СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о сложносочинённом предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Понятие о сложносочиненном предложении

    Цели урока: повторить изученное о сложном предложении; дать понятие о  видах сложносочиненного предложения; закрепление и углубление изученного о сложносочиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения; ставить знаки препинания в сложном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о сложносочинённом предложении»


Урок русского языка. 9 класс


Тема: Понятие о сложносочиненном предложении

Цели урока: повторить изученное о сложном предложении; дать понятие о видах сложносочиненного предложения; закрепление и углубление изученного о сложносочиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения; ставить знаки препинания в сложном предложении.


I. Объявление темы урока и работа с текстом

На доске написан текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Задания к тексту:

Прочитайте текст, определите тему текста и озаглавьте его. Какие художественные приемы используются в тексте для передачи настроения? Вставьте пропущенные буквы. Какие орфографические правила вы применили?

Чайка

Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем?

Холодно и ветрено. День с самого утра хмурит(?)ся. Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. Теперь же осень а север еще печальнее осенью. Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.

Чайка с криком бросалась между волнами плавно скользя по воде в их ухабы выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.

Надвигается (не)настный вечер и бессильно качается чайка по ветру: все дальше уходит, белея в тумане, от берега в море.

Быстро спускает(?)ся темная бурная ночь; чаще мелькают в море седые космы пены шум прибоя растет. Ледяной ветер доносит по воздуху брызги и отдаляющийся крик чайки.


II. Объяснение нового материала

Прежде, чем мы будем рассматривать сложносочиненные предложения, давайте вспомним, что вы уже знаете о сложном предложении.

Что такое сложное предложение?

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что такое сложное предложение?

Какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

(на столе у учащихся таблицы с сочинительными союзами)


Сочинительные союзы

Группы

Союзы

Значение предложений


1. Соединительные


и, да (= и), да и, тоже, также

1) одновременность;

2) последовательность действий


2. Противительные


а, но, да (= но), зато,

однако (же, только)



противопоставление явлений, событий


3. Разделительные


или (иль), либо, то-то,

не то - не то, то ли…то ли,

ни – ни


1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких


В зависимости от того, какое значение имеет сложносочиненное предложение и какие союзы связывают части его. Они, как и союзы, делятся на три группы. В таблице указаны названия групп и значение предложений.

Какое пунктуационное правило, связанное со сложным предложением, вы знаете?

Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид, расставьте знаки препинания, объясните пунктограммы.


III. Закрепление

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы.

1) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце, и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще, и дали приветливее, и люди милее, и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.


IV . Подведение итогов


V. Домашнее задание Параграф 4, упр. 13





























I

_____________________________________


Слыш…шь как жалобно кричит чайка над шумящим, взволнова…ым морем?

Холодно и ветрено. День с самого утра хмурит(?)ся. Здесь в этом (не)приветливом северном море на его пусты…ых островах и прибрежьях круглый год (не)настье. Теперь же осень а север еще печальнее осенью. Издали (не)обозримая равнина моря кажется выше берега она уходит в тума…ый простор на запад а ветер все быстрее гон…т с запада волны и далеко разносит крик птицы.

Чайка с криком бросалась между волнами плавно скользя по воде в их ухабы выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. Ветер вольно носил ее низко над морем.

Надвигается (не)настный вечер и бессильно качается чайка по ветру: все дальше уходит, белея в тумане, от берега в море.

Быстро спускает(?)ся темная бурная ночь; чаще мелькают в море седые космы пены шум прибоя растет. Ледяной ветер доносит по воздуху брызги и отдаляющийся крик чайки.


II


Сочинительные союзы

Группы

Союзы

Значение предложений


1. Соединительные


и, да (= и), да и, тоже, также

1) одновременность;

2) последовательность действий


2. Противительные


а, но, да (= но), зато,

однако (же, только)



противопоставление явлений, событий


3. Разделительные


или (иль), либо, то-то,

не то - не то, то ли…то ли,

ни – ни


1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких


III

Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какие сложносочиненные предложения по значению здесь представлены. Составьте схемы (составленные схемы учащиеся чертят на доске).

1) Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство.

2) Светило солнце и степь дымилась и блестела.

3) Мне стало ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей.

4) То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть арию то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка.

