СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие «миссия». Мотивация выбора профессии педагога».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является одной из разработок учителя  вводного занятия для класса психолого-педагогической направленности.

Просмотр содержимого документа
««Понятие «миссия». Мотивация выбора профессии педагога».»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Понятие «миссия». Мотивация выбора профессии педагога».

Класс: 10

Цель: формирование адекватных представлений о своих профессиональных возможностях в современном мире.

Задачи:

1.     Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии;

2.     Освоить понятие «мотив» и его значение в трудовой деятельности человека;

3.     Информировать их об изменении значимости профессий в процессе истории и развитии человечества;

4.     Формирование «информационного поля» для будущего выбора профессии.

-Какие мотивы выбора педагогической деятельности?

Исследование показало, что учащиеся избрали педагогическую профессию, руководствуясь такими мотивами, как:

  • Влияние общественной работы в школе.

  • Осознание общественной значимости профессии.

  • Любовь к детям, желание общаться с ними.

  • Влияние любимых учителей и родителей.

  • Интерес к учебному предмету.

-В чем миссия педагога?

Таким образом, миссия — предназначение, смысл существования педагога во все времена остается единым: передать накопленные человечеством знания новому поколению, воспитать в ребёнке личность, помочь ему успешно адаптироваться в обществе, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям

Высочайшая миссия педагога – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человека увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии. Настоящий педагог должен работать на будущее, опережать своё время.

-Какие мотивы выбора профессии?

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой заработной платой, ориентируются на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей и т. д.

-Какое предназначение учителя?

Учитель в России через обучение, воспитание и передачу опыта способствует формированию ценностей, установок, социальных и нравственных норм личности. Открывает для подрастающего поколения дверь в жизнь непрерывно развивающегося общества.

-Что меня привлекает в профессии педагога?

Это постоянное движение, активная работа, саморазвитие, постоянное общение с детьми и с опытными педагогами, имеющими стаж. Это выход из зоны комфорта, потому что на уроке могут случаться разные ситуации, и, конечно же, наработка жизненного опыта. Каждый день ты не только учишь, но и учишься чему-то сам.

-В чем проявляется мастерство педагога?

Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в педагогически целесообразных действиях и поступках преподавателя, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной деятельности студентов и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в ...

Беседа:

Каким должен быть учитель?

Что значит быть педагогом?

Кто такой учитель простыми словами?

Что отличает хорошего учителя?

Какие качества не должны быть у учителя? (некомпетентность, формализм, отсутствие желания)

Миссия учителя.

Сегодня, в век компьютеризации и глобальной сети Интернета, когда любую информацию можно фактически получить нажатием кнопки, предназначение учителя и его функции кардинально меняются. Какую роль играет учитель в современном мире? В чём состоит миссия современного учителя?

На протяжении многих столетий учителя были почитаемыми людьми, их уважали, они являлись эталоном для подражания. Высокая и благородная миссия - обучать, нести знания и быть примером. Всё просто и понятно.

Сегодня, понятие «миссия учителя» имеет абсолютно новое значение. Миссия-поручение, задание; предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль.

Исходя из этой трактовки, возникает ряд вопросов.

Если образование рассматривать как сферу услуг, то миссия современного учителя в том, чтобы качественно предоставить эти самые услуги ученику, удовлетворить его потребности, предложив подходящий ассортимент. Но тогда, чем новое понимание отличается от предыдущего. Существует сеть Интернета, где «Google знает всё», и потребность в учителе как таковом отпадает.

Суть миссии учителя сегодня, как мне кажется, определил ещё Конфуций «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.». Задача учителя помочь ученикам найти истину, пропустить через себя, принять или отвергнуть, а если принять, то применить в жизни в нужный момент; научить детей ориентироваться в современном мире и понимать, зачем им нужны те или иные знания и умения, где их применить, а главное для чего; научить подрастающее поколение планировать свои действия для достижения своей цели, оценивать себя, окружение, вырабатывать стратегию своего развития и самообразования; увидеть талант ребенка и развить его. «Не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни!» - говорил педагог, психолог и философ Павел Петрович Блонский. При этом не стоит забывать, что современное образование - это сотрудничество единомышленников (учителя и ученика, это взаимная ответственность. Ещё Л. Сенека говорил«Уча других, мы учимся сами.»

