СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие и виды функциональной грамотности, понятие «математической» грамотности, определяемой в ходе исследования PISA, основные подходы к оценке математической гра-мотности, примеры открытых заданий по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на районном МО

Просмотр содержимого документа
««Понятие и виды функциональной грамотности, понятие «математической» грамотности, определяемой в ходе исследования PISA, основные подходы к оценке математической гра-мотности, примеры открытых заданий по математике»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ПОПОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

















Выступление на МО:

«Понятие и виды функциональной грамотности, понятие «математической» грамотности, определяемой в ходе исследования PISA, основные подходы к оценке математической грамотности, примеры открытых заданий по математике».









Выполнила:

Семенченко Любовь Юрьевна,

учитель математики















сл. Поповка

2022 г.



«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы делать его способным развиваться дальше,

без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

Введение

Цель среднего образования: заключается в обеспечении развития у обучающихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Современная школа обеспечивает учащихся необходимым багажом, но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Педагоги школы дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Это обусловлено как стремительным развитием науки и техники, так и быстрым моральным устареванием учебной литературы, слабо связанной с проблемами повседневной практики человека.

Хранение и передача знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, социальных ценностей и ориентаций в системе образования осуществляется через учителя, поэтому к педагогической культуре учителя предъявляют высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включая компьютерную грамотность, политическую, экономическую и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», - является PISA(Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается - PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 3 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект «Образование», который включает следующие цели:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 стран мира по качеству общего образования.

  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

И планируется реализовать данные направления в срок с 01.01.2019 до 31.12.2024 года.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (10-11 е классы) (утвержденном приказом Минобрнауки России от 17 апреля № 413) указывается, что в рамках обучения математике (базовый уровень) необходимо добиться у учащихся сформированности представлений о роли и месте математики в современной научной картине мира; понимания математической сущности; понимания роли математики в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Достижения российских школьников в обследовании PISA по математике, оценивающем способность применять полученные знания на практике, остаются скромными: в 2021 году 24-е место.

Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы сегодняшнего выступления « Понятие и виды функциональной грамотности, понятие «математической» грамотности, определяемой в ходе исследования PISA, основные подходы к оценке математической грамотности, примеры открытых заданий по математике».

Проблема исследования: как сформировать функциональную грамотность обучающихся на уроках математики.

Цель исследования: выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность обучающихся» и «математическая грамотность обучающихся»

- показать необходимость развития функциональной математической грамотности;

- предложить опыт внедрения программы по развития функциональной грамотности

- выявить пути формирования функциональной математической грамотности;


Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если: рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру.

Новизна и самостоятельность: активизация мыслительной деятельности учащихся при решении задач практического характера усиливается, а подготовка к международному исследованию PISA выходит на новый уровень за счет использования в школьной практике заданий на функциональную грамотность. Поэтому данная работа направлена на изучение вопроса о введении заданий на развитие функциональной грамотности школьников в школьный курс математики.

Предмет исследования: содержание, технология и организационно-педагогические условия развития по формированию функциональной грамотности учащихся основной школы.

II. Основная часть

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрез е предметов, школ и регионов.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур.

Первая важная процедура этой системы — единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.

Вторая важная процедура системы оценки качества образования — государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха. Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.

При этом на протяжении нескольких лет по исследованию PISA Россия занимала недостаточно высокое место в рейтинге стран. Однако данные последнего исследования PISA, проведенного в 2021 году, показали динамику роста результатов российских школьников.

2.1. Понятие «функциональная грамотность» н «математической грамотности»

Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях.

Углубимся в понятие «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность — «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.



В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

Математическая грамотность включает также способность выделить в различных ситуациях математическую проблему и решить ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью.

Три направления, выделяемые в математической грамотности

Для проведения проверки математической грамотности были выделены три направления: виды деятельности, содержание, ситуации.

Виды деятельности

Задания, используемые в исследовании, группируются вокруг трех уровней компетентности.

Первый - воспроизведение включает проверку определений или простых вычислений, характерных для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Второй - установление связей требует интеграции математических фактов и методов для решения явно сформулированных и до некоторой степени знакомых математических задач.

Третий - размышления включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию, анализировать предложенную ситуацию для выделения в ней проблемы, которая решается средствами математики, и формулирования этой проблемы.

Содержание

Содержание проверки в данном исследовании группируется вокруг некоторых общих явлений или типов проблем, которые возникают при рассмотрении этих явлений. В качестве таких явлений предлагаются следующие: количество, пространство и форма, изменение и зависимости, неопределенность.


