СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах,    дать понятие о различных способах передачи чужой речи; познакомить с понятием «чужая речь»; рассмотреть понятие «косвенная речь»; сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

Просмотр содержимого документа
«Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.»

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

обучающая: обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах, дать понятие о различных способах передачи чужой речи; познакомить с понятием «чужая речь»; рассмотреть понятие «косвенная речь»; сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью;

развивающая: развитие умения работать в группах, заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков; развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности, развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности;

воспитательная: воспитание интереса и уважительного отношения к достижениям отечественной космонавтики; воспитание внимания, наблюдательности, толерантности во время работы в группе, чувства коллективизма; формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу, воспитание любви к русскому и родному языкам, литературе.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»;

овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь; различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью; разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи; освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;

метапредметные:

уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий при выполнении задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

оценивать правильность выполнения действий;

уметь оформлять свои мысли в устной речи; читать и воспринимать задания;

слушать и понимать речь других; сотрудничать с товарищами по группе, в паре;

уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные.


Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас энергичными, открытыми, воодушевлёнными. Желаю, чтобы новые знания были для вас интересными, а совместная работа вызывала удовлетворение и радость! Желаю вам успехов на уроке.


ІІ.Фронтальный опрос по изученному разделу

  • Ребята, мы с вами закончили раздел «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

  • Давайте проверим, как вы усвоили изученный материал.

  1. Что такое обращение и для чего оно служит?

  2. Какими знаками препинания выделяется обращение?

  3. Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

  4. Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

  5. Какими знаками препинания выделяются ввовдные слова, вводные сочетания и вводные предложения?

  6. Что такое вставные конструкции и как они выделяются на письме?

  • Хорошо, ребята, спасибо за ответы.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.


ІІІ.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Прочитайте предложение Слайд 1

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», - говорил немецкий философ Гегель.

–Скажите, что такое речь? (Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).

–Слово речь – ключевое слово в теме нашего урока. Кстати, какой частью речи оно является?

- Имя существительное (ответы детей)

Вот только определения для нашего существительного не хватает. Подобрать его нам поможет лексический тренинг.

– Прочитайте слова. Какой частью речи являются данные слова? Подберите к ним антонимы. Слайд 2

Родная

Чужая

широкая

узкая

мягкая

жесткая

пассивная

активная

бледная

яркая

– Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая.Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы.

Чья-то; речь, принадлежащая кому-то…

– О чем же пойдет речь на уроке? (Ребята предлагают свои варианты)Да, мы сегодня будем говорить о чужой речи.

И тема нашего урока «Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь» (записывают тему урока) Слайд 3

Сегодня мы должны познакомиться с понятием «чужая речь», научиться различать прямую и косвенную речь, правильно преобразовывать прямую речь в косвенную.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание Константина Эдуардовича Циолковского. Слайд 4

Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.

К.Э. Циолковский

Вопрос: О чем сказал К.Э. Циолковский?

Сегодня на уроке мы разберем прямую и косвенную речь, способы передачи чужой речи и поговорим о тех, кто открывает секреты Вселенной, покоряя космические дали.

А начнем мы с античного мифа о первом полете человека. Слайд 5

1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. 2) Это случилось много веков назад. 3) Оказавшись в плену у царя Миноса, Дедал мечтал вернуться на Родину. 4) «Если у меня нет возможности уйти, я должен улететь», - решил он. 5) Дедал собрал перья больших птиц, искусно связал их нитками и скрепил воском.

6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына, чтобы он не поднимался слишком высоко. 7) Икар ослушался отца, и под жаркими лучами солнца воск, скреплявший крылья, растаял. 8) Юноша стремительно исчез в глубине моря. 9) Люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.



IV. Объяснение нового материала.

Итак, что же такое чужая речь? Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать.

Поисково-исследовательский вид работы

  1. Работа с учебником

Разбор правила на стр. 224

В предложениях с чужой речью две части: чужая речь и комментирующая часть (слова автора).

- Какими способами можно передать чужую речь? (С помощью прямой и косвенной речи)

- Ребята, с какими способами передачи чужой речи мы встретились в тексте?

(Предложения 4 и 6)

Разбор предложений (у доски объясняет учитель, ученики в тетрадях.)

«Если у меня нет возможности уйти, я должен улететь», - решил он.

«П»,-а.

Перед полетом Дедал предупредил своего сына, чтобы он не поднимался слишком высоко. (косвенная речь)

Обратите внимание, что косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения.

V. Физминутка (релаксация) (на фоне музыки учитель читает текст)

А теперь я прошу вас закрыть глаза. Представьте, что вы смотрите на небо и видите на нем маленькую звездочку. Она увеличивается в размерах, ее свет становится более ярким. Наблюдать за звездочкой очень приятно. Разглядывая ее, вы становитесь спокойнее, добрее и увереннее. Вы радуетесь тому, что звезда дарит людям свет и красоту. Зная, что она на небе, вы верите в то, что она станет для вас путеводной, счастливой. С ее помощью вы хотите преодолеть все трудности и пройти через любые испытания.

