Понятие дроби 5-6 класс
Кодификатор планируемых результатов.
Код раздела
1
Код элемента
Планируемые результаты
Тема «Понятие дроби»
1
5 кл.
Выпускник научится в 5-6 классах
6 кл.
1.1
7 кл.
1.1.1
Оперировать на базовом уровне понятиями: обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число.
8 кл.
1.1.2
+
Читать и записывать обыкновенную дробь; знать, что означает числитель и знаменатель
9 кл.
Определять какие дроби правильные и какие неправильные
+
1.1.3
+
1.1.4
+
Читать и записывать десятичную дробь.
1.2
Читать и записывать смешанное число, рациональное число.
1.2.1
+
Выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях
+
Приводить дроби к общему знаменателю.
1.2.2
Сравнивать дроби.
1.2.3
+
Оценивать результаты вычислений при решении практических задач.
2
+
Выпускник получит возможность в 5-6 классах:
+
+
2.1
+
2.1.1
Оперировать понятиями: обыкновенная дробь, десятичная дробь, уметь использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательств, решении задач, геометрическая интерпретация;
Уметь переводить обыкновенные дроби в десятичные
упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей
2.1.2
Уметь изображать дроби точками координатной прямой
2.1.3
+
+
+
Уметь упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенных и десятичных дробей.
+
+
+
Регулятивные УУД :
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план) ;
– в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- использовать навыки доказательной математической речи;
- работать с информацией, в том числе с различными математическими текстами;
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы , подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Содержание курса математики 5-6 класс
Дроби
Обыкновенные дроби
Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число).
Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот.
Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей.
Десятичные дроби
Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей.
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные дроби. Конечные и бесконечные десятичные дроби.
д
Умения
- 1. Умеет читать и записывать дробь; знает, что означает числитель и знаменатель.
- 2. Знает какие дроби называют правильными и какие неправильными.
- 3. Умеет изображать дроби точками координатной прямой
- 4. Знает, в чем заключается основное свойство дроби.
- 5. Умеет приводить дроби к новому знаменателю, сокращать дроби.
- 6. Умеет сравнивать дроби
- 7. Умеет читать десятичные дроби
- 8. Умеет изображать десятичные дроби точками на координатной прямой
- 9. Умеет переходить от десятичной дроби к обыкновенной и наоборот
- 10. Сравнивать десятичные дроби.
- 11. Сравнивать десятичную и обыкновенную дроби.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
98
99-100
Кол-во часов
Входной тест
Элементы содержания
1
Понятие дроби
101-103
Характеристика основных видов деятельности
Проверка знаний и умений по теме
2
104-105
Нахождение части от целого и целого по его части
Доли, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель.
План\ факт
106-110
Натуральные числа и дроби
3
Иметь представление об обыкновенных дробях, числителе, знаменателе дроби;
Примечание
2
Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю
111-112
к\р
Уметь:
Иметь представления об обыкновенных дробях.
Сравнение дробей
5
Натуральное число. Дробь
Практикум
-читать и записывать обыкновенные дроби;
Основное свойство дроби. Сокращение дроби. Несократимая дробь. Общий знаменатель. Дополнительный множитель
2
Уметь представлять натуральное число в виде дробного числа
Понимать, что показывают числитель и знаменатель.
- находить половину, треть и четверть;
Сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями
Решение задач практического содержания
Уметь: - читать и записывать обыкновенную дробь;
Знать основное свойство дроби, правило сокращение дробей, приведение к общему знаменателю.
- изображать обыкновенные дроби на числовом луче;
Знать правило сравнения дробей с одинаковыми и разными знаменателями
- находить значение дроби от числа и число по значению его дроби
Уметь
Практикум
Групповая работа,
- записывать с помощью букв основное свойство дроби
Уметь сравнивать дроби с одинаковыми и разными знаменателями
-применять основное свойство дроби
с\р
Практикум,
-сокращать дроби
тест
-находить дополнительный множитель и приводить дроби к общему знаменателю.
Логико-смысловая модель «Дробь»
Сценарий урока
Тема : «Сравнение дробей»
Цель: обучающиеся научаться сравнивать дроби,
Задачи: создать условия для
- повторения понятия «Дробь» и сбора кейса.
- поиска метода сравнения дробей через решения проблемной ситуации.
- формулирования алгоритма сравнения дробей.
- отработки правило сравнение дробей на практике.
Предметные: знать правила сравнения дробей, уметь различать и применять в конкретных случаях, объяснять применение того или иного правила.
Метапредметные : применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, использование сравнение дробей в повседневной жизни.
Содержание деятельности
Содержание деятельности
Планируемые результаты деятельности
- Мотивационно-целевой этап
Планируемые результаты деятельности
- Мотивационно-целевой этап
Актуализация опорных знаний . Задаются вопросы для формирования кейса по теме «Дробь». Что мы сегодня можем положить в кейс по теме? Какими знаниями уже оперируем?
Актуализация опорных знаний . Задаются вопросы для формирования кейса по теме «Дробь». Что мы сегодня можем положить в кейс по теме? Какими знаниями уже оперируем?
Проверка домашнего задания . Какие дроби у вас получились при выполнении домашнего задания?
Собран кейс : определение дроби-запись дроби-что означает числитель, знаменатель-видя дробей-основное свойство дробей- сокращение дробей- приведение к общему знаменателю.
Проверка домашнего задания . Какие дроби у вас получились при выполнении домашнего задания?
Выписан набор дробей (дома необходимо было измерить свой рост и записать в метрах): , ,1 ,1 .
- Содержательно-процессуальный этап
- Содержательно-процессуальный этап
Целеполагание и мотивация.
