Понятие о равных треугольниках и первичные представления о равных фигурах
Организационный момент. Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”.
Какие фигуры изображены на рисунке?
Пятиугольник
Треугольник
Четырёхугольник
Многоугольники
Шестиугольник
Все данные фигуры можно назвать одним словом – МНОГОУГОЛЬНИКИ. Слово “многоугольник” указывает на то, что у всех фигур этого семейства “много углов”. Заметьте, сколько углов, столько и сторон.
Если в слово “многоугольник” вместо части “много” поставить конкретное число, например 5, то мы получим ПЯТИУГОЛЬНИК или 6, тогда – ШЕСТИУГОЛЬНИК и т.д.
Каким наименьшим числом можно заменить “много” в многоугольнике?
Что же такое треугольник?
Давайте составим определение треугольника. (Заслушиваются ответы учащихся и составляется определение)
Треугольник
Треугольник – это геометрическая фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки.
В
С
Точки, с которых начиналось построение, называются вершинами треугольника .
Отрезки, соединяющие вершины треугольника, называются сторонами треугольника .
А, В, С – вершины треугольника АВС.
АВ, ВС, СА – стороны треугольника АВС.
∠ А,∠В,∠С – углы треугольника АВС.
Обозначение: ∆АВС
А
∠ А, ∠ВАС, ∠САВ – обозначение угла А
АВ и АС – соседние стороны
∠ А и ∠В – прилегают к стороне АВ
∠ С – противолежит стороне АВ
Периметр треугольника – это сумма длин всех его сторон.
Р = АВ + ВС + СА.
Практические задания.
1) Начертите треугольник АВС и проведите отрезок, соединяющий вершину А с серединой противоположной стороны.
2) Начертите треугольник MNР . На стороне МР отметьте произвольную точку К и соедините её с вершиной, противолежащей стороне МР.
А
С
D
В
М
К
Р
N
3) Назовите углы:
а) треугольника DЕК, прилежащие к стороне ЕК;
б) треугольника МNP, прилежащие к стороне MN.
а) б)
D
Р
N
Е
М
К
4) Назовите угол : а) треугольника DЕК, заключённый между сторонами D Е и D К; б) треугольника МNP, заключённый между сторонами NP и РМ.
а)
б)
D
Р
N
Е
М
К
5) Между какими сторонами:
а) треугольника DЕК заключён угол К;
б) треугольника МNК заключён угол N?
а)
б)
D
Р
N
Е
К
М
Самостоятельно!!!
- 1. Запишите сторону, лежащую против угла V.
- 2. Запишите угол, лежащий против стороны LV.
- 3. Назови углы, прилежащие к стороне NL.
Равные треугольники
В
Два треугольника называют равными, если их можно совместить наложением.
А
Те стороны и те углы, которые совмещаются при наложении треугольников, называют
соответственными сторонами и соответственными углами.
С
На рисунках равные стороны отмечают одинаковым количеством чёрточек, а равные углы — одинаковым количеством дуг ( Заметим, что в равных треугольниках против соответственных углов лежат соответственные стороны, и наоборот: против соответственных сторон лежат соответственные углы).
18
Если два треугольника равны, то элементы (т.е. стороны и углы) одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника.
Р
В
М
С
К
А
В равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы, и обратно: против соответственно равных углов лежат равные стороны.
S
T
Q
F
R
V
D
O
L
Какие из треугольников равны?
M
В
N
С
А
H
K
E
L
На рисунке изображены равные треугольники. Укажите соответственно равные элементы этих треугольников.
Р
А
К
С
В
М
Как хорошо ты усвоил урок?
Ответь на вопросы:
1. Как называют и обозначают треугольник?
по его вершинам
2. Что называют периметром треугольника?
сумму длин всех его сторон
4. Какие два треугольника называют равными?
которые можно совместить наложением
5. Сколько у каждого треугольника вершин, сторон и углов?
3
Домашнее задание:
§ 1, п.14. стр.28-29-читать, учить.
№ 87, 88
Успешного выполнения домашнего задания!
Успешного выполнения домашнего задания!