СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие "качество знаний" в общеобразовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество знаний - особенности всего объема усвоенной в процессе обучения информации в их соотношении с содержанием стандартного образования и задачами его усвоения. Качество знаний определяется по четырем группам характеристик: а) полнота, объем, точность, прочность; б) системность, обобщенность, научность, фундаментальность; в) оперативность, гибкость, мобильность; г) действенность, направленность на практические дела. По этим показателям замеряется качество знаний и определяется уровень их усвоения.

Просмотр содержимого документа
«Понятие "качество знаний" в общеобразовательном учреждении»

Понятие качества знаний в общеобразовательном  учреждении   Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Хабаровска Малько Тамара Владимировна

Понятие качества знаний в общеобразовательном учреждении

Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Хабаровска

Малько Тамара Владимировна

Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования.    

Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование - один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования.    

 Качество знаний – это соотношение целей и результата, система свойств, характеризующих их соответствие государственным стандартам образования, т.е социальному заказу, запросам обучающихся и их родителей .
  • Качество знаний – это соотношение целей и результата, система свойств, характеризующих их соответствие государственным стандартам образования, т.е социальному заказу, запросам обучающихся и их родителей .
Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний , но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей . Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества .
  • Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний , но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей .
  • Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества .
Мнение руководителей производств : «Нам нужны выпускники не столько нашпигованные академическими знаниями, сколько ребята и девушки, профессионально подготовленные (речь идёт о рабочих профессиях), мобильные, добросовестные, ответственные и рукастые».
  • Мнение руководителей производств : «Нам нужны выпускники не столько нашпигованные академическими знаниями, сколько ребята и девушки, профессионально подготовленные (речь идёт о рабочих профессиях), мобильные, добросовестные, ответственные и рукастые».

Компоненты, критерии и показатели качества образовательного процесса   Компоненты   Критерии     Содержание образовательных программ  Нормативная база  Показатели           Наличие документов вышестоящих управленческих структур  Качество учебных планов  Наличие и характер образовательных программ      Умение ставить цель Планировать Отражать результаты в целях      Наличие и качество базисных учебных планов Наличие и качество вариативных учебных планов  Цель образовательных программ        Качество учебного плана

Компоненты, критерии и показатели качества образовательного процесса

Компоненты

Критерии

Содержание образовательных программ

Нормативная база

  • Показатели

  • Наличие документов вышестоящих управленческих структур
  • Качество учебных планов
  • Наличие и характер образовательных программ
  • Умение ставить цель
  • Планировать
  • Отражать результаты в целях
  • Наличие и качество базисных учебных планов
  • Наличие и качество вариативных учебных планов

Цель образовательных программ

Качество учебного плана

 Компоненты           Критерии Менеджмент образовательного процесса  Показатели   Структура школы       Управленческий аппарат  Службы, отделы, комиссии  Классы, сменность Качество управленческого персонала       Документация по руководству    Умение разработать перспективный план  Умение доводить план до сведения структур  Умение реализовать и контролировать образовательный процесс      Наличие функциональных обязанностей  Наличие регламента деятельности  Стиль руководства

Компоненты

Критерии

Менеджмент образовательного процесса

Показатели

Структура школы

  • Управленческий аппарат
  • Службы, отделы, комиссии
  • Классы, сменность

Качество управленческого персонала

Документация по руководству

  • Умение разработать перспективный план
  • Умение доводить план до сведения структур
  • Умение реализовать и контролировать образовательный процесс

  • Наличие функциональных обязанностей
  • Наличие регламента деятельности
  • Стиль руководства
 Компоненты       Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность  Критерии      Показатели           Описание учебно- методической базы          Описание материально-технической базы       Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения  Интернет-ресурсы  Эффективность         Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д.  Эффективность их использования

Компоненты

Учебно-методическая и материально-техническая обеспеченность

Критерии

Показатели

Описание учебно- методической базы

Описание материально-технической базы

  • Наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения
  • Интернет-ресурсы
  • Эффективность
  • Наличие лабораторий, компьютерных классов, аудиторий и т.д.
  • Эффективность их использования
 Компоненты     .      Критерии  Качество плана-конспекта преподавателей      Современные методы обучения      Система оценивания       Механизм анализа результатов и  коррекция учебного процесса   Технология образовательного процесса   Показатели                          Характер поставленной цели  Методические составляющие Система контроля  Планирование методики обучения    Наличие используемых современных методов обучения  Их эффективность    Контроль и диагностика в учебном процессе  Наличие измерительных инструментов  Механизм оценки знаний  Механизм коррекции знаний учащихся     Подведение итогов диагностирования  Механизм коррекции учебного процесса  Наличие планов дальнейших действий

Компоненты

.

