СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект "Поможем нашим речевичкам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для учителей логопедов ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Поможем нашим речевичкам"»

Педагогический проект









«Поможем нашим

речевичкам!»









Подготовила: учитель логопед

Буценик М.Г.





МКДОУ Тесинский детский сад. 2018



Актуальность.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в детских садах, очень заметным стало повышение количества детей, имеющим отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой культурой речи. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно- речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи и нервной симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника для достижения целевых ориентиров.

Необходимость слаженной работы специалистов также обусловлена особенностями работы в логопункте нашего детского сада, не имеющего специализированных речевых групп.

Тема: «Улучшение качества речи детей старшего возраста, имеющих речевые нарушения»

Название: «Поможем нашим речевичкам!»

Цель: Повысить уровень речевого развития детей, имеющих нарушения речи, создать систему взаимодействия педагогического коллектива в решении этой цели.

Задачи: 1. Создать команду из всех педагогов ДОУ для осуществления коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.

2.Организовать коррекционно-развивающую среду, стимулирующую речевое и личностное развитие детей.

3.Разработать слаженную работу педагогов по устранению речевых нарушений у детей на основе комплексной диагностики.

Ожидаемый результат : повышение уровня речевого развития, проявляющееся в соответствии показателей возрастной норме (или близко к ней).

Срок проекта: долгосрочный ( год)

Участники: педагогический коллектив, родители, дети.

Этапы работы: 1. Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ.

2. Создание комплексной системы коррекционно - развивающей деятельности специалистов.

3. Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.

1 ЭТАП: Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно – развивающий процесс с учетом личностно – ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика помогает корректировать все имеющиеся у ребенка отклонения на основе всестороннего обследования. На основе ее составляется представление о каждом ребенке с речевой патологией. Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, корректировки поставленных образовательных задач.

2 ЭТАП: Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно- образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты. Учитель логопед осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учетом ведущих линий речевого развития- фонетики, лексики, грамматики- что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно- эстетического развития ребенка.

3 ЭТАП: Основное направление: создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребенка.

Организация взаимодействия учителя логопеда и воспитателей.

Условия для оптимального речевого развития ребенка:

1.речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

2. организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

3. обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

4. систематическое развитие предпосылок речевого развития;

5. развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

1.закрепление речевых навыков;

2.преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

3.повышение качества образовательных достижений воспитанников.











Направление работы

воспитатели

логопед

1.Диагностическое

Мониторинг речевого развития детей в начале года, в конце года

Первичная диагностика- диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК (местное, районное), участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2.По результатам диагностики

Намечает план работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Учится слышать дефекты речи в фонематическом и грамматическом оформлении

Знакомит воспитателей с результатами обследования речи детей, обращает их внимание на особенности речевого развития(особенности нарушения).

3.Коррекционно-развивающее

Формирует у ребенка общие предпосылки, обеспечивающие успешность логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах возрастной нормы.

Выполняет задания из тетради взаимодействия (воспитателей и логопеда).

Осуществляет систематический контроль за речью( за поставленными звуками) не только во время занятий, но и в режимные моменты.

Проведение по рекомендации логопеда упражнений на развитие дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Развивать у детей другие стороны речи: интонацию, силу голоса., выразительность, фонематические процессы(умение слышать речевые звуки) в ходе различных мероприятий, режимных моментах, НОД и др.

Производит коррекцию речевых нарушений, развивает сохранные речевые навыки.

Коррекционная работа по направлениям в соответствии со структурой речевого нарушения:

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие просодики

-формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов

-обогащение лексического запаса в ходе автоматизации звуков

-формирование грамматической стороны речи в ходе автоматизации звуков

-развитие диалогической и монологической речи в ходе автоматизации звуков.

Ведет тетради взаимодействия (воспитателей и логопеда), дает рекомендации по автоматизации звуков в разговорной речи, по проведению упражнений на развитие дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

4. Предметно-пространственная среда.

Выделить в группе место для логопедических занятий «логопедический уголок», в котором должны находиться печатные игры для развития речи, игры для развития дыхания, воздушной струи, зеркала и песочные часы для артикуляционных упражнений, игрушки- говорушки, змейка Шуша. Ведение в группе «Экрана звукопроизношения»

Провести консультацию для воспитателей «Оснащение логопедического уголка».

