Понятие о деепричастии
Класс: 7-А
Дата: 19.11.2015г
Тип урока: Урок-исследование
Цель урока:
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
развивающая: развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;
воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку).
Ход урока
Оргмомент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы проведем исследование такой части речи, как деепричастие. Название этой части речи состоит из двух частей дее и причастие. То есть деепричастие –это причастие к действию. Это название пришло к нам из 17 века. Давайте посмотрим, что это за часть речи.
(Записать число, классная работа, тема)
1. Упражнения «Мозговой штурм»
1.Сравните предложения
Ребенок растет и радостно познает мир.
Ребенок растет, радостно познавая мир.
Что изменилось во втором предложении?
Какие мы задаем вопросы к словам познает и познавая?
(В первом предложении растет и познает глаголы –однородные сказуемые, а во втором-деепричастие, обозначает добавочное действие к основному, в предложении-обстоятельство)
2.А теперь сравним слова: танец, танцует, танцующий(в тетрадь)
Что объединяет эти слова? (корень)
Что отличает? (разные части речи)
Поставьте к каждому слову вопрос, определите значение и запишите название части речи
Какое из этих слов является формой глагола? (танцующий – причастие)
Слово танцуя, чем отличается от предыдущих?
Вот такую форму глагола мы и будем сегодня исследовать и выявлять грамматическое значение деепричастия, подбирать вопросы, определять способ образования, какую роль оно выполняет в предложении.
2. Работа с таблицей (у каждого на парте)
Все, что мы сегодня узнаем о деепричастии, мы будем оформлять в таблицу. Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению в ходе исследования.
Деепричастие |
Вопрос | Ответ |
1.Что такое деепричастие? | |
2. Что обозначает? (грамматическое значение) | |
3. На какие вопросы отвечает? | |
4. От какой части речи образуется? | |
5.Какие признаки глагола? | |
6.Какие имеет суффиксы? | |
7. Какую выполняет синтаксическую роль в предложении? | |
1)Начнём наше исследование с грамматического значения, строчка № 2
Можно определить грамматическое значение слова танцуя? (Нет)
А теперь? Девочки веселятся, танцуя вальс.
Что обозначает в предложении деепричастие танцуя?
Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?
Найдём глагол-сказуемое (веселятся), оно обозначает? (действие)
Веселятся (что делая?) танцуя
Деепричастие танцуя обозначает добавочное действие.
Работа с учебником (Л.М.Рыбченкова) упр. 148
Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие
Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (обозначает добавочное действие, записываем в таблицу)
2)Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.
Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям. Нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос?
Работать ( ) засучив рукава.
Смеяться ( ) покатываясь со смеху.
Бежать ( ) сломя голову.
Слушать ( ) затаив дыхание.
Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?
Деепричастие отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Вопросы запишите в таблицу.
3) Дальше нам нужно определить от какой части речи образуется деепричастие.
Глядя на вопросы, можно сделать вывод о том, что деепричастие имеет признаки 2 частей речи. Каких? (глагол и наречие).
Давайте посмотрим, как образуются деепричастия.
засучив от засучить + в
покатываясь от покатывается + я (сь)
сломя от сломает + я
затаив от затаить + в
Итак, деепричастия образуются от глаголов
Что ещё мы узнали о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.
Физкультминутка
Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.
Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.
Дружно вместе приседаем,- это так мы отдыхаем.
Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.
Проверка: поднимая, опуская, хлопая, топая, наклоняясь, приседая.
4) Давайте выясним глагольные признаки в деепричастии. Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид. (Слайд, где деепричастия с вопросами)
Работать (что сделав?) засучив рукава.
Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху
Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).
Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)
Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие?
(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)
А время можно определить у деепричастий? Нет!
5) Чтобы определить синтаксическую роль, давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева (Слайд)
Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)
Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством, запись в таблицу).
Рефлексия
Пришло время подвести итог урока. Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? Попросить прочитать признаки деепричастия из второго столбика таблицы.
Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие?
Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.
Оценивание
Домашнее задание упр151
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.