Урок № 39 Разработка урока 9__/__ класс
«Понятие о бессоюзном сложном предложении».
Цель урока: научить определять вид БСП и расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Задачи урока:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;
3) определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи.
Тип урока: комбинированный.
1. Орфографическая разминка.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) п...крылось, п...сыпался, з...работать
2) снов..., влев..., изредк...
3) туч...ми, ч..рующий, впеч...тление
4) до...дь, корте..., е...жу
Какие орфограммы мы вспомнили, выполняя этот тест?
Правописание гласных в приставках – пОкрылось, пОсыпался, зАработать.
Правописание гласных в суффиксах наречий – сновА, влевО, изредкА.
Правописание гласных А, И, У после шипящих - тучАми, чАрующий (чары), впечАтление (печать).
Правописание проверяемых согласных в корне слова (оглушение и ассимиляция согласных звуков) – доЖдь, кортеЖ, еЗжу.
2. Объяснение нового материала.
Составьте ССП, СПП, БСП (по рядам), используя следующие простые предложения:
Небо снова покрылось тучами.
Посыпался холодный дождь.
ССП | СПП | БСП |
[Небо снова покрылось тучами], и [посыпался холодный дождь]. [ ], и [ ]. ССП | (1Когда небо снова покрылось тучами), [2посыпался холодный дождь]. (Когда...), [ ]. СПП | [Небо снова покрылось тучами] - [посыпался холодный дождь]. [ ] – [ ]. БСП |
Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. Чем, как вы думаете?
В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчёркивает последовательность происходящих событий.
В СПП есть главное и придаточное времени, к которому мы задаём смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые связаны друг с другом какой-то невидимой связью.
Чтобы понять, какой же невидимой связью соединены простые предложения в составе БСП, давайте посмотрим материал 31 параграфа. (Внимательно читаем отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» на странице 121, отвечаем на вопросы и приходим к выводу, что ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ БСП СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ ПРИ ПОМОЩИ ИНТОНАЦИИ. Проверяем свой вывод, читая правило на странице 122.)
Замените союзные предложения БСП, обратите внимание на интонацию.
Союзные предложения | БСП |
[Воздух чист], и [птицы весело щебечут]. [ ], и [ ]. ССП | [Воздух чист], и [птицы весело щебечут]. [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Осень припасает], а [зима поедает]. [ ], а [ ]. ССП | [Осень припасает] - а [зима поедает]. [ ] - а [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[Недаром говорится], (что дело мастера боится). [ ], (что...). СПП с придаточным изъяснительным. | [Недаром говорится] : [дело мастера боится]. [ ]: что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
Итак, в БСП смысловые отношения выражаются в устной речи ИНТОНАЦИЕЙ (ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ, СОПОСТАВЛЕНИЯ, ПОЯСНЕНИЯ), а на письме – ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ. Интонация подсказывает знаки препинания в БСП.
3. Закрепление изученного материала.
Выполняем упражнение 185 на странице 122. Читаем, анализируем два текса, сравниваем темп произнесения выделенных предложений, приходим к выводу, что в БСП пауза между частями более длительная, первый отрывок вызывает ощущение тревожности.
Запись предложений первого отрывка | «Полётное» повторение |
[Рассказ Гарина-Михайловского, насколько я его помню,таков]: а именно [лесной сторож, человек, углублённый в себя, подавленный одинокой жизнью и только чувствующий зверя в человеке, идёт, к ночи, в свою сторожку]. [.., вводное предл.,..]: а именно [..,приложение, /прич. об., прич. об. и прич. об./,..., обст. вр.,..]. БСП Насколько3 – наречие. I. Обозначает признак действия, отвечает на вопрос в какой мере и степени? II. Неизменяемое слово, по значению наречие меры и степени. III. В предложении выполняет роль обстоятельства. У-глубл-ённ-ый2 ← углубить (суффиксальный способ образования). Чувств-у-ющ-ий2 ← чувствую (суффиксальный способ образования). | Объясните правописание НН в суффиксах страдательных причастий. (В суффиксах полных страдательных причастий с приставками УГЛУБЛЁННЫЙ, ПОДАВЛЕННЫЙ пишется -НН-.) Какие ещё причастия есть в этом предложении?(Действительное – ЧУВСТВУЮЩИЙ.) Назовите виды сказуемых, которые вам встретились в этом предложении. (Составное именное – ТАКОВ, простое глагольное – ИДЁТ.) Какой частью речи выражено составное именное сказуемое?(Таков – УКАЗАТЕЛЬНОЕ местоимение.) Какие ещё разряды местоимений встретились в этом предложении? (Я – ЛИЧНОЕ, его – ЛИЧНОЕ, себя – ВОЗВРАТНОЕ, свою – ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ.) Обратите внимание на ударение в словах, выделенных в рамке. Составьте с ними сочетания слов. Углублённый анализ фундамент углублён тема сочинения углублена содержание реферата углублено углубишься в тему углубит котлован |
