СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об однородных членах предложениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки: обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах.

Разработка сопровождается презентацией с теоретическим и практическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения»

Тема. Понятие об однородных членах предложениях.

Цели:

I. Обучающие:

1. Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;

2. Формировать умения: 

  • опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;

  • определять способ связи однородных членов;

  • правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;

  • соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.

II. Развивающие:

Развивать:

  • логическое мышление детей;

  • речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;

  • навыки самостоятельной и коллективной работы.

III. Воспитывающие:

Способствовать развитию:

  • любви к родному языку;

  • любви к родной природе.

Тип урока: изучение нового учебного материала

Оборудование урока: русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014; компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

I Организационный момент

II Объявление темы и целей урока

На прошлом уроке мы узнали, что простые предложения могут быть осложненными. Чем могут быть осложнены простые предложения?

Вы указали, что предложения могут быть осложнены однородными членами. Вот о них мы сегодня и поговорим (слайд 1). Тем более кое-что об однородных членах предложения вы знаете из предыдущих классов. А сейчас проведем эксперимент.

III Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проведение эксперимента.

1. Выразительно прочитайте текст и спишите его (текст распечатан для каждого ученика)

2. Проведите эксперимент:

-прочитайте задания к упражнению и сформулируйте цель эксперимента;

-докажите, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову; для этого укажите слово, к которому относится каждая группа выделенных однородных членов предложения;

-убедитесь, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения; для этого задайте вопрос к однородным членам предложения вопрос и подчеркните их как члены предложения;

-укажите, в каких случаях однородные члены предложения связаны только с помощью интонации, в каких – с помощью интонации и сочинительных союзов; какова пунктуация при этом (слайд 2).

К обеду небо полностью освободилось, засияло и как бы заходило, закружилось над землей, слизывая волна за волной щедрую, чистую краску.

В него ринулись птицы и заиграли, заносились, вскрикивая от счастья, что им дано летать. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты, но и после недельного ненастья нигде не тронулась желтизной – лето, значит, будет долгим. Ровные в дождь, резкие и ясные запахи слились в одно могучее испарение, в котором, как в реке, нельзя было разобрать, чья из какого ручья вода.


  1. Сделайте вывод: какие признаки свойственны однородным членам предложения и почему их необходимо распознавать? (слайд 3)

IV Восприятие учащимися учебного материала

Слайды презентации 4, 5, 6, 7

V Закрепление учебного материала

1.Пунктуационно-орфографическая работа

Спишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, укажите, какими членами предложения они являются и как связаны между собой. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.
(слайд 8)

Дым костра то поднимает..ся столбом к небу то стелет..ся туманом по траве то мечет..ся вокруг огня. Мы св..рнули палатку взвалили на себя рюкзаки и пошли. Всю ноч.. болота дышали лекарстве..ым запахом мха коры черных коряг. Сидя у костра мы сначала молча слушали тиш..ну а потом запели (в)полголоса.


2.Конструирование предложений.

Составьте из двух предложений одно с однородными членами. Поставьте недостающие знаки препинания; введите, если необходимо, союзы. (слайд 9)

  1. Шел снег. Снег таял. 2. Лес гудел тревожно. Гудел неровно угрожающе. 3. Днем паутина летала по воздуху. Она запутывалась в нескошенной траве седой пряжей налипала на лицо. 4. Дождь стучал по крыше. Дождь плескался на дворе в лужах. 5. Над цветами летали пчелы. Летали мотыльки стрекозы.


3.Работа в группах.

Выпишите предложения по группам: с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.

Много колосистой травы и цветов р..сло около пней. Пыль и запах парного молока в..сели над деревенскими улицами. Река Великая перес..кает город шумит пенит..ся и вытягивает в струны дли..ую подводную траву. Я любил бродить в лугах и в старых сосновых борах. Навстречу мне вышел маленький худощавый и седой человек в старом потертом давно изноше..ом пальто. Мутные звезды светились над озером отр..жались в его воде. Проб..раемся среди зар..слей высокой травы шиповника кустов можжевельника. Озорно искристо и шумно бежал по улице ручей.



VI Рефлексия

Заключительная беседа

  • какие члены предложения называются однородными?

  • как они соединяются между собой в предложении?

  • что такое распространенные однородные члены предложения?

  • могут ли однородные члены предложения быть выражены разными частями речи?

VII Домашнее задание

§ 29 (с.126-129)

Выбрать одно из двух заданий:

  1. упр. 207 (из учебника по заданию)

  2. Составьте предложения с фразеологическими оборотами, указанными на с.129. Объясните значение фразеологизмов.

VIII Выставление оценок

Просмотр содержимого презентации
«Однородные члены предложения»

Понятие об однородных членах предложениях

Понятие об однородных членах предложениях

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента

  • Выразительно прочитайте текст и спишите его
  • Проведите эксперимент:
  • прочитайте задания к упражнению и сформулируйте цель эксперимента;
  • докажите, что однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову; для этого укажите слово, к которому относится каждая группа выделенных однородных членов предложения;
  • убедитесь, что однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и являются одним и тем же членом предложения; для этого задайте вопрос к однородным членам предложения вопрос и подчеркните их как члены предложения;
  • укажите, в каких случаях однородные члены предложения связаны только с помощью интонации, в каких – с помощью интонации и сочинительных союзов; какова пунктуация при этом?
Признаки однородных членов Отвечают на один и тот же вопрос; Относятся к одному и тому же слову; Связаны сочинительной связью; Характеризуются перечислительной интонацией.