5) Она мне нравилась все больше и больше я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

6) Товарищи относились к нему неприязненно солдаты же любили воистину.

7) И воздух становится слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче.

8) Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна.

9) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

10) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, быстро подвигалась к нам.




Урок русского языка. 9 класс


Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока: повторить изученное о сложном и сложносочиненном предложении; дать понятие о сложноподчиненном предложении; отработка умения различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; находить главное и придаточное в сложноподчиненном предложении; ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, составлять их схемы


I. Проверка домашнего задания


1. На прошлом уроке мы рассматривали сложносочиненное предложение и правила постановки знаков препинания в нем. Давайте повторим этот материал.

Что такое сложносочиненное предложение?

Какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

На какие группы делятся сложносочиненные предложения?


2. Графический диктант

1) Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь. [- - – =] и [= –].

2) Слабо тянуло по комнате запахом яблок, и в светоносном воздухе порхала под потолком бабочка. [ = ], и [ = –].

3) Безветрие, и все небо залито ровной синевой. [ = ], и [ = ].

4) Подложили огонь под готовый костер со стружками – пламя запылало. [ = ] – [ – = ].

5) В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой. [- - = ] и [ = ].


II. Объяснение нового материала

Мы сказали, что в сложносочиненном предложении обе части равны, поэтому нельзя поставить вопрос от одного простого предложения в его составе к другому. Части сложносочиненного предложения связывают сочинительные союзы. Теперь перейдем к нашей теме. Что такое сложноподчиненное предложение? Как в любом сложном предложении, в нем не менее двух простых предложений, одно из которых главное, а другое – зависимое (придаточное). Зависимость придаточного предложения мы можем установить с помощью вопроса. Также нам поможет союз, присоединяющий зависимую часть к главной. Если в сложносочиненном предложении использовались сочинительные союзы, то в сложноподчиненном предложении – подчинительные.

1. На доске написаны предложения с пропущенными знаками препинания.

Задания к предложениям:

Спишите, вставьте пропущенные знаками препинания. Найдите главную часть и придаточную, поставьте вопрос. Составьте схему.


1) Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо дисциплинированным.

2) Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камни.

3) Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга.

4) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься.

5) Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.

6) Морозко понял, что разговор окончен, и уныло поплелся в караульное помещение.

7) Сюда он добрался, когда уже закончилось лето.


Придаточное предложение может стоять в начале, в середине или в конце предложения.

Обратите внимание, что мы задавали вопросы к придаточным предложениям, соответствующие тем, которые задаем к второстепенным членам предложения (определение – какой?, дополнение – вопросы косвенных падежей, обстоятельство – когда? где? откуда? почему? как? и т.д.). Придаточные предложения тоже будут делиться на определительные (какой?), изъяснительные (вопросы косвенных падежей), обстоятельственные (когда? где? откуда? почему? как? и т.д.). Каждый вид мы рассмотрим с вами отдельно на следующих уроках.


2. Работа с текстом (текст раздается учащимся).

Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?


Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


Слова с пропущенными буквами выписаны на доске, вызванный ученик вставляет буквы и объясняет их написание.

На доске начерчены схемы к предложениям текста. Задание для учащихся – определить, какая схема к какому предложению относится.


IV . Подведение итогов

1. Какие предложения называется сложноподчиненным?

2. Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?

3. Что называется главным предложением?

4. Что называется придаточным предложением (придаточной частью)?

5. Какие средства связи главного предложения с придаточным вы знаете?


V. Домашнее задание Параграф , упр.
































Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?


Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


_____________________________________________________________________________________


Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?


Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


_____________________________________________________________________________________


Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?


Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


_____________________________________________________________________________________


Прочитайте текст. Найдите в нем сложноподчиненные предложения, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Какие художественные приемы здесь использованы?


Направо от пути ра(с,сс)т…лалась кочковатая темно-зеленая р…внина на краю которой были броше…ы серенькие домики. На высокой зеленой горе внизу которой бл…стала серебря…ая полоска стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким мета…ическим визгом беше…о влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки Петька вздрогнул от испуга и отшатнулся от окна. Однако он тотчас же вернулся к нему потому что боялся потерять хоть малейшую подробность пут…шествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными. Морщинки пропали как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо бл…стящим и белым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!