2-го склонения. | |||||||||
|
|
|
| Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений |
| ; | Умение верно писать падежные окончания имён существительных 1-го. 2-го и 3-го склонений; умение объяснять выбор окончаний имени существительного; | ||||||||||
|
|
|
| Обучающее изложение |
|
|
| Написание изложения по тексту (упр. 67). | |||||||||
|
|
|
| Закрепление знаний о падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. |
|
|
| Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе. Определение падежа имён существительных во множественном числе. Работа над содержанием пословиц. Составление словосочетаний и определение падежа имён существительных во множественном числе (РТ. с.34 упр. 54). Творческое задание. Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе, повторение изученных орфограмм, работа с текстом (РТ. с.36 упр. 57). Озаглавить текст и составить его план. Краткий письменный пересказ. | |||||||||
|
|
|
| Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Отработка навыка образования формы именительного и родительного падежей множественного числа. |
|
| Умение верно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе, навык верного образования и использования в речи падежных форм имён существительных при наличии вариантов падежных окончаний; представление о выдающихся людях своей страны. (А. Барто) | Работа с окончаниями –а, -я, - ы, -и именительного падежа множественного числа. Чтение сообщения Совёнка. Знакомство с историей окончаний множественного числа именительного падежа. Работа с вариантами окончаний родительного падежа множественного числа. Работа с таблицей . закрепление навыка образования формы родительного падежа множественного числа (РТ. с.33 упр.51, 52). | |||||||||
|
|
|
| Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. |
|
|
| Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Самостоятельное выполнение упр. из РТ. с35 упр. 55. Работа с текстом. | |||||||||
|
|
|
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
|
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
Имя прилагательное (11 часов) |
|
|
|
|
|
| Имя прилагательное (11 часов) | ||||||||||
|
|
|
| Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи |
| Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе. Связь прилагательных с именами существительными. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, - ц, - ий, с окончаниями на - ья, - ье, - ов, - ин) и способы их проверки. | Умение ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному; умение верно писать безударные окончания имён прилагательных; умение определять род и число имени прилагательного; навык использования имён прилагательных в речи | Повторение алгоритма определения рода, числа, падежа имени прилагательного при чтении диалога Совёнка и Ани. Игра «Задание наоборот». Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи, дополнение текста именами прилагательными. | |||||||||
|
|
|
| Правописание безударных окончаний имен прилагательных |
|
| Тренировка умения ставить вопрос от имени сущест-вительного к имени прилагательному и определять окончание имени прилагательного. Устное составле-ние текста-рассуждения научного стиля. Определение случаев, когда имя прилагательное не имеет значения рода. Определение числа, падежа, рода имени прила-гательного. Самостоятельное списывание пересказа текста Д.Свифта с последующей проверкой вставленных окончаний имён прилагательных. | ||||||||||
|
|
|
| Правописание окончаний имен прилагательных |
|
| Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных единственного числа. Наблюдение над склонением имён прилагательных в единственном числе. | ||||||||||
|
|
|
| Склонение имен прилагательных в единственном числе |
|
| Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падеж-ных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагатель-ного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи | Отработка навыка определения падежа. Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа. Нахождение орфограмм в окончаниях имён прилагательных единственного числа. Наблюдение над склонением имён прилагательных в единственном числе. Игра «Исследователь». Работа с начальной формой имени прилагательного. Выработка навыка определения окончания прилагательных в начальной форме. Игра «Кто больше?» (РТ.с.41 упр. 63). Составление словосочетаний с прилагательными- антонимами. Различение имён прилагательных в именительном и винительном падежах. | |||||||||
|
|
|
| Склонение имен прилагательных в единственном числе |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Правописание окончаний имен прилагательных в единственном числе |
|
| Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падеж-ных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагатель-ного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи | Работа с окончаниями имён прилагательных в единственном и во множественном числе (РТ. с.44 упр. 67). Работа с текстом об А.С.Пушкине. наблюдение над использованием имён прилагательных в текстах разных типов. Составление текстов – описаний по рисункам. Игра «Кто больше?». Образование имён прилагательных от существительных с помощью суффиксов –н-, -ин-. | |||||||||
|
|
|
| Изменение по падежам имен прилагательных во множественном числе |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Наблюдение над окончаниями имён прилагательных множественного числа. |
|
|
| Склонение имён прилагательных во множественном числе на доске ив тетрадях с выделением окончаний. Работа с текстом, его списывание и грамматическое задание в форме самостоятельной работы. Распределение имён прилагательных на группы в зависимости от значения рода (РТ. с. 43 упр.66) | |||||||||
|
|
|
| Использование имён прилагательных в текстах разных типов. |
|
| Умение определять род и падеж прилагательных в единственном и во множественном числе; навык написания падеж-ных окончаний имён прилагательных во всех формах; умение сделать анализ имени прилагатель-ного как части речи; представление об образовании имён прилагательных от слов других частей речи; умение грамматически верно использовать имена прилагательные в речи | ||||||||||
|
|
|
| Проверь себя |
|
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками. Разбор прилагательного как части речи. |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
Местоимение (6 часов) |
|
|
|
|
|
| Местоимение (6 часов) | ||||||||||
|
|
|
| Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. |
| Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении. |
| Определение значения местоимений 1,2, 3-го лица при чтении диалога Самоварова и Ани и анализе рисунков – схем. Анализируется таблица на с. 74. Восстановление местоимений в диалоге. Отработка навыка постановки местоимений 1-го и 2-го лица в нужную форму и определения их падежа. Знакомство с правилом о правописании местоимений с предлогами - при чтении сообщения Совёнка. Определение орфограмм для выполнения задания (РТ.с.46-47 упр.72) | |||||||||
|
|
|
| Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. |
|
| Умение определить лицо, число и падеж личного местоимения; навык склонения личных местоимений; представление об особенностях изменения личных местоимений по числам (значение числа); умение верно использовать местоимения в речи | Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица – при чтении сообщения Самоварова и анализе таблицы. Нахождение местоимений в тексте. Знакомство с правилами речевого этикета при обращении на вы: чтение диалога Вани иСамоварова. Анализ местоимения как части речи. Письменный анализ личных местоимений из стихотворения А.Фета (РТ.с. 48 упр.74) | |||||||||
|
|
|
| Склонение личных местоимений. |
|
|
| Разбирать личные местоимения как члены предложения. Составление диалогов по рисункам. Анализ местоимений как части речи. Составление диалогов по заданным ситуациям. Правописание личных местоимений с предлогами. | |||||||||
|
|
|
| Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица. |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Проверочная работа по теме «Местоимение» |
|
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
|
|
|
| Работа над ошибкам Склонение местоимений. |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
Глагол (27 часов) |
|
|
|
|
|
| Глагол (27 часов) | ||||||||||
|
|
|
| Глагол. Повторяем, что знаем. |
| Общее значение, вопросы. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; глаголы на - тся и - ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Окончания - о, - а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).
| Умение определять время, число и (в прошедшем времени) род глагола; умение поставить глагол в начальную форму | Повторение категорий времени, числа и рода глаголов. Игра «Кто найдёт самое точное слово?». Наблюдение над ролью категории времени глагола. Словарная работа по заданиям учебника. Письменный анализ глаголов из стихотворения. Чтение рубрики «Узелки на память». | |||||||||
|
|
|
| Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. |
|
| Работа с безударными окончаниями глаголов прошедшего времени. Подбор имён существительных нужного рода. Наблюдение над окончаниями глаголов настоящего и будущего времени. | ||||||||||
|
|
|
| Неопределенная форма глагола |
|
| Подбор глаголов с антонимичным и синонимичным значениями выполняется письменно с комментированием. Образование начальной формы для глаголов из пословиц. Выбор верной неопределённой формы глагола. Изменение глаголов по временам по образцу | ||||||||||
|
|
|
| Повторение знаний о глаголе. |
|
| Работа с текстом по заданиям учебника. Списывание текста, письменный анализ глаголов из первых двух абзацев. Анализ глаголов и восстановление их окончаний (РТ. с.50 упр.76). Составление устного научного текста о глаголе как части речи. | ||||||||||