[Обогнал бродягу], и [пошли вместе]. [двусост. неполное], и [односост. неопр.-личное]. БСП | Какие виды односоставных предложений вы ещё знаете? Приведите примеры. (Люблю грозу вначале мая. – Опр.-личн. Цыплят по осени считают. – Обобщ.-личн. Светало. – Безл. Зима... – Назывное.) Определите способ образования глаголов. (Приставочный.) А суффикс –Л-? (Это формообразующий суффикс, суффикс глаголов прошедшего времени.) Вычлените из простых предложений, входящих в состав сложного, словосочетания и определите вид подчинительной связи. (Обогнал (кого?) бродягу – управление; пошли (как?) вместе – примыкание.) Какой ещё вид подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? Приведите пример. (Бродяга (какой?) одинокий – согласование.) |
Вялая и осторожная беседа людей, /взаимно не верящих друг другу/. сущ., /прич. об./ | Объясните раздельное написание НЕ с причастием. (Не верящих (кому?) друг другу. – НЕ пишем раздельно, т. к. у причастия есть зависимое слово.) Чем осложнено это простое предложение? (Двумя однородными определениями, связанными союзом И, выраженными прилагательными; обособленным определением, выраженным причастным оборотом.) Выпишите словосочетания со связью согласование. (Вялая беседа; осторожная беседа; людей не верящих...) |
[Собирается (гл.) гроза (сущ.)],и [в (пр.) природе (сущ.) чувствуется (гл.) напряжение (сущ.)]... (Повест., невоскл., сложное, [ ], и [ ]. БСП; 1 простое двусост., нераспр.; 2 простое двусост., распр.) | Объясните правописание корня в слове СОБИРАЕТСЯ.(Чередование гласных в корне: -бИр-А-//-бЕр-.) Какая орфограмма объединяет глаголы СОБИРАЕТСЯ, ЧУВСТВУЕТСЯ? (Правописание –ТСЯ- .) |
Обратите внимание на теоретический материал на странице 125.
Что необходимо для верного понимания смысловых отношений между простыми в составе БСП? (КОНТЕКСТ.)
Подберите однокоренные слова к слову КОНТЕКСТ, покажите способ их образования.
контекст-н-ый вне-контекстный
контекст-ов-ый
контекст-у-альн-ый
Так каким способом образованы эти прилагательные? (Суффиксальным и приставочным.)
4. Игра «Аукцион».
Зная особенности интонации БСП с разными значениями, произнесите как можно больше вариантов БСП и запишите только схемы, верно расставляя знаки препинания, предложения из упражнения 189. (Ученик произносит предложение, класс составляет схему.)
БСП | Схемы в тетрадях |
[Мальчик вздрогнул], и [удочка вырвалась из рук]. | [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Мальчик вздрогнул]: потому что [удочка вырвалась из рук]. | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Стало прохладно]: потому что [наступил вечер]. | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Когда Наступил вечер] - [стало прохладно]. | [Когда Время] - [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[ Наступил вечер] – поэтому [стало прохладно]. | [ ] - поэтому [следствие]. БСП ИнтонацияСОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[Подул ветер], и [штора заколыхалась]. | [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Когда Подул ветер] - [штора заколыхалась]. | [Когда Время] - [ ]. БСП Интонация СОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[ Подул ветер] - поэтому [штора заколыхалась]. | [ ] - поэтому [следствие]. БСП ИнтонацияСОПОСТАВЛЕНИЯ. |
[Штора заколыхалась]: потому что [подул ветер] | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Мать перестала петь], и [ребёнок уснул]. | [ ], и [ ]. БСП Интонация ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ. |
[Мать перестала петь]: потому что [ребёнок уснул]. | [ ]: потому что [ ]. БСП Интонация ПОЯСНЕНИЯ. |
[Ребёнок уснул] - поэтому [мать перестала петь]. | [ ] - поэтому [следствие]. БСП ИнтонацияСОПОСТАВЛЕНИЯ. |
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Из «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова выпишите БСП, укажите грамматические основы, обозначьте границы простых в составе сложных, начертите схемы БСП.