Учительство относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Следовательно, требования к учителю это повышенное чувство долга и ответственности. При этом данная профессия совмещает в себе создание качественно нового субъекта и управление им. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира.

Занимаясь педагогической деятельностью, каждый учитель просто обязан формировать своё педагогическое сознание: Я-концепция, В-концепция (концепция воспитанника, Д-концепция (концепция деятельности); владеть педагогическими технологиями воспитания и обучения; развивать педагогические способности (коммуникативные, перцептивные, прогностические, конструктивные, дидактические, гностические, организаторские, экспрессивные).

Но самообразование и работа над собой это ещё не всё в учительской деятельности. Рассмотрим данную проблему с помощью высказываний светил педагогической мысли.

Во-первых, «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». Мишель де Монтень

Каждый учитель выстраивает свою работу на получение положительного результата в обучении и воспитании. А для этого нужно к каждому ребенку найти индивидуальный подход, увидеть их внутренний мир, их способности и создавать условия для наилучшего их раскрытия в социуме.

Многолетние попытки создать детям одинаковые равные условия обучения, указания применять равные требования к ученикам и одинаковые методики обучения привели к тому, что школа начала походить на парник со своим особым, щадящим климатом при полном отсутствии сорняков и вредителей. Сложившиеся в сознании педагогов штампы, ярлыки, огромная загруженность и накопившаяся усталость мешают увидеть истинную индивидуальность ребенка. В результате, после окончания школы, попав во «взрослый мир», большинство детей испытывают полный шок - мир оказывается более жестким и сложным, чем это казалось в школе

Мне кажется, что задача школы не в том, чтобы обеспечить детям равное, заботливое, мягкое, одинаковое отношение со стороны учителя, а в научении их способам взаимодействия с различными людьми, производя нечто вроде «социальных прививок». Школа должна выпускать ученика, готового к реальной жизни, способного решать жизненные задачи и проблемы, чтобы знания становились инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта. При этом современному учителю умение определять внутренние особенности детей, их неосознанные желания и потребности необходимо как воздух, если мы хотим их действительно научить и воспитать.

Психолог Юрий Бурлан создал матрицу восьмимерного устройства психического образа человека. Восемь векторов, восемь направленностей личности, в своих сочетаниях, различных степенях развитости и реализации складывают неповторимый жизненный сценарий конкретного человека.

Какова же роль учителя в этом? Создать условия для максимального развития внутренних качеств ребенка. Например, ученики, обладающие звуковым вектором, для которых громкие крики, шум — это стресс, раскрывают свой интеллект при письменных заданиях, причем как в гуманитарных науках, так и точных.

Разговаривать с таким типом учащихся (да и с любым другим человеком) на повышенном тоне бесполезно, и даже вредно. «Звуковик» уйдет в себя, замкнется на собственных мыслях и ощущениях. Ему нужно время, чтобы собраться духом и озвучить ответ, при условии, что его слушают.

Таким образом, точное знание природных задатков ребенка помогает педагогу эффективно его обучать, использовать фундамент заложенный природой для развития его личностных качеств, способностей, а не жить в заблуждениях о том, что ребенок – это чистая доска, где можно написать что угодно, что можно развить любые способности у детей – было бы только желание и позволяла бы квалификация. «Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу.» (Квинт Энний)

Во- вторых, «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает». Ян Амос Коменский

Противоречия между учительским «хочу, надо» и детским «могу» зачастую приводят не просто к конфликту, межличностным противоречиям, но и оборачиваются настоящей трагедией для ученика. Вместо развития своих природных свойств он находится в состоянии постоянного стресса и напряжения — он не оправдывает учительских ожиданий, он хуже других детей, он слабый, глупый и т. д. Масса несмываемых ярлыков. Формируется комплекс, мешающий в будущем полноценно жить, принимать адекватные решения.

В третьих, «Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт». Дистервег А.

Педагогом надо не только родиться, им ещё надо стать… Полученные генетически качества прирожденного учителя — терпение, энциклопедичная память, любовь к детям, получение удовольствия от общения с подрастающим поколением, чувство такта, справедливости должны постоянно развиться у человека, чтобы он стал настоящим педагогом. В неразвитом состоянии учителя не брезгуют рукоприкладством, оскорбляют, унижают учеников, пытаются авторитарно доказать свою правоту.