|
|
|
| Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам |
| Умение образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа | Введение понятия спряжения. Игра «Найди место для глагола». Письменное спряжение глаголов с обязательным выделением окончаний (РТ.с.50 упр. 77). Определение лица глаголов настоящего времени. Чтение совета Совёнка с. 88. Определение лица и числа глаголов в предложениях, записанных под диктовку. Текст записывается с комментированием орфограмм. | ||||||||||
|
|
|
| Изменение глаголов в будущем времени по лицам и числам |
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа. |
|
|
| Введение орфограммы «Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа». Определение новой функции мягкого знака – показателя грамматической формы – при чтении сообщения Самоварова. Составление диалогов на тему «Чем ты занимаешься в свободное время?». Словарная работа со словом сеялка. | |||||||||
|
|
|
| Стандартизированная контрольная работа |
|
|
| Уметь применять полученные знания на практике. | |||||||||
|
|
|
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам |
|
| Умение образовывать спрягаемые личные формы глаголов в настоящем и будущем времени; навык написания мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа | Введение понятия спряжения. Игра «Найди место для глагола». Письменное спряжение глаголов с обязательным выделением окончаний (РТ.с.50 упр. 77). Определение лица глаголов настоящего времени. Чтение совета Совёнка с. 88. Определение лица и числа глаголов в предложениях, записанных под диктовку. Текст записывается с комментированием орфограмм. | |||||||||
|
|
|
| I и II спряжение глаголов |
|
|
| Изучение таблицы и ответ на вопрос Самоварова. Делается вывод об окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени. Чтение диалога Совёнка и Ани. Образование формы будущего времени от глаголов. | |||||||||
|
|
|
| Личные окончания глаголов первого и второго спряжения. |
|
| Умение определять спряжение глагола; навык верного написания безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени | Игра «Кто больше?». Работа с пословицами. Ответ на вопрос Ани о значении изучения лица и числа глаголов. | |||||||||
|
|
|
| Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения. |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Определение написания безударного окончания глагола. |
|
|
| Введение орфограммы «Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа». Определение новой функции мягкого знака – показателя грамматической формы – при чтении сообщения Самоварова. Составление диалогов на тему «Чем ты занимаешься в свободное время?». Словарная работа со словом сеялка. | |||||||||
|
|
|
| Правописание безударных окончаний глаголов. |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Спряжение глаголов будущего времени |
|
|
| Определение личных окончаний глаголов будущего времени (РТ. с.61 упр.94). отработка навыка верной постановки глагола в неопределённую форму для определения спряжения. Повторение окончаний глаголов настоящего времени при работе с текстом. Сравнение грамматических свойств глаголов настоящего и будущего времени по плану ( РТ. с. 60 упр. 93 устно) | |||||||||
|
|
|
| Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Правописание глаголов 3-го лица |
|
|
| Сопоставление глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Списывание предложений с выделением окончаний и определением спряжения по ударным окончаниям. Распределение по группам глаголов с ударными или безударными окончаниями (РТ. с. 55 упр. 84) | |||||||||
|
|
|
| Закрепление знаний личных окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Правописание глаголов на –тся и -ться. |
|
| Навык верного написания –тся и –ться в глаголах; написания безударных личных окончаний глаголов первого и второго спряжения в настоящем и будущем времени | Введение орфограммы –тся, -ться в глаголах. Отработка навыка написания изучаемой орфограммы. Работа с глаголами на материале пословиц (РТ. с.67 упр. 105). Образование указанных форм глаголов по образцам (РТ. с. 68 упр. 106). | |||||||||
|
|
|
| Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах |
|
|
| Письменное составление диалогов с указанными словами при работе в паре (РТ. с.70 упр. 109). Составление предложений с глаголами с изучаемой орфограммой. Игра «Кто больше?» по вопросам учебника. | |||||||||
|
|
|
| Глаголы-исключения |
|
| Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени | Нахождение глаголов –исключений в предложениях. Определение причины, почему 11 глаголов считаются исключениями; дети, работая в паре, выбирают из вариантов, предложенных в упр. 112 с. 71 РТ. Закрепление навыка написания окончаний глаголов- исключений на материале упр. 113 с. 71 из РТ. Уточнение круга слов – исключений (РТ. с. 70 упр.111) задание выполняется в паре. | |||||||||
|
|
|
