СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку

Просмотр содержимого документа
«Понятие о бессоюзном сложном предложении»

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.   (1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.   1) Матрос пришёл (предложение 1) 2) Он поспешил скинуть (предложение 2) 3) Стянул в три приема (предложение 3) 4) Пиджак плыл (предложение 4) 5) Он услышал (предложение 5)

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Матрос пришёл (предложение 1)

2) Он поспешил скинуть (предложение 2)

3) Стянул в три приема (предложение 3)

4) Пиджак плыл (предложение 4)

5) Он услышал (предложение 5)

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.   (1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах. (2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.   1) Виды рябины встречаются (предложение 1) 2) Которая растёт (предложение 2) 3) Плоды сравнимы (предложение 3) 4) Они обретают окраску (предложение 4) 5) Приближаются (предложение 5)

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Виды рябины встречаются (предложение 1)

2) Которая растёт (предложение 2)

3) Плоды сравнимы (предложение 3)

4) Они обретают окраску (предложение 4)

5) Приближаются (предложение 5)

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.   (1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.   Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.   1) Русская береза (предложение 1) 2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2) 3) Берёза — дерево (предложение 3) 4) Вспоминаешь (предложение 4) 5) Обнимаешь дерево (предложение 5)

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 

(1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена  грамматическая основа  в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Русская береза (предложение 1)

2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)

3) Берёза — дерево (предложение 3)

4) Вспоминаешь (предложение 4)

5) Обнимаешь дерево (предложение 5)

 Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камушек радос т но сиял, отбрасывая на песча н ое дно др о жащую тень.  Мне пок а залось, что в тоне его чувствуется какая - то не ловкость.  Доп е вают свои песни соловьи, еще со хранились в затишных местах одуванчики, быть может, где - нибудь ещё б е леют ландыши.

Вода на мелководье была прозрачной, и каждый камушек радос т но сиял, отбрасывая на песча н ое дно др о жащую тень.

Мне пок а залось, что в тоне его чувствуется какая - то не ловкость.

Доп е вают свои песни соловьи, еще со хранились в затишных местах одуванчики, быть может, где - нибудь ещё б е леют ландыши.

Типы сложных предложений сложноподчиненные сложносочиненные бессоюзные

Типы сложных предложений

сложноподчиненные

сложносочиненные

бессоюзные

Двадцатое февраля. Классная работа. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Двадцатое февраля.

Классная работа.

Понятие

о бессоюзном сложном

предложении.

Цель урока 1. Мы должны узнать…,  (Что такое БСП?) 2. Мы должны понять…(Каким путем определяются смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и правильной постановки знаков препинания.)

Цель урока

1. Мы должны узнать…,  (Что такое БСП?)

2. Мы должны понять…(Каким путем определяются смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и правильной постановки знаков препинания.)

1 . Бабушка сердилась, внучка не слушалась. 2. Бабушка сердилась: внучка не слушалась. 3. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

1 . Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

2. Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

3. Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

Знаки препинания  в бессоюзном сложном предложении , ; : - Значение перечисления Значение перечисления Причины (потому что) Пояснения (а именно) Дополнения (что) Причины (потому что) Пояснения (а именно) Дополнения (что) Противопоставления (а, но) Следствия (значит) Времени (когда) Условия (если) Противопоставления (а, но) Следствия (значит) Времени (когда) Условия (если) Перед первой частью БСП

Знаки препинания

в бессоюзном сложном предложении

, ;

:

-

  • Значение перечисления
  • Значение перечисления
  • Причины (потому что) Пояснения (а именно) Дополнения (что)
  • Причины (потому что)
  • Пояснения (а именно)
  • Дополнения (что)
  • Противопоставления (а, но) Следствия (значит) Времени (когда) Условия (если)
  • Противопоставления (а, но)
  • Следствия (значит)
  • Времени (когда)
  • Условия (если)

Перед первой

частью БСП

Сложные бессоюзные предложения Знаки Значения Как проверить? Качались деревья скрипели ставни. Сам бьёт сам караул кричит. Глаза боятся руки делают. Зубов у белки не стало дали ей орехов. Будет дождик будут и грибки. Нанялся волк в пастухи добра не жди. Глухому песен не пой не услышит. Горе как море берегов не видно.

Сложные бессоюзные предложения

Знаки

Значения

Как проверить?

Качались деревья скрипели ставни.

Сам бьёт сам караул кричит.

Глаза боятся руки делают.

Зубов у белки не стало дали ей орехов.

Будет дождик будут и грибки.

Нанялся волк в пастухи добра не жди.

Глухому песен не пой не услышит.

Горе как море берегов не видно.

Домашнее задание Наполнить таблицу «Знаки препинания в БСП» примерами. Устный монолог из 7-10 предложений «Что я знаю о БСП?» Упражнение №

Домашнее задание

  • Наполнить таблицу «Знаки препинания в БСП» примерами.
  • Устный монолог из 7-10 предложений «Что я знаю о БСП?»
  • Упражнение №
Рефлексия  Урок прошёл отлично. Мне понравился. Я активно работал. «Хлопните» Урок был интересным, но у меня возникли затруднения. «Улыбнитесь» Урок мне не понравился. Я не слушал и спал на уроке. «Поднимите руку»

Рефлексия

Урок прошёл отлично. Мне понравился. Я активно работал.

«Хлопните»

Урок был интересным, но у меня возникли затруднения.

«Улыбнитесь»

Урок мне не понравился. Я не слушал и спал на уроке.

«Поднимите руку»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!