Ведение «Экранов звукопроизношения», «Экранов успеваемости».


5. Работа с родителями.

Помощь логопеду в организации встречи с родителями (передать родителям, время, когда зайти к логопеду)



Помощь логопеду в заполнении заявлений и соглашений (передать и забрать их у родителей)



Содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье.


Объяснение(при необходимости) заданий логопеда родителям для закрепления поставленных звуков.


Организация собрания.





Консультации,

рекомендации для родителей по речевому развитию детей (по образовательной области «Речевое развитие»).



Информационные стенды для родителей по речевому развитию (по образовательной области «Речевое развитие»)


Информирование родителей о динамике речевого развития (по образовательной области «Речевое развитие»).


Контролирует, чтобы родители своевременно забирали задания домой.


Совместная подготовка детей к конкурсам чтецов, праздникам, театрализованным представлениям и др.


Участие в педагогическом консилиуме (ПМПК), определение стратегии обучения и коррекции.



Заполнение речевых карт совместно с родителями, объяснение родителям результатов диагностики.


Содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье.



Обучение родителей приемам логопедической коррекции.



Выступление на первом родительском собрании «Организация эффективной коррекционной работы».


Коррекционные консультации, рекомендации для родителей по необходимости по мере коррекционной работы по просьбам в течение года.


Информационные стенды для родителей по коррекционной направленности.



Информирование родителей о динамике в процессе речевой коррекции.




Дает задания для автоматизации звуков.



Совместная подготовка детей к конкурсам чтецов, праздникам, театрализова

Дает задания на дом




Совместная подготовка детей к конкурсам чтецов, праздникам, театрализованным представлениям и др


Участие в педагогическом консилиуме (ПМПК), определение стратегии обучения и коррекции.







Организация взаимодействия логопеда и психолога.

Условия для оптимального речевого развития ребенка:

1.речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

2. организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

3. обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

4. систематическое развитие предпосылок речевого развития;

5. развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

1.закрепление речевых навыков;

2.преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

3.повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Направления работы

психолог

логопед

1.Диагностическое

Участие в ПМПК, обследования, диагностика, выявление трудностей в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.

Первичная диагностика - диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК ( местное, районное), участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2. По результатам диагностики

Намечает план работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Знакомство с результатами обследования, обсуждение совместного плана коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

3.Коррекционно-развивающее

Отработка коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, освобождение от мышечных зажимов, развитие внимания, увеличение диапазона эмоциональных проявлений, совершенствование психомоторики.

В ходе логопедической работы выявляет проблемы психологического характера, психолог помогает с ними справиться.

4. Работа с родителями

Дает рекомендации, проводит консультации для детей с тяжелыми нарушениями речи (психологического характера).





Участие в педагогическом консилиуме (ПМПК), определение стратегии обучения и коррекции.


Отправляет на районное ПМПК по необходимости.


Информационные стенды для родителей по коррекционной направленности.



Информирование родителей о динамике в процессе психологической коррекции.


Дает рекомендации, проводит консультации для детей нарушениями речи.

Совместно с психологом определяют пути взаимодействия с родителями в решении коррекционных задач.



Участие в педагогическом консилиуме (ПМПК), определение стратегии обучения и коррекции.


Отправляет на районное ПМПК по необходимости.


Информационные стенды для родителей по коррекционной направленности.



Информирование родителей о динамике в процессе речевой коррекции.



5.Предметно- пространственная среда

Различные игры на развитие психических процессов.

Обмен оборудованием

Организация взаимодействия логопеда и музыкального руководителя.

Условия для оптимального речевого развития ребенка:

1.речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

2. организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

3. обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

4. систематическое развитие предпосылок речевого развития;

5. развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

1.закрепление речевых навыков;

2.преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

3.повышение качества образовательных достижений воспитанников.

Направление работы

музыкальный руководитель

логопед

1.Диагностическое

Проводит диагностику, выявляет детей с трудностями в речевом развитии.

Первичная диагностика - диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК ( местное, районное), участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2.По результатам диагностики

Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями

3.Коррекционно-развивающие

Учить детей слушать музыкальные произведения, отличать на слух некоторые музыкальные инструменты, использовать некоторые элементы логоритмики, упражнений на развитие координации между движением и словом.