| Глаголы-исключения |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Разбор глагола как части речи |
|
|
| Вспомнить, как изменяются глаголы в каждом из времён. Заполнить таблицу. Разбирать глаголы как часть речи. | |||||||||
|
|
|
| Разбор глагола как части речи |
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| Закрепление знаний о глаголе |
|
| Умение дать характеристику глаголу как части речи; навык написания безударных личных окончаний глагола; представление о языке как об орудии воздействия на общество и человека | Систематизация знаний о глаголе с использованием таблицы. Анализ глаголов выполняется сначала устно, затем письменно. Составление рассказа о глаголе на основе упр. 124 с. 77 РТ. | |||||||||
|
|
|
| Контрольный диктант по теме «Глагол» |
|
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками. Систематизация знаний о глаголе |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
Имя числительное (3 часа) |
|
|
|
|
|
| Имя числительное (3 часа) | ||||||||||
|
|
|
| Общее представление об имени числительном как части речи. |
| Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи). | Навык звуко-бук-венного, морфоло-гического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложе-ния; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость | Понятие имени числительного как части речи. Чтение сообщения Самоварова. Нахождение имён числительных в считалочке М. Карема (РТ. с.79 упр.126) восстановление фразеологизмов путём добавления имён числительных. | |||||||||
|
|
|
| Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. |
|
| Знакомство с количественными и порядковыми числительными при чтении сообщения Самоварова. Образование порядковых числительных по образцу. Выделение окончаний. Игра «Кто больше?» | ||||||||||
|
|
|
| Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. |
|
| Знакомство с простыми, сложными и составными именами числительными на основе анализа слов и чтения сообщения Самоварова. Составление и решение арифметических примеров при работе в паре. Указать какое оно: простое, сложное или составное. Составление диалогов с использованием имён числительных. Распределение имён числительных по группам на основе их состава (РТ. с. 80 упр.128) | ||||||||||
Наречие (3 часа) |
|
|
|
|
|
| Наречие (3 часа) | ||||||||||
|
|
|
| Наречие. |
| Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. Образование от имён прилагательных. Роль и употребление в предложении. |
| Первоначальное знакомство с наречиями. Чтение сообщения Самоварова. Распределение наречий на группы на основе вопросов (РТ. с.82 упр. 131). Составление словосочетаний с наречиями. Разбор наречий по составу. Подбор наречий с антонимичным значением (РТ. с. 83 упр.133) | |||||||||
|
|
|
| Неизменяемость наречий. |
|
| Нахождение в наречиях известных орфограмм. Распространение предложений наречиями. Работа с орфографическим словарём | ||||||||||
|
|
|
| Роль наречий в речи. |
|
| |||||||||||
Повторение (10 часов) |
|
|
|
|
|
| Повторение (10 часов) | ||||||||||
|
|
|
| Контрольное списывание |
|
|
| Систематизация знаний об имени числительном. Запись числительных и определение их вида (РТ. с. 80 упр. 127). Работа со скороговорками. Разбор имени числительного.(РТ. с.81 упр.130) | |||||||||
|
|
|
| Классификация слов в русском языке |
|
| Навык звукобуквенного, морфологического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложения; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость | Первоначальное знакомство с наречиями. Чтение сообщения Самоварова. Распределение наречий на группы на основе вопросов (РТ. с.82 упр. 131). Составление словосочетаний с наречиями. Разбор наречий по составу. Подбор наречий с антонимичным значением (РТ. с. 83 упр.133) | |||||||||
|
|
|
| Обучающее изложение |
|
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
|
|
|
| Служебные части речи. Предлоги. Союзы. |
|
| Навык звукобуквенного, морфологического анализа, разбора слова по составу; навык нахождения главных и второстепенных членов предложения; умение создать текст разного типа; орфографическая зоркость |
| |||||||||
|
|
|
| Значение и роль в предложении служебных частей речи |
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| Годовая контрольная работа за 4 класс |
|
|
| Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
|
|
|
| Работа над ошибками |
|
|
| Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Применять полученные знания на практике. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. | |||||||||
|
|
|
| Повторение изученных орфограмм |
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи. |
|
|
| Определение типа пропущенной орфограммы. Восстановление текста. Определение типа текста (РТ. с. 89 упр. 143). Конкурс «Кто нашёл больше орфограмм в выделенных словах?» на материале упражнения из учебника. | |||||||||
|
|
|
| Урок-игра «Лучший знаток русского языка» |
|
|
|
|