СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке урока на тему «Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов» преподаватель показывает современный подход к организации учебного процесса через формы, методы и технологии обучения с применением Интернет-технологий; созданием мультимедийных презентаций путем конструирования творческих учебных заданий, стимулирующих познавательный процесс и повышающий активность студентов.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ЛИЦЕЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



открытого урока

на тему

ПОНЯТИЕ О ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕ.

ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИИ.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.











Преподаватель: Кубрак С.Н.





Донецк, 2020г

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка подготовлена на основании рабочей программы по учебной дисциплине ОДП.01 Русский язык.

В методической разработке урока на тему «Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов» преподаватель показывает современный подход к организации учебного процесса через формы, методы и технологии обучения с применением Интернет-технологий; созданием мультимедийных презентаций путем конструирования творческих учебных заданий, стимулирующих познавательный процесс и повышающий активность студентов. Актуальность темы разработки обусловлены тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно их употреблять в речи, потому что не знают их значений. В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики преподаватель должен ставить цель: развивать познавательную активность студентов, который теперь должен не просто овладеть знаниями, но уметь думать, анализировать, выбирать правильные пути решения; работать в группе и адекватно оценивать свою работу.

Современное общество предполагает высокий уровень мобильности, постоянное обновление информационного поля, что заставляет преподавателя совершенствовать методы, приемы обучения и использовать новую, актуальную информацию. На занятии преподаватель применяет метод исследовательской работы, который является одним из методов проблемного обучения. Проведение исследования имеет следующие цели: приобщить студентов к процессу выработки новых знаний; освоить один из нестандартных видов получения новых знаний; научить пользоваться учебной, справочной, монографической литературой, практическими материалами, Интернетом; выработать умение работать с основными компьютерными программами.

Все это способствует достижению цели урока – основательному закреплению студентами теоретических знаний, получению практических навыков и умений, анализу конкретных ситуаций, направленных на активное освоение знаний, на формирование приёмов проектной, познавательной деятельности и приобщение студентов к научному поиску, творчеству; на воспитание профессионально значимых качеств личности.

Использование проблемно-поисковых методов обучения направлено на творческую самостоятельную работу студентов, на самореализацию и творческий подход к будущей профессиональной деятельности.

ПЛАН УРОКА

ТЕМА: Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов.

Цели урока:

методическая - применить методику организации самостоятельной работы студентов, способствующую развитию познавательной деятельности и обеспечению творческого уровня при освоении содержания учебного материала;

дидактическая- совершенствовать умения студентов выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

развивающая - развивать навыки самоорганизации, работы в малой группе, работы с дополнительной информацией;

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

воспитательная- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию.

Тип урока: обобщение, систематизация и закрепление знаний.

Вид урока: практикум.

Междисциплинарные связи: история, литература.

Методическое обеспечение урока: рабочая программа; методическая разработка урока; раздаточный материал; презентации (групповые творческие работы студентов и презентация для преподавателя).

ТСО: мультимедийное проекционное оборудование, ноутбук.

Студент должен знать:

- основные понятия разделов «Лексикология», «Фразеология»;

- основные проблемы развития современного русского языка.

Студент должен уметь:

- обнаруживать в речи фразеологизмы, характеризовать их;

- творчески использовать фразеологическое богатство русского языка.

Опережающее задание: Учебная группа была поделена на 3 малые группы.

1группа исследует происхождение наиболее употребляемых фразеологизмов.

2 группа исследует значение фразеологизмов, со словами, обозначающими части тела.

3 группа студентов готовит викторину «Угадай фразеологизм по рисунку». Для каждой группы поставлены задачи:

1.Знакомство с теоретическим материалом.

2.Отбор фразеологизмов по данной теме.

3.Подготовка презентаций.

ХОД УРОКА


Фразеология исследует наиболее

живой, подвижный и разнообразный

отряд языковых явлении

В.В.Виноградов



1. Организационный момент.

1.1. Приветствие преподавателя.

1.2. Проверка присутствия студентов и их готовности к занятию.

2. Сообщение темы и постановка целей урока.

Преподаватель: Начну я урок с высказывания видного ученого – русиста

В.В.Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений». Слайды 1,2

И сегодня, ребята, мы будем говорить о фразеологизмах, о правильном употреблении их в речи.

3. Мотивация учебной деятельности

Преподаватель: В середине ХХ века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век зашивать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

4. Актуализация опорных знаний.

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.


А что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения) Слайд 3

5. Основная часть урока

5.1. Преподаватель: Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь = как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

На доске: водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

5.2. Словарный диктант. Объясните графически написание орфограмм, встретившихся в словах.

Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут-то было. Как бы то ни было. Ничего не попишешь. Нежданно-негаданно. Невзирая на лица. Ни кола ни двора.


В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания? Фразеологизмы.


5.3. Работа с таблицей

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и их происхождение.


К то из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?


Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению. Слайды 4 - 11

Работа с таблицей (в ходе работы студенты поясняют некоторые фразеологизмы) (приложение 1)

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

2

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, втирать очки.

3

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый.

4

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

5

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову.

6

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык.

7

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, потерпеть фиаско, секрет полишинеля, пиррова победа.

8

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.


6 . Закрепление и систематизация полученных знаний.

6.1. Выступления студентов

1 группа расскажет о происхождении наиболее употребляемых фразеологизмов (презентация)



2 группа расскажет о значении фразеологизмов, со словами, обозначающими части тела (презентация)




3 группа студентов подготовила викторину «Угадай фразеологизм по рисунку» (презентация)




6.2. Преподаватель

А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов по происхождению (у доски)


Фольклор

Мифология древнего мира

История


За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары (2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).

6.3. Преподаватель

Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам. (работа в тетрадях, приложение 2)

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство


Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

6.4. Преподаватель

Д авайте вспомним, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

- Что такое синонимы? Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.

- Что такое антонимы? Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.

6.4.1. Работа с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам, приложение 3)

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки


Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило


Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь


Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода


6.4.2. Преподаватель. Фразеологические единицы русского языка характеризуются большой образностью, выразительностью. Именно в связи с этим они широко используются как в устной, так и в письменной речи.

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение (приложение 4)

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

7. Итог. Выполнение теста на закрепление (приложение 5)

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения

Вариант 2.

1.Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко­лом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и суме­ла в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

(Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

8. Рефлексия.

Ч то мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

Какова их роль в речи?

Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» Слайд 2 мы по окончании урока можем согласиться с ученым?

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание.

Напишите эссе «Весенний Донецк», используя фразеологизмы. Слайды 12, 13



ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений, (базовый уровень). Москва «Просвещение» 2016г.


Дополнительная:

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В.Архипова – М.: Просвещение, 2011.

  2. Лекант П.А. Современный русский литературный язык. – М., 1988г.


Интернетресурсы:

  1. Справочно-информационный портал «Русский язык»

http://gramota.ru


  1. Мир фразеологизмов

http://fraze.ru/index.php/frazeologizm







Приложение 1

классификация фразеологизмов по их происхождению

№ п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

1

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

2

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, втирать очки.

3

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый.

4

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

5

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову.

6

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык.

7

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, потерпеть фиаско, секрет полишинеля, пиррова победа.

8

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Приложение 2

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство

Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, поднимать целину, на ловца и зверь и бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить декорации.

Приложение 3

Вариант 1

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило


Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода



Приложение 4

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)



Приложение 5

Вариант 1

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения


Вариант 2

1.Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко­лом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и суме­ла в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

(Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)