Задание 1. Расположите эти дроби в порядке возрастания (работаем в парах и результаты защищаем у доски).
Включаются в работу, сталкиваются с проблемой: не хватает знаний. Выходят на цель: научиться сравнивать дроби. И формулируют тему рока: сравнение дробей.
Включаются в работу, сталкиваются с проблемой: не хватает знаний. Выходят на цель: научиться сравнивать дроби. И формулируют тему рока: сравнение дробей.
А в другом классе были предложены вот такие дроби. Ребята измеряли данные отрезки в дециметрах и у них получились дроби: , , , . Сравните их.
Диалог с учащимися:
План работы: 1. Сформулировать правило сравнения дробей.
План работы: 1. Сформулировать правило сравнения дробей.
- что на уроке сегодня мы будем делать?
2. Составить алгоритм сравнения дробей.
2. Составить алгоритм сравнения дробей.
3. Закрепить правило сравнения дробей.
3. Закрепить правило сравнения дробей.
- каковы ваши цели?
- расположите цели по значимости в правильном порядке?
Сформулировано правило сравнения дробей:
Сформулировано правило сравнения дробей:
Обсуждение плана работы.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой больше числитель.
- Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель.
- Чтобы сравнить две дроби с разным знаменателем нужно привести их к наименьшему общему знаменателю и сравнить по правилу сравнения дробей с одинаковыми знаменателями
Исследовательская деятельность.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой больше числитель.
- Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель.
- Чтобы сравнить две дроби с разным знаменателем нужно привести их к наименьшему общему знаменателю и сравнить по правилу сравнения дробей с одинаковыми знаменателями
Задание 2. Сравните дроби по различным парам. Результат докажите у доски (работаем в группах или парах).
Правило найдено в учебнике.
Задание 3. Найдите подтверждение полученных фактов (работа с учебником).
Правило найдено в учебнике.
- Содержательно-процессуальный этап
- Содержательно-процессуальный этап
Первичное закрепление.
Оформляется решение задачи у доски.
Оформляется решение задачи у доски.
Задание 4. Помогите Слоненку сравнить дроби и ; и ; и ; и .
Мартышке требуется ваша помощь: поставьте знак больше или меньше. и ; и ; и ; и .
Составлен алгоритм сравнения дробей .
Составлен алгоритм сравнения дробей .
Чтобы сравнить две дроби, для начала надо определить вид сравниваемых дробей.
Удаву задумался: как сравнить дроби. Поможем ему. и ; и ; и .Получается, чтобы сравнить дроби нужно придерживаться некоторого алгоритма. Давайте его для себя составим.
Чтобы сравнить две дроби, для начала надо определить вид сравниваемых дробей.
Для сравнения правильных дробей с равными знаменателями , надо сравнить их числители. Больше (меньше) та дробь, у которой числитель больше(меньше).
Для сравнения правильных дробей с равными знаменателями , надо сравнить их числители. Больше (меньше) та дробь, у которой числитель больше(меньше).
Задача 1. Возвращаемся к первой задачи и с условием полученных новых знаний доводим ее до конца.
Для сравнения правильных дробей с равными числителями, надо сравнить их знаменатели. Больше (меньше) та дробь, у которой знаменатель меньше (больше).
Для сравнения правильных дробей с равными числителями, надо сравнить их знаменатели. Больше (меньше) та дробь, у которой знаменатель меньше (больше).
Если оби дроби являются правильными или неправильными, то приводим дроби к общему знаменателю и сравниваем числители дробей. Соответственно, если числители равны, то и дроби считаются равными.
Если оби дроби являются правильными или неправильными, то приводим дроби к общему знаменателю и сравниваем числители дробей. Соответственно, если числители равны, то и дроби считаются равными.
Из двух смешанных дробей больше (меньше) та, у которой больше (меньше) целая часть дроби
Из двух смешанных дробей больше (меньше) та, у которой больше (меньше) целая часть дроби
Для сравнения смешанных дробей с одинаковой целой частью, достаточно сравнить их дробные части.
Для сравнения смешанных дробей с одинаковой целой частью, достаточно сравнить их дробные части.
- Рефлексивно-оценочный этап
- Рефлексивно-оценочный этап
Самостоятельная работа с проверкой
1 уровень – проверка только ответов.
Умение сравнивать дроби.
1 уровень – проверка только ответов.
1 уровень
2 уровень – обсуждение представить на доску (различные)
2 уровень – обсуждение представить на доску (различные)
3 уровень – применить знания в измененной ситуации. Обсудить ход решения.
Сравните дроби:
3 уровень – применить знания в измененной ситуации. Обсудить ход решения.
А) и Б) и В) и
Оценка своих достижений.
Оценка своих достижений.
2 уровень
Расположите в порядке возрастания
, , ,.
3 уровень
Существует ли дробь, которая больше , но меньше ?
Сравнение дробей с помощью числовой прямой.
Сравнение дробей с помощью числовой прямой.
Если да, то приведите пример. Сколько существует таких чисел?
Ключевые понятия
Ключевые понятия
С равными числителями
С равными числителями
Задача 1. Каким образом вы сравнивали рост друг друга? А как можно «построить» в ряд дроби?(подведение к геометрической интерпретации сравнения дробей)
Домашнее задание.
С равными знаменателями
С равными знаменателями
Приведение к общему знаменателю
Приведение к общему знаменателю
Выполнить задания из учебника.
Предложить другое решение первой задачи.
Рефлексия учебной деятельности . Диалог с учащимися
- что вы поняли?
- а что ты понял по сравнению дробей?
Тест «Сравнение дробей»