Признаки однородных членов

Отвечают на один и тот же вопрос;

Относятся к одному и тому же слову;

Связаны сочинительной связью;

Характеризуются перечислительной интонацией.

Однородные члены предложения Нераспространенные Песня сбилась , задрожала , разорвалась , погасла . Распространенные Она играла  очень  хорошо , но немного  строго и сухо .

Однородные члены предложения

Нераспространенные

Песня сбилась , задрожала , разорвалась , погасла .

Распространенные

Она играла очень хорошо , но немного строго и сухо .

В предложении может быть несколько рядов однородных членов Мастер внимательно и придирчиво  осматривал станок и беседовал с токарем и его учениками .

В предложении может быть несколько рядов однородных членов

Мастер внимательно и придирчиво осматривал станок и беседовал с токарем и его учениками .

Сочинительные союзы   Противительные  Разделительные  Соединительные  а, но, да(но), зато, и, да, ни - ни, или, либо, то - то хотя, однако и - и  не то - не то не только - но и так - как и или - или тоже, также то ли - то ли

Сочинительные союзы

Противительные

Разделительные

Соединительные

а, но, да(но), зато,

и, да, ни - ни,

или, либо,

то - то

хотя, однако

и - и

не то - не то

не только - но и

так - как и

или - или

тоже, также

то ли - то ли

Не являются однородными членами предложения Слова, повторяющиеся с целью усиления: Еду, еду в чистом поле. Фразеологические обороты: И день и ночь, и смех и грех, и стар и млад, ни свет ни заря, ни пуха ни пера, ни шатко ни валко, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мертв, о том о сем.

Не являются однородными членами предложения

  • Слова, повторяющиеся с целью усиления:

Еду, еду в чистом поле.

  • Фразеологические обороты:

И день и ночь, и смех и грех, и стар и млад, ни свет ни заря, ни пуха ни пера, ни шатко ни валко, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мертв, о том о сем.

Пунктуационно-орфографическая работа Спишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, укажите, какими членами предложения они являются и как связаны между собой. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.   Дым костра то поднимает..ся столбом к небу то стелет..ся туманом по траве то мечет..ся вокруг огня. Мы св..рнули палатку взвалили на себя рюкзаки и пошли. Всю ноч.. болота дышали лекарстве..ым запахом мха коры черных коряг. Сидя у костра мы сначала молча слушали тиш..ну а потом запели (в)полголоса.

Пунктуационно-орфографическая работа

Спишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, укажите, какими членами предложения они являются и как связаны между собой. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.

Дым костра то поднимает..ся столбом к небу то стелет..ся туманом по траве то мечет..ся вокруг огня. Мы св..рнули палатку взвалили на себя рюкзаки и пошли. Всю ноч.. болота дышали лекарстве..ым запахом мха коры черных коряг. Сидя у костра мы сначала молча слушали тиш..ну а потом запели (в)полголоса.

Конструирование предложений Составьте из двух предложений одно с однородными членами. Поставьте недостающие знаки препинания; введите, если необходимо, союзы.

Конструирование предложений

Составьте из двух предложений одно с однородными членами. Поставьте недостающие знаки препинания; введите, если необходимо, союзы.

  • Шел снег. Снег таял.
  • Лес гудел тревожно. Гудел неровно угрожающе.
  • Днем паутина летала по воздуху. Она запутывалась в нескошенной траве седой пряжей налипала на лицо.
  • Дождь стучал по крыше. Дождь плескался на дворе в лужах.
  • Над цветами летали пчелы. Летали мотыльки стрекозы.
Работа в группах Выпишите предложения по группам: с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом. Много колосистой травы и цветов р..сло около пней. Пыль и запах парного молока в..сели над деревенскими улицами. Река Великая перес..кает город шумит пенит..ся и вытягивает в струны дли..ую подводную траву. Я любил бродить в лугах и в старых сосновых борах. Навстречу мне вышел маленький худощавый и седой человек в старом потертом давно изноше..ом пальто. Мутные звезды светились над озером отр..жались в его воде. Проб..раемся среди зар..слей высокой травы шиповника кустов можжевельника. Озорно искристо и шумно бежал по улице ручей

Работа в группах

Выпишите предложения по группам: с однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания; союзы обведите овалом.

Много колосистой травы и цветов р..сло около пней. Пыль и запах парного молока в..сели над деревенскими улицами. Река Великая перес..кает город шумит пенит..ся и вытягивает в струны дли..ую подводную траву. Я любил бродить в лугах и в старых сосновых борах. Навстречу мне вышел маленький худощавый и седой человек в старом потертом давно изноше..ом пальто. Мутные звезды светились над озером отр..жались в его воде. Проб..раемся среди зар..слей высокой травы шиповника кустов можжевельника. Озорно искристо и шумно бежал по улице ручей

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 29 (с.126-129)
  • Выбрать одно из двух заданий:
  • упр. 207 (из учебника по заданию)
  • Составьте предложения с фразеологическими оборотами, указанными на с.129 учебника. Объясните значение фразеологизмов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!