Тема. Понятие «графика». Изображение портретов
Цель: познакомить учащихся с особенностями графического портрета, систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.
Задачи:
образовательные:
изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами;
развивающие:
развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер;
воспитательные:
воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.
Оборудование: лист, простой карандаш, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели занятия
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Это строки из стихотворения Заболоцкого «Портрет». Сегодня мы будем учиться рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.
3. Актуализация опорных знаний и умений
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.
Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности.
Перед вами картины М. Врубеля, которые стали классикой в изображении добра и зла: «Демон» и «Царевна Лебедь».
Для передачи внутреннего мира героев автор картин использовал следующие средства выразительности: композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.
Я обратилась к этим картинам, чтобы показать вам как человеческая природа побеждает и колдовские чары, и демонические силы. Вера в человека, в господство разума, дали художнику возможность передать неповторимость и яркость образов. Рисуя портреты этих героев, рисуя красоту внешнего облика, он оставляет их лица спокойными.
Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков – он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.
Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика.
Графический портрет стал отдельным видом искусства.
Почему портретный графический рисунок стал популярным? (Дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека)
Какие особенности графики позволяют художнику выявить самое главное в индивидуальности человека? (Условность и лаконичность графического языка)
Какими материалами работают в графике? (пастель, карандаш и уголь, а также восковые мелки и тушь)
Что является основными средствами выражения в графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)
Сегодня на улицах города можно встретить художников, которые пишут графические портреты с натуры
Какое состояние души передают данные портреты? Что помогает художнику передать настроение? (Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица).
4. Практическая работа
Сегодня на занятии я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение. Вы должны представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д. Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица.
5. Итог занятия.
С нетерпением жду твой шедевр.