Ситуации

Один из важных аспектов математической грамотности — это применение математики в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

В концепцию по математике было добавлено 8 навыков 21 века*

  1. Критическое мышление

  2. Креативность

  3. Исследование и изучение

  4. Саморегуляция, инициативность, настойчивость

  5. Использование информации

  6. Системное мышление

  7. Коммуникация

  8. Рефлексия



Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:

    1. Контекст, в котором представлена проблема

    2. Содержание математического образования, которое используется в заданиях;

    3. Мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблем а, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Математическая грамотность - это способность индивидуума применять математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она помогает людям понять роль математики в мире.

• формулировать ситуацию математически

• применять математические понятия, факты, процедуры

• интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

• рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом)

2.2. Система работы на уроках математики по формированию функциональной грамотности

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Рассмотрим применение этого метода к решению проблемы подготовки школьников к изучению систематических курсов алгебры и геометрии. Для этого необходимо выявить признаки, указывающие на ее существование; определить, в чем состоит ее основное противоречие; найти пути его разрешения; определить необходимое содержание и требования к организации образовательного процесса; спланировать последовательность достижения результатов и определить, каким образом они будут фиксироваться.

Основное противоречие учебной деятельности обучающихся средних классов. Результаты наблюдений, проведенные за последние четыре года в школах России, позволяют сделать вывод о том, что затруднения в начале изучения систематических курсов алгебры и геометрии в большой степени обусловлены дефицитами учебной деятельности учащихся, накопленными в предыдущие годы обучения.

Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определённые требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивающей реализацию педагогического процесса, инициирующего и формирующего функциональную грамотность учащегося, является на современном этапе развития образования одной из главных задач.


Формирования функциональной грамотности учащихся основной школы обеспечивается и достигается, если:

  • рассматривать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру;


  • реализовать содержание профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в процессе повышения квалификации в условиях внутришкольной методической работы;


  • разработать, обосновать и апробировать интерактивную технологию развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;



  • выявить совокупность организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.

Из того, что надо знать и уметь, мы понимаем, что решением практико-ориентированных задач учитель должен работать уже с начальной школы.

Задачи устного счёта.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять от 5 — 10 минут для проведения тренировочных упражнений в устных вычислениях. Устный счет стараюсь проводить на каждом уроке. Устный счет я провожу по -разному: по карточкам - продолжите вычисления, закончите фразу, под диктовку учителя и т.д.

Пример (5 класс).

1. Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в день открыт магазин?

Здесь ученик должен прочитать грамотно, внимательно, понять, что ему дано и что надо найти, ответить на поставленный вопрос. Так, напр., с 10 утра до 10 вечера — это 12 часов.

2. Вдоль дороги (по прямой) через каждые 2 метра высажено дерево, всего посадили 120 деревьев, найдите длину зеленого ограждения.

Большинство учащихся мгновенно дает ответ 240 метров. Однако, это неправильный ответ.

Решение: Построим простую геометрическую модель.

Обратим внимание: точек — три, а отрезков — два. Построим аналогичные геометрические модели из трех, четырех точек Замечаем, что количество точек на одну больше, чем отрезков, соединяющих соседние точки По условию деревьев —120 иип, отрезков между соседними деревьями -119. Длина зеленой изгороди 2*119=238 м.

Ответ: 238 м длина зеленой изгороди

    1. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? Ответ: 11 чурбачков.

Пример (6 класс).

  1. Спидометр на велосипеде у Саши показывает 250, однако не уточняет единицу измерения. В чем измеряется скорость на спидометре Сашиного велосипеда?

Выберите подходящий момент и обоснуйте.

1) м/с 2) км/ч 3) м мин 4) км мин

Перевод 10 м/с в ... км/ч и наоборот Пример (7 класс-ВПР задания №5)

  1. При закреплении темы "Обозначение десятичных дробей" ученикам предлагается таблица:

19,2

4,5

2,5

2,2

3,3

3,9

00,35

00,23

00,44

00,3

00,46

00,27

26,4

4,7

3,4

41,7

20,9

32,1

00,031

00,402

00,37

00,45

4,89

4,3

2,1

3,8

2,8

2,4

3,6

2,09


Даются задания:

    1. Назови и покажи числа в возрастающем порядке.

    2. Назови и покажи числа в убывающем порядке.

    3. Увеличь на 0,1 числа первой строчки (назови последующее).

    4. Уменьши на 0,1 числа второй строчки (назови предыдущее).

    5. Покажи числа, в которых сумма цифр в разряде десятых и единиц равна

    6. Найди числа, в которых 7 (5, 8, 9) сотых.

