Понятие нормы и отклонения
Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию нормы за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих.
Фактически, по словам В. П. Кащенко, между нормальными и психически больными существует столько же градаций, сколько людей вообще.
Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контексте коррекционно-развивающей деятельности.
Наиболее разработанными являются:
1) предметная норма - знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образования);
2) социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;
2) индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);
3) норма психического развития.
Осложнения психического развития встречаются достаточно часто и в большинстве своем являются лишь отклонением от нормы, а вовсе не симптомом психического заболевания.
Однако одного лишь только «успокоительного» знания недостаточно. Педагоги и родители должны уметь распознавать внешние поведенческие проявления наиболее распространенных трудностей развития детей.
Критерии оценки отклонения поведения
(А. Раттер):
- нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности;
-длительность сохранения расстройства;
-жизненные обстоятельства;
-социокультурное окружение;
-степень нарушения;
-тип симптома;
-тяжесть и частота симптомов;
-изменение поведения;
-ситуационная специфичность симптома.
Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.
Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста (мокрые пеленки младенцев – норма, а для 10 - отклонение).
Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей –это аномалия .
Длительность сохранения расстройства.
У детей часто отмечаются страхи, припадки, капризы. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и должны вызывать тревогу у взрослых.
Жизненные обстоятельства.
Временные колебания в эмоциональном состоянии - явление обычное. Однако колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других. Регрессом в поведении дети реагируют на появление младшего брата, а ростом тревожности - на перемену детского сада.
Социокультурное окружение Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.
Степень нарушения.
Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд одновременно. Внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
Тип симптома.
Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием, другие — психическим расстройством. Так, грызение ногтей — привычка, одинаково часто встречающаяся как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом, но еще ни о чем не говорит . В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно связано с психическим расстройством .
Тяжесть и частота симптомов.
Изредка возникающие трудности поведения более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.
Изменение поведения.
Анализируя поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка.
Ситуационная специфичность симптома.
Симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.
Таким образом , решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.