Критерии

Качество плана-конспекта преподавателей

Современные методы обучения

Система оценивания

Механизм анализа результатов и

коррекция учебного процесса

  Технология образовательного процесса

Показатели

  • Характер поставленной цели
  • Методические составляющие
  • Система контроля
  • Планирование методики обучения
  • Наличие используемых современных методов обучения
  • Их эффективность

  • Контроль и диагностика в учебном процессе
  • Наличие измерительных инструментов
  • Механизм оценки знаний
  • Механизм коррекции знаний учащихся

  Подведение итогов диагностирования

  • Механизм коррекции учебного процесса
  • Наличие планов дальнейших действий
Компоненты    Критерии  Профессиональный уровень преподавателей    Мотивация преподавателей     Наличие системы повышения квалификации      Компетентность в инновационных методиках    Укомплектованность штатами       Качественный состав препода - вателей  Показатели                     Образование, квалификация  Степень овладения методикой обучения  Степень овладения технологией обучения   Отношение к собственной деятельности  Система поощрения   Планы повышения квалификации  Количество преподавателей, повысивших квалификацию    Знание об инновационных методиках обучения  Умение использовать инновационные методики в учебном процессе   Количество штата  Качество

Компоненты

Критерии

Профессиональный уровень преподавателей

Мотивация преподавателей

Наличие системы повышения квалификации

Компетентность в инновационных методиках

Укомплектованность штатами

Качественный состав препода -

вателей

Показатели

  • Образование, квалификация
  • Степень овладения методикой обучения
  • Степень овладения технологией обучения

  • Отношение к собственной деятельности
  • Система поощрения

  • Планы повышения квалификации
  • Количество преподавателей, повысивших квалификацию
  • Знание об инновационных методиках обучения
  • Умение использовать инновационные методики в учебном процессе
  • Количество штата
  • Качество
Компоненты        Качество обучающихся Критерии   Достижение образовательного результата      Ценностные ориентации         Воспитанность учащихся                  Показатели   Уровни знаний  Достигнутые умения и навыки  Участие в олимпиадах     Соответствие общепринятым человеческим нормам Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения  Уровень взаимоотношений в классе и семье     Поведение и деятельность воспитуемых  Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды

Компоненты

Качество обучающихся

Критерии

Достижение образовательного результата

Ценностные ориентации

Воспитанность учащихся

Показатели

  • Уровни знаний
  • Достигнутые умения и навыки
  • Участие в олимпиадах

  • Соответствие общепринятым человеческим нормам
  • Умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения
  • Уровень взаимоотношений в классе и семье

  • Поведение и деятельность воспитуемых
  • Воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды
Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников.  Более того, это самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности . Необходимо учитывать, что преподаватели и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).      

Нет никакого сомнения в том, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников.

Более того, это самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности .

Необходимо учитывать, что преподаватели и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).      

Условия достижения качества введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений; оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, повышения качества отдыха детей. Здоровье ребенка – главный показатель качества;

Условия достижения качества

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;
  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, повышения качества отдыха детей. Здоровье ребенка – главный показатель качества;
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения; более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности; введение профильного обучения в старшей школе ; усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся; обеспечение знания выпускниками средней школы иностранного языка на уровне функциональной грамотности; развитие дистанционного образования; государственная поддержка школ для одаренных детей ; создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы; создание государственной системы оценки качества образования и др.
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
  • введение профильного обучения в старшей школе ;
  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
  • обеспечение знания выпускниками средней школы иностранного языка на уровне функциональной грамотности;
  • развитие дистанционного образования;
  • государственная поддержка школ для одаренных детей ;
  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
  • создание государственной системы оценки качества образования и др.
Как завоевать успех у  учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся 1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.  2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.  3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.  4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.

Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся

  • 1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя. 2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие. 3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны. 4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте . Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеями молодых слушателей критикуют деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать. Неразумность можно умело доказать, но уверенности, что они откажутся от своих идей после ваших слов, вы не ощутите.  6. Будьте предельно откровенны.   7. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите  8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
  • 5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте . Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеями молодых слушателей критикуют деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать. Неразумность можно умело доказать, но уверенности, что они откажутся от своих идей после ваших слов, вы не ощутите. 6. Будьте предельно откровенны. 7. Ваши помощь в решение проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принято, но благодарности не ждите 8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
Здоровье ребенка- главный показатель качества .  острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.  пределы д/з: острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями. Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в пределах: Во втором классе – до 1,5 часа; В третьем-четвёртом классах – до 2 часов; В пятом-шестом классах – до 2,5 часов; В седьмом классе – до 3 часов; В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.

Здоровье ребенка- главный показатель качества .

острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

  • пределы д/з: острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.
  • Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в пределах:
  • Во втором классе – до 1,5 часа;
  • В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
  • В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
  • В седьмом классе – до 3 часов;
  • В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
Пути повышения качества Преемственность обучения , совместная работа учителей и психолога, логопеда ; кроме этого, работа методических кафедр - методическая неделя , которая является средством стимулирования педагогического коллектива к повышению его профессионально-педагогического мастерства.

Пути повышения качества

  • Преемственность обучения , совместная работа учителей и психолога, логопеда ; кроме этого, работа методических кафедр - методическая неделя , которая является средством стимулирования педагогического коллектива к повышению его профессионально-педагогического мастерства.
Для учащихся хорошее качество образования связано  с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;

Для учащихся хорошее качество образования связано

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ;
Родители с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Родители

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Внутренняя экспертиза повышения качества образования К чему мы стремимся? Что мы собой представляем? Мы начали меняться? Каковы результаты? Что мы должны попытаться достичь? Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия? Что мы должны для этого сделать?

Внутренняя экспертиза повышения качества образования

К чему мы стремимся?

Что мы собой представляем?

Мы начали меняться?

Каковы результаты?

Что мы должны попытаться достичь?

Что нам удалось достичь? Каковы наши новые действия?

Что мы должны для этого сделать?

Образование должно быть качественным, доступным, эффективным, отвечающим социальной, экономической ситуации в стране, регионе, городе.    

Образование должно быть качественным, доступным,

эффективным, отвечающим социальной, экономической

ситуации в стране, регионе, городе.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!