СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о деепричастии 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие о деепричастии 7 класс»


Понятие о деепричастии

Класс: 7-А

Дата: 19.11.2015г


Тип урокаУрок-исследование

Цель урока
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);

развивающая:  развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;

воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку).


Ход урока

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы проведем исследование такой части речи, как деепричастие. Название этой части речи состоит из двух частей дее и причастие. То есть деепричастие –это причастие к действию. Это название пришло к нам из 17 века. Давайте посмотрим, что это за часть речи.


(Записать число, классная работа, тема)


1. Упражнения «Мозговой штурм»

1.Сравните предложения

Ребенок растет и радостно познает мир.

Ребенок растет, радостно познавая мир.


Что изменилось во втором предложении?

Какие мы задаем вопросы к словам познает и познавая?


(В первом предложении растет и познает глаголы –однородные сказуемые, а во втором-деепричастие, обозначает добавочное действие к основному, в предложении-обстоятельство)


2.А теперь сравним слова: танец, танцует, танцующий(в тетрадь) 

Что объединяет эти слова? (корень)

Что отличает? (разные части речи)

Поставьте к каждому слову вопрос, определите значение и запишите название части речи

Какое из этих слов является формой глагола? (танцующий – причастие)


Слово танцуя, чем отличается от предыдущих?


Вот такую форму глагола мы и будем сегодня исследовать и выявлять грамматическое значение деепричастия, подбирать вопросы, определять способ образования, какую роль оно выполняет в предложении.


2. Работа с таблицей (у каждого на парте)

Все, что мы сегодня узнаем о деепричастии, мы будем оформлять в таблицу. Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению в ходе исследования.


Деепричастие

Вопрос

Ответ

1.Что такое деепричастие?



2. Что обозначает? (грамматическое

значение)


3. На какие вопросы отвечает?


4. От какой части речи образуется?


5.Какие признаки глагола?


6.Какие имеет суффиксы?


7. Какую выполняет синтаксическую роль в предложении?




1)Начнём наше исследование с грамматического значения, строчка № 2


Можно определить грамматическое значение слова танцуя? (Нет)

А теперь? Девочки веселятся, танцуя вальс.

  1. Что обозначает в предложении деепричастие танцуя?

  2. Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?

  3. Найдём глагол-сказуемое (веселятся), оно обозначает? (действие)

  4. Веселятся (что делая?) танцуя

Деепричастие танцуя обозначает добавочное действие.


Работа с учебником (Л.М.Рыбченкова) упр. 148


Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие

Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (обозначает добавочное действие, записываем в таблицу)



2)Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.

Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям. Нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос?

  • Работать ( ) засучив рукава.

  • Смеяться ( ) покатываясь со смеху.

  • Бежать ( ) сломя голову.

  • Слушать ( ) затаив дыхание.

  • Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?


Деепричастие отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Вопросы запишите в таблицу.


3) Дальше нам нужно определить от какой части речи образуется деепричастие.


Глядя на вопросы, можно сделать вывод о том, что деепричастие имеет признаки 2 частей речи. Каких? (глагол и наречие).

Давайте посмотрим, как образуются деепричастия.


засучив от засучить + в

покатываясь от покатывается + я (сь)

сломя от сломает + я

затаив от затаить + в


Итак, деепричастия образуются от глаголов

Что ещё мы узнали о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.


Физкультминутка

Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.

В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.

Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.

Дружно вместе приседаем,- это так мы отдыхаем.


Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.

Проверка: поднимая, опуская, хлопая, топая, наклоняясь, приседая.


4) Давайте выясним глагольные признаки в деепричастии. Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид. (Слайд, где деепричастия с вопросами)

  • Работать (что сделав?) засучив рукава.

  • Смеяться (что делая?) покатываясь со смеху

Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).

Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)

Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие?

(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)

А время можно определить у деепричастий? Нет!


5) Чтобы определить синтаксическую роль, давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева (Слайд)

Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)

Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством, запись в таблицу).

Рефлексия

Пришло время подвести итог урока. Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? Попросить прочитать признаки деепричастия из второго столбика таблицы.

Давайте заполним первую строчку таблицы. Что такое деепричастие?


Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.


Оценивание

Домашнее задание упр151



Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!