    7. Найди числа, в которых 4 (2, 3) десятых

    8. Найди числа, в которых количество единиц на 2 (на 3, на 4) больше количества десятых.

    9. Найди числа, в которых количество единиц равно количеству десятых.

    10. Найди числа, в которых количество единиц десятых меньше количества сотых и т.д.

Работу можно проводить в виде соревнования: "Кто быстрее?", "Какой ряд сделает меньше ошибок?"

Эту же таблицу можно использовать и на последующих уроках с заданиями:

  1. Увеличь числа второй строчки на 3.

  2. Прибавь 2 к числам третьей строчки.

  3. Увеличь числа четвертой строчки на 1 десяток.

  4. Вычти 1 из чисел пятой строчки.

  5. Прибавь 0,2 к числам первого столбика.

  6. Вычти 0,2 из чисел второго столбика

  7. Сложи числа первой и второй строчки, запиши ответы.

  8. Из чисел третьей строчки вычти числа пятой строчки.

  9. Дополни числа четвертой строчки до ближайшего круглого числа.

В практике распространены таблицы с использованием математических терминов 


слагаемое

2,3

4,4

8,1

 

3,6

7,2



 

слагаемое

 

0,6

 

7

4

 



5,2

сумма

3

 

9,7

7,5

 

8,3



6

 

уменьшаемое

5,7

8,9

 

7,6

2,9

 

4,8

вычитаемое

4,2

 

5

3

 

7

 

разность

 

8,2

3,2

 

2,4

6,1

4,3

Такие таблицы помогают детям лучше понимать математическую речь, лучше ориентироваться в терминах. Работа с такими таблицами готовит учеников к решению уравнений. Работа с таблицами нравится ученикам, поэтому она также нашла свое место на моих уроках математики.

При повторении изученного материала по теме «Признаки делимости», предлагаю таблицу

1,2

3,2

4,2

5,5

72

1,8

2,8

5,6

0,40

2,7

2,45

1,62

6,4

0,6

0,54

3,10

0,2

4,05

1,02

8,1

0,36

2,1

2,25

4

0,18

4,8

8,3

5,05

1,4

6,3


Предлагаются задания:

  1. Выберите из таблицы числа, которые делятся на 2 (3,5 и т.д.)

  2. Разделите числа из первого столбика на 5 (2, 3)

  3. Уменьшите числа последнего столбика в 9 раз.

  4. Найдите «лишнее» число во втором столбике.

  5. Найдите числа, которые не использовали

А теперь перейду непосредственно к практико-ориентированным задачам.

Следующую задачу можно предложить поработать по материалам ОГЭ в разных классах. По изучению соответствующих тем составлять вопросы.

Пример (5-9 классы).


На плане изображен данный участок по адресу: СНГ Рассвет, ул. Морская, 7 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота. Площадь, занятая жилым домом, равна 64 кв. м. Помимо жилого дома, на участке есть баня, к которой ведет дорожка, выложенная специальным садовым покрытием. Между жилым домом и баней находится цветник с теплицей. Теплица отмечена на плане цифрой 3.

Напротив жилого дома находится бак с водой для полива растений, за ним плодово-ягодные кустарники. В глубине участка есть огород для выращивания овощей, отмеченный цифрой б. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 ми застелены садовым покрытием, состоящим из плит размером 1м х 1м. Площадка вокруг дома выложена плитами такого же размера, но другой фактуры и цвета. К дачному участку проведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

Вопросы для устной работы:

  • Какими цифрами на плане обозначены: жилой дом, цветник, бак с водой, баня. Назовите получившееся число.

  • Найдите площади этих объектов.

  • На сколько площадь занятая под ягоды, больше площади занятой под овощи?

Рассмотрим приемы решения практико-ориентированных задач















Контекст

Математическое содержание

Виды деятельности

Личная жизнь

Количество

Формулировать Применять



Ширина 40 см

На 10 см 18 петель

18 ∙ 4 = 72(петли)

Ответ. 72 петли.



III. Заключение.

Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей ее решения, осмысления результатов решения.

Формирование определенной системы математических знаний всегда было в центре внимания в математическом образовании. Объем этой системы является слишком большим с общеобразовательных позиций, а качество владения ими — недостаточно высоким. А главное, формирование этой системы знаний и умений не связана органически с формированием умений применять математику и стратегией решения задач.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

Чтобы повысить математическую грамотность учащихся, можно предложить учащимся самим составить задачи и уравнения, ребусы, кроссоворды, разноуровневые задания.

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Концепция обновления современной школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!