А сейчас, когда перестанет звучать музыка, вы откроете глаза и будете полны сил и желания продолжать нашу работу.

- Сегодня, ребята, мы более подробно разберем косвенную речь, потому что чаще всего дети допускают ошибки, когда прямую речь преобразуют в косвенную.



Запомните! (раздать памятки)

При переводе прямой речи в косвенную нельзя использовать местоимения 1-го и 2-го лица.

Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

  1. Повествовательное предложение

Союзы что, будто

  1. Побудительное предложение

Союз чтобы

  1. Вопросительное предложение:

а) с вопросительным местоимением или наречием;


б) без вопросительного слова


Вопросительное местоимение или наречие


Частица ли





VI. Закрепление изученного материала

Один ученик у доски работает с карточкой (индивидуальная работа)

Составьте предложения с прямой речью.

  1. Ему принадлежали и синь бескрайнего неба и легкие светлые облака и ширь земли далеко внизу. (Писатель Ю.Нагибин о Ю.А.Гагарине.)

2. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из корабля не из иллюминатора а через светофильтр скафандра! (Космонавт А.А. Леонов о выходе в открытый космос.)

3. Маленький шаг для человека но гигантский скачок для всего человечества. (Американский астронавт Нил Армстронг о высадке на Луну.)

Карточка № 2

Переделать прямую речь в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

«Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» —
«Ну, каково приятель, поживаешь?» «Ох, кум, беды моей, что́ вижу, ты не знаешь!»



(проверяем с ответом на слайде)



Задание: Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при передаче чужой речи. Спишите, исправляя предложения. (выполняют у доски и в тетрадях)

  1. Пугачёв сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват. 2) Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь. 3) Городничий сообщает чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. 4) Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи. 5) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

VII. Подведение итогов урока

VIII. Рефлексия.

– Постарайтесь быть искренними и объективными, отвечая на вопросы:

Что было для тебя самым полезным на уроке?

Что было самым интересным?

Что было для тебя трудным?

Чему ты научился на уроке?

На какие вопросы не получил сегодня ответы?

IX. Домашнее задание

Стр. 229, упр. 406.Напишите, в чем проявляется ваша самостоятельность.

Заключительное слово учителя.

Наш урок заканчивается. Вернемся к нашему эпиграфу. Как же справедливо утверждение К.Э. Циолковского, что наша «планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»! В 60-ые годы прошлого тысячи мальчишек мечтали стать космонавтами. Интерес к исследованиям Вселенной не ослабевает и в наши дни. Мне верится, что кто-нибудь из вас свяжет свою жизнь с развитием космонавтики, и будет стремиться ввысь за своей путеводной звездой.

Выставление оценок.












Запомните! (раздать памятки)

При переводе прямой речи в косвенную нельзя использовать местоимения 1-го и 2-го лица.

Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

  1. Повествовательное предложение

Союзы что, будто

  1. Побудительное предложение

Союз чтобы

  1. Вопросительное предложение:

а) с вопросительным местоимением или наречием;


б) без вопросительного слова


Вопросительное местоимение или наречие


Частица ли







Запомните! (раздать памятки)

При переводе прямой речи в косвенную нельзя использовать местоимения 1-го и 2-го лица.

Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются.

Перевод прямой речи в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

  1. Повествовательное предложение

Союзы что, будто

  1. Побудительное предложение

Союз чтобы

  1. Вопросительное предложение:

а) с вопросительным местоимением или наречием;


б) без вопросительного слова


Вопросительное местоимение или наречие


Частица ли





Задание: Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при передаче чужой речи. Спишите, исправляя предложения. (выполняют у доски и в тетрадях)

  1. Пугачёв сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват. 2) Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь. 3) Городничий сообщает чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. 4) Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи. 5) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.





Задание: Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при передаче чужой речи. Спишите, исправляя предложения. (выполняют у доски и в тетрадях)

  1. Пугачёв сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват. 2) Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь. 3) Городничий сообщает чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. 4) Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи. 5) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.





Задание: Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены при передаче чужой речи. Спишите, исправляя предложения. (выполняют у доски и в тетрадях)

  1. Пугачёв сказал Гриневу, что ты крепко передо мной виноват. 2) Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь. 3) Городничий сообщает чиновникам, что я пригласил вас, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие. 4) Герой рассказа «После бала», Иван Васильевич, уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одной ночи. 5) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

Карточка 1

Составьте предложения с прямой речью.

  1. Ему принадлежали и синь бескрайнего неба и легкие светлые облака и ширь земли далеко внизу. (Писатель Ю.Нагибин о Ю.А.Гагарине.)

2. Я первый вижу космос с миллиардами звёзд не из корабля не из иллюминатора а через светофильтр скафандра! (Космонавт А.А. Леонов о выходе в открытый космос.)

3. Маленький шаг для человека но гигантский скачок для всего человечества. (Американский астронавт Нил Армстронг о высадке на Луну.)





Карточка № 2

Переделать прямую речь в косвенную

Прямая речь

Косвенная речь

«Здорово, кум Фаддей!» — «Здорово, кум Егор!» —
«Ну, каково приятель, поживаешь?» «Ох, кум, беды моей, что́ вижу, ты не знаешь!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!