И. Гете говорил: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Исходя из этого понятно, что современный учитель – это профессионал, который соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Имя «Учитель» действительно нужно заслужить. Современное поколение ждет педагога-мастера, который мог бы воплотить в себе такие качества как коммуникабельность, креативность, мобильность, общечеловеческую культуру и профессиональную компетентность.

В четвёртых, «Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения». Адольф Фридрих Дистервег

Очень важно в какой среде обучается и воспитывается ребёнок. От окружения ребенка, от его бытия зависит, станет ли он личностью или останется неразвитым, маргиналом, про которого в народе говорят: «вроде и человек внешне, а внутри его ничего человеческого нет. Животное. Зверь». В школе самый важный период пути становления человека через приобщение к культуре, цивилизационным ценностям, т. к. в подростковом возрасте происходит максимальное впитывание жизненных установок.

Во власти учителя, кроме трансляции ценностей, культуры, нравственности создать на своих уроках либо атмосферу безопасности, уважения, либо напряженную, буквально взрывоопасную обстановку, что влияет на развитие или формирование фрустраций каждого школьника. Задача хорошего учителя создать атмосферу на уроке, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, ему не нужно думать, как выжить, как сохранить свою целостность от разрушительного давления взрослых и сверстников.

Пятое: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Адольф Фридрих Дистервег

Нужно, чтобы и учитель был сам адаптирован, успешен, ощущал поддержку общества и государства. Для современных детей примером могут быть лишь люди, добившиеся высокого социального статуса и материального благосостояния, это они подшучивают над учителями : «что ж вы такие умные и такие бедные?».

Нужно, чтобы учитель был современен, чтобы он был интересен своим ученикам, чтобы он не остался вчерашним учителем завтрашней школы! Дети любят красивых учителей, но хочется уточнить, что красивыми им кажутся умные учителя.

Нужно, чтобы учитель был носителем высоких жизненных смыслов. Именно будущие дела тех, кого педагог учит и воспитывает, составляют подлинный смысл его жизни. Старинная поговорка подтверждает это: «Кто успевает в науках, а отстаёт в добрых нравах, тот скорее отстаёт, чем успевает».

Нужно, чтобы учитель был влюблён в свою профессию, чтобы учитель «сея разумное, доброе, вечное» выглядел счастливым - это великая общественная ценность, благо, которое можно умножать на десять. Такие учителя – это люди, нашедшие в этом мире своё место и своё дело. Наверное, это одна из основ гармоничного бытия отдельно взятого человека. А множество их даёт стабильное и благополучное общество.

Нужно, чтобы учитель был профессионалом! А это возможно лишь ощущая свою значимость и значимость собственного дела!

Таким образом, миссия — предназначениесмысл существования педагога во все времена остается единым: передать накопленные человечеством знания новому поколению, воспитать в ребёнке личность, помочь ему успешно адаптироваться в обществе, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям.

Учитель — проводник детей в мир взрослых. Сам он — слепок общества, в котором живет. Между тем понимая свое призвание, получая удовольствие несравнимое ни с чем от общения с детьми, учитель вполне может быть собой, противостоять внешним обстоятельствам и рутине, кропотливо делать свою работу и быть счастливым в том созданном им собственном мире.

Да, сегодня дети принципиально другие, отрыв между их силой желания, их потребностями и нами огромный, тем не менее, они, как и мы, остро хотят быть счастливыми.

По данным социальных опросов все меньше авторитетом для учеников обладают их учителя. Интернет позволяет найти интересующую информацию по любому вопросу, соперничать с компьютером учителю очень трудно. Это в давние времена учитель был ценным и порой единственным источником знаний. Функция педагога как транслятора информации отходит на второй план, а вот значение функции воспитания возросло. Школа как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения необходимых коммуникативных и социальных знаний.

Учитель современности подобен ремесленнику, обучает конкретным прикладным умениям. Учитель координатор, тьютор — организует учебное пространство для взаимодействия учащихся. Приоритет отдаётся сотрудничеству. коллективному обучению, работе в группах с учётом индивидуальных особенностей. Человек вне социума никто, стать успешным и счастливым он может лишь в обществе.

