СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие нормы и отклонения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию нормы за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих.

Просмотр содержимого документа
«Понятие нормы и отклонения»

Понятие нормы и отклонения

Понятие нормы и отклонения

 Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию нормы за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих.

Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию нормы за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих.

 Фактически, по словам В. П. Кащенко, между нормальными и психически больными существует столько же градаций, сколько людей вообще.  Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контексте коррекционно-развивающей деятельности.  Наиболее разработанными являются:  1) предметная норма - знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образования);

Фактически, по словам В. П. Кащенко, между нормальными и психически больными существует столько же градаций, сколько людей вообще.

Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контексте коррекционно-развивающей деятельности.

Наиболее разработанными являются:

1) предметная норма - знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образования);

 2) социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;  2) индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);  3) норма психического развития.

2) социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

2) индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);

3) норма психического развития.

 Осложнения психического развития встречаются достаточно часто и в большинстве своем являются лишь отклонением от нормы, а вовсе не симптомом психического заболевания.  Однако одного лишь только «успокоительного» знания недостаточно. Педагоги и родители должны уметь распознавать внешние поведенческие проявления наиболее распространенных трудностей развития детей.

Осложнения психического развития встречаются достаточно часто и в большинстве своем являются лишь отклонением от нормы, а вовсе не симптомом психического заболевания.

Однако одного лишь только «успокоительного» знания недостаточно. Педагоги и родители должны уметь распознавать внешние поведенческие проявления наиболее распространенных трудностей развития детей.

Критерии оценки отклонения поведения (А. Раттер): - нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности; -длительность сохранения расстройства; -жизненные обстоятельства; -социокультурное окружение; -степень нарушения; -тип симптома; -тяжесть и частота симптомов; -изменение поведения; -ситуационная специфичность симптома.

Критерии оценки отклонения поведения

(А. Раттер):

- нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности;

-длительность сохранения расстройства;

-жизненные обстоятельства;

-социокультурное окружение;

-степень нарушения;

-тип симптома;

-тяжесть и частота симптомов;

-изменение поведения;

-ситуационная специфичность симптома.

 Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.  Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста (мокрые пеленки младенцев – норма, а для 10 - отклонение).  Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей –это аномалия .

Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста (мокрые пеленки младенцев – норма, а для 10 - отклонение).

Что касается вопросов, связанных с половыми различиями, то даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает, и это нормально. Достаточно редко у мальчика встречается весь «набор» женских особенностей –это аномалия .

 Длительность сохранения расстройства.  У детей часто отмечаются страхи, припадки, капризы. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и должны вызывать тревогу у взрослых.

Длительность сохранения расстройства.

У детей часто отмечаются страхи, припадки, капризы. Однако случаи длительного (в течение месяцев или лет) сохранения этих состояний редки и должны вызывать тревогу у взрослых.

 Жизненные обстоятельства.  Временные колебания в эмоциональном состоянии - явление обычное. Однако колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других. Регрессом в поведении дети реагируют на появление младшего брата, а ростом тревожности - на перемену детского сада.

Жизненные обстоятельства.

Временные колебания в эмоциональном состоянии - явление обычное. Однако колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других. Регрессом в поведении дети реагируют на появление младшего брата, а ростом тревожности - на перемену детского сада.

 Социокультурное окружение Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

Социокультурное окружение Дифференциация нормального и аномального поведения не может быть абсолютной. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Культурные различия, существующие в обществе, значительно влияют на вариативность в целом нормального поведения.

 Степень нарушения.  Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд одновременно. Внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

Степень нарушения.

Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд одновременно. Внимания требуют дети с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

 Тип симптома.  Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием, другие — психическим расстройством. Так, грызение ногтей — привычка, одинаково часто встречающаяся как у  нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом, но еще ни о чем не говорит . В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно связано с психическим расстройством .

Тип симптома.

Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием, другие — психическим расстройством. Так, грызение ногтей — привычка, одинаково часто встречающаяся как у нормальных, так и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом, но еще ни о чем не говорит . В то же время нарушение отношений со сверстниками значительно связано с психическим расстройством .

Тяжесть и частота симптомов. Изредка возникающие трудности поведения более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов. Изменение поведения. Анализируя поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка.

Тяжесть и частота симптомов.

Изредка возникающие трудности поведения более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

Изменение поведения.

Анализируя поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка.

 Ситуационная специфичность симптома.  Симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.  Таким образом , решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Ситуационная специфичность симптома.

Симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом , решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.