Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь"»
Урок русского языка в 8 «А» классе
- Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
1.Ну как живешь друг спросил толстый восторженно глядя на друга Служишь где? Дослужился?.
2. Не буду вскричала Алиса судорожно пытаясь сменить тему разговора А ... вы любите... э-э... собак
3. Ася промолвила Лесть и трусость – самые дурные пороки
4. Максим Горький писал Хорошая книга праздник.
5. Как же я опаздываю бормотал Кролик себе под нос
6. Собакевич спросил наконец Какая же ваша будет последняя цена
Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья». А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование . Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать.
Чужая речь состоит из двух частей: часть, передающая чужую речь и комментирующая часть (слова автора)
- Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого: - глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др. ; - глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания: упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др. ; - глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др .; - отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др . - называния субъекта речи: кто говорит ; - характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы – слайды) задание с выбором глагола
- Капитан сказал: «Купаться!»
- Он сказал: «То-то же, будешь знать!»
- Она сказала мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!»
- Вася сказал: «Пожалуй, ты прав!»
- Мальчик сказал «Подождите меня, я скоро».
- а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Наконец он закончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу…»
- б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Он (Савельич) явился и сообщил, что лошади готовы.
- в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил .;
- г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Как говорят поэты, началась осень жизни .
Списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания. 1) Приходите вечером в плавательный бассейн V (предложил тренер). 2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач). 3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио). 4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)! 5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).
- Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.
- Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью .
- Семён требовал, что подавай ему новый ноутбук.
- Петя признался, что я сегодня не готов к занятию.