Жаловаться на жизнь ничего не дает, это вредит самому учителю : жалость не приносит пользы и вызывает бездействие. Мы учим тех, кто потом будет работать в разных сферах жизни общества, мы воспитываем тех, кто нас окружает и кто является фундаментом будущего. И в этом наша сила и наша слабость. Учитель от слова «учить», а ещё «учиться», что подразумевает непрерывный процесс самообразования с одновременной передачей знаний ученикам. Если одна из этих составляющих не выполняется учителем, то он прекращает быть таковым. Системные знания и постоянный процесс самообразования помогают получать удовольствие от своей работы, выполнять истинную миссию учителя в обществе.

Закончить хочется арабской притчей: «Множество правоверных собралось послушать проповеди пророка Мохаммеда. Один верующий слушал проповедь внимательно и с обожанием взирал на пророка, молился ревностно и пылко и ушел только когда, наступила ночь. Но вскоре прибежал обратно, в волнении крича: «О, великий Мохаммед! Этим утром я прискакал сюда на верблюде, чтобы слушать тебя, пророка аллаха. Теперь мой верблюд исчез. Я не нашел его нигде. Я был покорен тебе, жадно ловил каждое слово, верил в могущество Аллаха. Теперь мой верблюд пропал. Разве это похоже на божью справедливость? И это награда за мою веру? Это благодарность за мои молитвы?» Мохаммед выслушал эти слова отчаяния и сказал с доброй улыбкой«Ты должен верить в Бога, но привязывай своего верблюда покрепче!».

Мораль притчи такова, что магических средств воспитания не существует. Для того чтобы методика, прием, способ давали результаты, необходимо, прежде всего, чтобы активно работал разум их применяющего, его интуиция, здравый смысл, т. е. Вы сами привязываете своего верблюда.

игра «Угадай кто?». Сейчас мы разделимся на 2 команды. Представители каждой из команд по очереди будут загадывать профессии, другие участники должны отгадать, что же это за профессия, задавая только те вопросы, которые предполагают ответ «Да» или «Нет». 

«Блокнот успеха».

(раздаются заранее заготовленные материалы)

Прошу вас внимательно рассмотреть его. В нем есть несколько разделов:

1.     Определение цели моей «Миссии»;

2.     Реальные шаги к достижению цели;

3.     Поиск новой перспективы;

Тестовый материал (вопросы) опросника Элерса

1.     Если между двумя вариантами есть выбор, его лучше сделать быстрее, чем откладывать на потом.

2.     Если замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание, я легко раздражаюсь.

3.     Когда я работаю, это выглядит так, будто я ставлю на карту все.

4.     Если возникает проблемная ситуация, чаще всего я принимаю решение одним из последних.

5.     Если два дня подряд у меня нет дела, я теряю покой.

6.     В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7.     Я более требователен к себе, чем к другим.

8.     Я доброжелательнее других.

9.     Если я отказываюсь от сложного задания, впоследствии сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в работе не всегда одинаковы.

13. Другая работа привлекает меня больше той, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее похвалы.

15. Знаю, что коллеги считают меня деловым человеком.

16. Преодоление препятствий способствует тому, что мои решения становятся более категоричными.

17. На моем честолюбии легко сыграть.

18. Если я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. Выполняя работу, я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни немного вещей важнее денег.

23. Если мне предстоит выполнить важное задание, я никогда не думаю ни о чем другом.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Если я расположен к работе, делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, способными упорно работать.

28. Когда у меня нет работы, мне не по себе.

29. Ответственную работу мне приходится выполнять чаще других.

30. Если мне приходится принимать решение, стараюсь делать это как можно лучше.

31. Иногда друзья считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег.

33. Противодействовать воле руководителя бессмысленно.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Если у меня что-то не ладится, я становлюсь нетерпеливым.

36. Обычно я обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Если я работаю вместе с другими, моя работа более результативна, чем у других.

38. Не довожу до конца многое, за что берусь.

39. Завидую людям, не загруженным работой.

40. Не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Если я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты пойду на крайние меры.

Ключ опросника Т. Элерса. Расчет значений.

По 1 баллу начисляется за ответ "да" на вопросы: 2–5, 7–10, 14–17, 21, 22, 25–30, 32, 37, 41

и "нет" — на следующие: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38 и 39.

 

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33–35 и 40 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация методики мотивации к успеху (нормы теста Элерса):

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к достижению успеха.

От 1 до 10 баллов — низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов — средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов — умеренно высокий уровень мотивации;

более 21 балла — слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!