СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для учащихся 8 класса при проведении урока "Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь"»

Урок русского языка  в 8 «А» классе

Урок русского языка в 8 «А» классе

 Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
  • Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
  • Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
1.Ну как живешь друг спросил толстый восторженно глядя на друга Служишь где? Дослужился?. 2. Не буду вскричала Алиса судорожно пытаясь сменить тему разговора А ... вы любите... э-э... собак 3.  Ася промолвила Лесть и трусость – самые дурные пороки 4.  Максим Горький писал Хорошая книга праздник. 5. Как же я опаздываю бормотал Кролик себе под нос 6. Собакевич спросил наконец Какая же ваша будет последняя цена

1.Ну как живешь друг спросил толстый восторженно глядя на друга Служишь где? Дослужился?.

2. Не буду вскричала Алиса судорожно пытаясь сменить тему разговора А ... вы любите... э-э... собак

3. Ася промолвила Лесть и трусость – самые дурные пороки

4. Максим Горький писал Хорошая книга праздник.

5. Как же я опаздываю бормотал Кролик себе под нос

6. Собакевич спросил наконец Какая же ваша будет последняя цена

Семь дочек.  Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.  Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья.  А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Я, мамочка, сказала первая скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу. Я ждала тебя проговорила вторая как сухая земля ждет воды. Родная промолвила третья дочь я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке. Мне было без тебя щебетала четвертая как пчелке без цветка. Ты снилась мне произнесла пятая как розе снится капля росы. Я высматривала тебя прошептала шестая как вишневый сад высматривает соловья. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

 Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.  «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья».  А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. «Я, мамочка, - сказала первая, - скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, - проговорила вторая,- как сухая земля ждет воды». «Родная, - промолвила третья дочь, - я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке». «Мне было без тебя, - щебетала четвертая, - как пчелке без цветка». «Ты снилась мне, - произнесла пятая, - как розе снится капля росы». «Я высматривала тебя, - прошептала шестая, - как вишневый сад высматривает соловья». А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

 Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование . Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать.

Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование . Под наименованием «чужая речь» понимают высказывания других лиц, а иногда и свои собственные. Это слова, которые мы когда-то произнесли, мысли, о которых хотим рассказать.

   Чужая речь состоит из двух частей: часть, передающая чужую речь и комментирующая часть (слова автора)

Чужая речь состоит из двух частей: часть, передающая чужую речь и комментирующая часть (слова автора)

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого:  - глаголы речи, мысли:  сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др. ;   - глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания:  упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др. ;   - глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание:  улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др .;  - отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др .  - называния субъекта речи: кто говорит ;  - характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы –   слайды) задание с выбором глагола
  • Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), используя для этого: - глаголы речи, мысли:  сказать, говорить, спросить, ответить, подумать, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать и др. ;  - глаголы, осложнённые указанием на цель высказывания:  упрекнуть, подтвердить, согласиться, посоветовать, поддакнуть и др. ;  - глаголы, обозначающие действия и эмоции, которые сопровождают высказывание:  улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться, усмехнуться и др .; - отглагольные существительные того же значения: голос, крик, мысль и др . - называния субъекта речи: кто говорит ; - характеристику речи: тихо, печально, с жаром и т. п. (демонстрация таблицы –   слайды) задание с выбором глагола
Капитан сказал: «Купаться!» Он сказал: «То-то же, будешь знать!» Она сказала мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» Вася сказал: «Пожалуй, ты прав!» Мальчик сказал «Подождите меня, я скоро».
  • Капитан сказал: «Купаться!»
  • Он сказал: «То-то же, будешь знать!»
  • Она сказала мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!»
  • Вася сказал: «Пожалуй, ты прав!»
  • Мальчик сказал «Подождите меня, я скоро».
а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Наконец он закончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу…» б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Он (Савельич) явился и сообщил, что лошади готовы. в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил .;  г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения:  Как говорят поэты, началась осень жизни . 
  • а) предложения с прямой речью для передачи ее без изменений: Наконец он закончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу…»
  • б) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Он (Савельич) явился и сообщил, что лошади готовы.
  • в) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи:  И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил .; 
  • г) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения:  Как говорят поэты, началась осень жизни
 Списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания.  1) Приходите вечером в плавательный бассейн V (предложил тренер).  2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач).  3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио).  4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)!  5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).

Списать, вставляя вместо знака V слова автора, используя глаголы речи; расставить знаки препинания. 1) Приходите вечером в плавательный бассейн V (предложил тренер). 2) Больной чу…ствует себя лучше V теперь жизнь его видно вне опас…ности (сказал дежурный врач). 3) Ветер к утру утихнет V погода улучши(т, ть)ся (сообщили по радио). 4) Учас…ники соревнований! V Строиться (раздалась команда)! 5) Куда идёт этот автобус? V Нам нужно в центр города (спросили мы у водителя).

Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.  Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью . Семён требовал, что подавай ему новый ноутбук. Петя признался, что я сегодня не готов к занятию.
  • Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.
  • Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью .
  • Семён требовал, что подавай ему новый ноутбук.
  • Петя признался, что я сегодня не готов к занятию.