Использовать игры и упражнения на развитие дыхания, просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность), упражнения на развитие мимических движений.

Определяет проблемы в ходе логопедической работы, музыкальный руководитель помогает ребенку справиться с этими проблемами.

4.Предметно-пространственная среда

Наличие различных игр на преодоление у детей речевых нарушений, музыкальные инструменты для развития фонематического слуха, игрушки на развитие дыхания, музыкальные произведения и др.

Наличие различных игр на преодоление у детей речевых нарушений, музыкальные инструменты для развития фонематического слуха, игрушки на развитие дыхания, музыкальные произведения и др. В ходе коррекционной работы обмен оборудованием.



Организация взаимодействия логопеда и инструктора по физической

культуре.

Условия для оптимального речевого развития ребенка:

1.речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

2. организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

3. обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

4. систематическое развитие предпосылок речевого развития;

5. развитие предпосылок учебной деятельности: умения выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия, следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.

Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:

1.закрепление речевых навыков;

2.преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

3.повышение качества образовательных достижений воспитанников.



Направление работы

инструктор по физической культуре

логопед

1.Диагностическое

Выявляет проблемы у детей ( то есть наличие у детей с речевыми нарушениями - нарушения координации движений, моторной неловкости, неточности, отставания от заданного темпа, нарушения плавности, амплитуды выполняемых движений)

Первичная диагностика - диагностирует развитие всех сторон речи, определяет их соответствие возрастной норме, структуру речевого дефекта. В случае проблемы направляет на ПМПК ( местное, районное), участвует в заседании ПМПК. По завершении срока коррекционной работы изучает динамику речевого развития ребенка.

2. По результатам диагностики

Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Совместное обсуждение результатов диагностики, определение совместной работы с детьми с речевыми нарушениями.

3.Коррекционно-развивающие

Постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания).

Развитие моторики, координации движений. Расширение и обогащение лексического запаса в ходе НОД.

Определяет проблемы в ходе логопедической работы (физического характера), руководитель по физической культуре помогает детям справиться с этими проблемами.

4.Предметно-пространственная среда

Игры на развитие дыхания, выдоха, для развития координации движений, мелкой моторики и др.

В ходе коррекционной работы обмен предметно- пространственной средой.



Организация взаимодействия логопеда с семьей.

Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностно-ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка, полученные в результате обследования в начале учебного года.

Цель взаимодействия: объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка с речевой патологией, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам), активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Этапы работы

реализация

1.Подготовительный

Сообщение о нарушении речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях, сильных сторонах речевого развития.

Формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом.

Изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции.

2.Основной

Обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно- педагогический процесс с использованием следующих форм:

-участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов;

-включение родителей в проведение занятий (при необходимости)

-содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в процессе логопедической коррекции;

-обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи;

-мониторинг процесса логопедической коррекции в семье;

-содействие в создании коррекционно- педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка.

3. Завершающий

-анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции;

-разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.



Все домашние задания носят рекомендательный характер, логопед объясняет необходимость их выполнения для достижения результативности в коррекционной работе.









Реализация проекта:

Формы работы

реализация

Анкетирование, опросы



Родительские собрания



Индивидуальные консультации




Беседы





Индивидуальные практикум




Тетрадь для домашних заданий



Просмотры занятий



Дневник работы с родителями



Тема: «По каким вопросам в обучении ребенка вы хотели бы получить рекомендации логопеда»


Тема «Организация эффективной коррекционной работы».


«Артикуляционная гимнастика»

«Выполнение домашних заданий»

«Речевые игры дома»

«Автоматизация звука дома»


В начале года, после обследования детей, логопед знакомит с результатами диагностики, совместно заполняют речевые карты (анамнез), дает советы, рекомендации.


Обучение артикуляционной гимнастике, формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха (обучение практическим приемам).


Даются задания для преодоления речевой патологии (рекомендации и ответ родителей о том, как они выполнили задания дома).


При необходимости родители приглашаются на занятия.


В дневнике логопед отмечает, какая работа ведется с родителями.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!