«Понятие групповой технологии, история возникновения»
Подготовил: учитель математики высшей категории
Мосолова Ирина Игоревна
Мбоу «Леонтьевская СОШ», ноябрь 2018 год
Современные технологии
Часто мы задаёмся вопросом: как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока? Чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике, сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо – обучающийся.
Возникает проблема – как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка. Решить эту проблему традиционными методами невозможно.
Современные технологии
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать обучающихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Все это побуждает меня к поиску современных педагогических технологий и использованию их в своей практике.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования и решает поставленную проблему: ранее её центром являлся преподаватель, а теперь – обучающийся. Это дает возможность каждому ребёнку обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Современные технологии
- Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
- совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Современные технологии
В своей практике использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
- личностно-ориентированную технологию;
- технологию уровневой дифференциации;
- технологию интегрированного обучения;
- технологию проблемного обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- игровую технологию;
- групповую технологию;
- информационно-коммуникационную технологию;
- здоровьесберегающую технологию.
История возникновения групповой технологии
В книге «Сотрудничество в обучении» Виталий Кузьмич Дьяченко пишет, что, групповой способ обучения возник в 15-16 вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям зарождающегося буржуазного общества. Индивидуальный способ обучения потерял свою эффективность в связи с ростом групп. В. К. Дьяченко отмечает, что групповая форма организации обучения произвела переворот во всем учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом.
История возникновения
Форму обучения в 16 в. Павел Иванович Пидкасистый называет индивидуально-групповой, а в конце 16-17 вв. возникает коллективная форма обучения, т. е. классно-урочная система, которая в той или иной степени включает в себя индивидуальную и групповую работу. Однако классно-урочная система имеет свои недостатки, в связи с этим в истории педагогики встречаются различные попытки разнообразить ее. Так Ллойд Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой.
История возникновения
В начале 20 в. ученые из США Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитие этой технологии продолжила Евгения Семёновна Полат.
Для развития требуемых сегодня навыков и умений обучающихся многие методисты обращают все большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя её некоторые недостатки.
Понятие групповой технологии
Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности обучающихся является групповая. Она описана у А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова, А. Гин. и др.
При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
Цель групповой технологии
Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Задачи групповой технологии:
- конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами;
- социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Этапы применения технологии:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемы);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение заданий;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).
Групповая технология
С моей точки зрения применение групповой технологии на уроках математики является оправданным.
Во-первых, потому, что в условиях классно-урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Целесообразность применения
При использовании данной технологии на уроках математики мною решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности обучающихся на уроке;
- включение каждого обучающегося в учебную работу;
- развитие математической речи;
- привитие интереса к предмету;
- создание психологического комфорта на уроке.
Ключевые моменты
- Как показывает практика желательно, чтобы в составе группы были обучающиеся всех уровней подготовки;
- также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это доброжелательные отношения между обучающимися;
- наряду с помощью учителя каждый обучающийся получает помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп;
- члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы;
- при оценке деятельности каждого обучающегося в группе используется оценочный лист.
«Понятие групповой технологии, история возникновения»
Подготовил: учитель математики высшей категории
Мосолова Ирина Игоревна
Мбоу «Леонтьевская СОШ», ноябрь 2018 год